Паяцы 2015. Погружение в мир тотального совершенства. Ну, почти

Jul 02, 2018 19:08



В списке воспроизведения давно лежала театральная постановка "Леонкавалло - Паяцы - Зальцбург 2015" с замечательным видеорядом, и, как ни странно, похвалы оказались выше ожиданий. Отличная придумка с разбиением рампы на шесть экранов(!), верхние три из которых могут показывать видеоизображение, а на нижних актеры массово играют вживую. Остро чувствуется масштаб действа, а на видеоэкране можно одновременно видеть увеличенное изображение одной из дейсвтующих в данный момент комнат. Гениальная находка. Здорово проработан антураж всех сцен, незаметно меняющийся, текучий, яркий, сочный, интересный. Подсветка в зеленом тоне делает белые костюмы кислотно-зелеными, придавая действу необходимую толику нереальности. Продуманный грим, таких паяцев, в жабо, встречать еще не приходилось. Техническая сторона совершенна!

Главный Паяц, Канио, - воплощенное зло с сатанинской бородкой. Кукла Недда - прелестна: натянутая улыбка, обязательная в представлении, и такая ненужная за минуту до осознанной гибели, создает задуманный режиссером диссонанс, трогает струны души. Потрясающий оркестр, на мой взгляд, создает особенную атмосферу честного средневековья, звучит чисто и мощно, и это лучшее впечатление от всего представления. Добавим к этому слаженную работу операторов, своевременные переключения между шестью сценами... в общем и целом получилось отменное зрелище. Именно зрелище. Посмотреть есть, на что.

Подкачал, к сожалению, главгерой в исполнении очень уважаемого вназападах Йонаса Кауфманна (1969). На мой взгляд, это провал. Так как в качестве оперного певца он затушевывает главную арию Канио, эту замечательную и очень приветную мелодию, понятную, кажется, даже без всяких слов, но которая в его исполнении является проходной, звучит блекло. Он не представляет зрителю личность ревнивца, не заставляет метаться в ложных симпатиях и неприязни, не дает сопереживать ему - как не рождает сочувствия механическое пианино, трынь-брынь. Точно так же, как не впечатляет хорошо поставленный голос Г.Лепса, который кричит в микрофон, а не поет. И Кауфманн тоже просто орет хорошо поставленным голосом. С надрывом, но без эмоций, сочно и качественно, но без изюминки, такой вот парадокс.

Можно было б придраться к его сатанинской бородке, так и остающейся практически бесполезным аксессуаром, но это все ерунда, так как актер Кауфманн не может даже убедительно ударить ножом Недду. И дело даже не в том, что он движет рукой словно в вате, запутавшись в механике, брызгающей кровью на белые одежды. Не в том, что безопасно бьющая финка продается в любом хозмаге, и бить можно, не считаясь с вероятностями даже женщину. Дело в том, что он пропускает момент оркестровой кульминации, наивысшего накала. И зритель невольно начинает искать глазами, что, неужели свершилось уже? Недда ведь даже не пыталась бежать, кажется... Кауфманн обнимает Недду, отворачивает от зала и бьет второй раз. Соперника, нерешительного Арлекина, тоже бьет. Они умирают. А Кауфманн произносит сакральное "Комедия ля финита", и вот здесь попадает и в оркестр, и в нерв, и в роль. На этот раз у него удается даже интонация). Как будто дотянул плуг и рад грядущему отдыху, бедолага)

Интересно, что современный западный спектакль 2015года обошелся сравнительно небольшой порцией пошлости. Несвершившийся половой акт на рандеву Недды и Арлекина, затем похотливо (и не к месту) гладящая себя кукла Недда, призывно двигающая при этом бедрами, Арлекин, пошло обыгрывающий доставание бутылки вина из брючного кармана перед Неддой... Возможно, авторы не понимают, что унижают себя такими поползновениями, останется на их совести.

Резюмируя можно отметить, что спектакль удался. По крайней мере, он является лучшим из того, что попадалось из новых постановок, не вызвал отторжения как на стадии предварительного знакомства - так и при просмотре. Если бы на место актеров поставить людей, которые умеют передавать чувства голосом, умеют чувствовать, как исполнитель второстепенной роли Тензел Акзербек, то постановка была бы почти замечательной. Тензел в роли Беппо (Арлекина), пожалуй, достовернее всех остальных живет на сцене, неоднократно пытаясь оттащить нападающего на Недду Канио и выдавая короткие и очень прочувствованные голосовые фрагменты.

PS по нескольку раз прокрутил арию Канио (Recitar), концовку, а потом - арию Канио в исполнении любимых актеров и певцов Марио Ланца, Владимира Атлантова, Алексея Стеблянко... ее и их, кажется, можно слушать бесконечно, а интонации являются просто эталонными. Нет, нет ошибки в оценке исполнительского мастерства - новые люди растеряли что-то в себе

опера

Previous post Next post
Up