К-496 «Борисоглебск» - на разделку
/прошлогодний репост/
Атомная подводная лодка Северного флота «Борисоглебск» списана из состава ВМФ и отправлена на разделку как не подлежащая модернизации. В мае 2006 года подлодка была отправлена на модернизацию, которой не состоялось из-за недофинансирования. Было принято решение о незапланированной утилизации АПЛ. АПЛ «Борисоглебск» проекта 667 БДР «Кальмар» построена в цехе «Севмашпредприятие» в Северодвинске и сдана ВМФ в 1978 году. В ее послужном списке дальние походы, патрулирование Северной Атлантики, Северного Ледовитого океана, призы главкома ВМФ по ракетной подготовке в 1997, 1998, 1999 годах.
30 декабря 1977 года ПЛ вошла в строй и 17 февраля 1978 года включена в состав КСФ.
Осенью 1986 года совершила поход на испытания в Центральную Арктику.
В ноябре 1986 год вошла в состав 31 ДПЛ 3 ФлПЛ КСФ с базированием в губе Ягельная (г. Мурманск-130 (затем г. Скалистый, затем г. Гаджиево)).
В 1997-1999 годах завоевала приз ГК ВМФ по ракетной подготовке.
11 января 1999 год переименована в «Борисоглебск».
6 апреля 2000 год была выполнена показательная ракетная стрельба в присутствии на борту АПКСН «Карелия» президента России Владимира Путина.
20 июля 2001 год осуществила запуск ракеты-носителя «Волна» с искусственным спутником, оснащенным «солнечным парусом» (не отделился от ракеты и сгорел в плотных слоях атмосферы).
По состоянию на 2002-2008 год находилась в боевом составе флота.
СЕВЕРОДВИНСК, 9 декабря 2008 г.
На оборонной судоверфи «Центр судоремонта «Звездочка» в Северодвинске началась утилизация стратегической атомной подводной лодки (АПЛ Северного флота К-496 «Борисоглебск». Об этом сообщил представитель пресс-службы завода Евгений Гладышев.
Как сообщил источник в штабе Северного флота, атомоход проекта 667БДР, построенный 30 лет назад, списан из состава ВМФ и отправлен на разделку как "не подлежащий модернизации". Утилизация К-496, по словам источника, относится к числу незапланированных. Корабль был отправлен на модернизацию в мае 2006 года. Однако из-за неудовлетворительного финансирования работы на нем велись эпизодически. В результате было принято решение об утилизации "Борисоглебска".
АПЛ "Борисоглебск" за время нахождения в составе ВМФ выполнила 22 боевые службы, в том числе 3 в районе Северного полюса, 28 боевых дежурств и 31 ракетную стрельбу. В марте 1993 года столкнулась с АПЛ "Грейлинг" ВМС США.
Историческая справка: 1975 год 11 марта Зачислена в списки кораблей ВМФ;
1975 год 23 сентября
Заложена в цехе № 50 ПО «Севмашпредприятие» в г. Северодвинске как КрПЛ;
1977 год 13 августа
Спущена на воду;
1977 год 25 июля
Отнесена к подклассу РПКСН;
1977 года 30 сентября
Произведен физический пуск ядерных реакторов;
1977 год 11 ноября
Торжественно поднят Военно-морской флаг. Дата объявлена годовым праздником корабля;
1977 год 30 декабря
Подписан приемный акт. Вступил в строй;
1978 год 17 февраля
Вошел в состав КСФ. Включен в состав 13-ой ДиПЛ 3-ей ФлАПЛ КСФ с базированием на губу Оленья;
1979 год 20 января по 1 апреля
Выполнила задачи автономной БС с первым экипажем;
1982 год июнь
Во время выполнения автономной БС со вторым экипажем РПКСН К-211 (командир кап. 1 р. Ковалев И.Е.) из-за конструктивного недостатка парогенераторов типа ПГ-4т, произошла течь 1 контура на неотключаемом участке;
1983 год декабрь
Повторно произошла течь 1 контура на неотключаемом участке трубопровода парогенератора. Впоследствии было принято решение о замене парогенераторов типа ПГ-4т на модернизированные парогенераторы ПГ-54т при производстве очередного заводского ремонта;
1985 год 12 июля - 1986 год 14 февраля
Средний ремонт с модернизацией на ГП "Звездочка" в г.Северодвинске;
1986 год 14 сентября - 6 октября
Выполнил задачи автономной БС со вторым экипажем с целью системных и летных испытаний ракетного комплекса с достижением географической точки Северного Полюса;
1986 год 7 ноября
Перечислен в состав 31-ой Краснознаменной дивизии 3-ей ФлАПЛ КСФ с базированием на бухту Ягельная губы Сайда (Мурманск-130 - Скалистый - Гаджиево);
1991 год 19 июня - 1993 год 31 января
Прошел средний ремонт на СРЗ "Звездочка" в г.Северодвинске. Установлена ГАС "Аврора-1";
1992 год 3 июня
Отнесен к подклассу АПКСН;
1992 год 30 ноября
1-ый экипаж АПКСН К-496 переименован в 1-ый экипаж ПЛ К-129, а 1-ый экипаж ПЛ К-129 в 1-ый экипаж АПКСН К-496;
1997 год
Завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке;
1997 год декабрь - 1998 год 16 февраля
Выполнил задачи автономной БС с первым экипажем;
1998 год декабрь
Подписан договор о шефских связях между вторым экипажем и администрацией г. Борисоглебска и Борисоглебского района Воронежской области;
1998 год
Завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке;
1999 год 11 января
Приказом ГК ВМФ присвоено почетное наименование "Борисоглебск";
1999 год октябрь
На борту крейсера в море вышла группа генеральных конструкторов подводных лодок и ракетного комплекса во главе с академиком РАН Ковалевым С.Н. Осуществлен пуск ракеты Р-29Р из акватории Баренцева моря по боевому поле полигона Канин нос;
1999 год
Завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке;
2000 год 3 - 6 апреля
Принял участие в тактическом учении разнородных сил флота со вторым экипажем на борту под руководством исполняющего обязанности Президента РФ Путина В.В. (находился на борту АПКСН «Карелия») с выполнением пуска баллистической ракеты на завершающем этапе учений (6.4);
2001 год 20 июля
В 04.31 крейсер (на борту находился первый экипажем АПКСН «Рязань» под командованием кап. 1 ранга Субботина А.Н.), находившейся в погруженном состоянии в акватории Баренцева моря, произвел пуск конверсионной ракеты-носителя "Волна" с космическим аппаратом "Космос-1" (Cosmos-1) с надувным тормозным устройством и элементами солнечного паруса. КА не отделился от ракеты и сгорел в плотных слоях атмосферы;
2002 год 15 марта
1-й экипаж К-496 расформирован;
2002 год 1 сентября
В составе дивизии переформирован в состав 12-ой ЭсПЛ СФ;
2005 год 19 июня
На борту крейсера совершил выход в море епископ Мурманский и Мончегорский владыка Симон;
2005 год 21 июня
В 23.46 крейсер, находившейся в погруженном состоянии в акватории Баренцева моря, произвел пуск конверсионной ракеты-носителя "Волна" с космическим аппаратом "Космос-1" (Cosmos-1) по программе «Демонстратор». Пуск прошел в штатном режиме, однако на 83-й секунде полета двигатель I ступени ракеты остановился. КА был потерян - предположительно упал в районе Новой Земли;
2005 год 7 октября
Со вторым экипажем АПКСН «Рязань» под командованием кап. 1 ранга Каяева Т.Н. произвел из акватории Баренцева моря запуск ракетоносителя с космическим аппаратом с надувным тормозным устройством по программе «Демонстратор-Д2-Р»;
2007 год август
Находился в составе 31-ой Краснознаменной ДиПЛ 12-ой ЭсПЛ СФ. За время нахождения в составе ВМФ (1978-2005) крейсером выполнено 22 боевые службы, в том числе 3 в районе Северного Полюса, 28 боевых дежурств и 31 ракетная стрельба;
2008 год
Находился в ождании ремонта на ФГУП "ЦС "Звездочка".
Комментарий :
Приоткрывается механика сокращения атомного подводного флота России. Так сказать, в свете кризисных явлений. С одной стороны, есть плановая утилизация АПЛ, с другой - вынужденная. В данном случае, насколько можно понять, хватило денег только на ремонт АПЛ "Карелия" - близкого проекта и помоложе на десять лет. Хотя еще год назад никто и не помышлял о списании К-496, лодку ждали ремонт и модернизация.
Подводные ракетоносцы пр.667 "Кальмар" и "Дельфин" являлись в последние годы основой морской составляющей российской стратегической ядерной триады. Именно эти труженики присутствовали в морях для боевой работы, а не для одной лишь демонстрации флага. После ремонта эти лодки снова могут выполнять свои боевые задачи в течение 10 лет. Да, К-496 - по любым меркам ветеран. Но ее ресурс, по оценкам специалистов, далеко не исчерпан. Ее пребывание в военно-морском строю, даже в режиме ограниченной годности имело перспективу как военную (ударные возможности лодки достаточны, чтобы эффективно нести боевое дежурство даже у причала), так и коммерческую - К-496 с 2001 года участвовала в пусках баллистических ракет по программам космических исследований.
Никто не ставит под сомнение необходимость избавления подводного флота от устаревших субмарин. Но вбухивать миллиарды рублей в долгострой новейших АПЛ совсем не по карману стране, которая, как выясняется, подвержена мировым кризисам. Куда умнее поддержать на плаву то, что еще может послужить. Но вот на "Борисе и Глебе" сэкономили, отправив на заклание. Такая, видать, судьба у этих мучеников.
Владимир Темныйнастроение: Мрачное
слушаю: Автономка - Соленых 100 метров тоски