Пока еще свежи следы пребывания во мне Гаваны и известные многим послекубинские ломки, напишу.
Есть люди, которые годами, даже десятилетиями ездят на Кубу и всех их привлекает разное.
Но не моя любимая музыка, которая звучит из каждого ресторанчика, машины и окна старого города, пронизывая насквозь, так, что бухать второе сердце под ритм тумбао или клаве. Ни сильный ветер с океана, прочищающий мозг, делающий его кристальным, детским и любопытным. Ни мои любимые танцы, которые облепили мое тело как самое облегающее красное платье, когда даже «не танцующий» кубинец шевелит плечами так музыкально, как мне пришлось учиться не один год. Ни комплименты и горячие взгляды, иногда формальные, а иногда искренние, когда лишнюю секунду задержишь внимание и это заставляет представителя мужского населения тут же подойти знакомиться-поболтать и предлагать все, начиная по нисходящей от свободной Касы на съем, поучить меня танцевать, описать мои прекрасные глаза, до любви на ночь и стать моим женихом. Нет я совсем не питаю иллюзий на счет кубинцев, каждый из них, даже живущий гораздо богаче меня, образованный и вежливый в уме прокручивает операцию, чтоб поиметь с «богатенького» иностранца.
Все это на втором месте. На первом же - мое тотальное ощущение бытового всемогущества и непреходящего счастья все те минуты, которые я там нахожусь.
Ощущение, что тебя любит это место и выполняет все твои желания, четко ли или сформулированные туманные на уровне ощущения.
Это звучит как нечто сказочное. И скажи мне кто-то нечто подобное, я бы, наверное, подумала о сильном приукрашивании. Пока сама не стала купаться в этом как в теплых волнах, окончательно осознав это во второй раз, первый раз подумав, что мне просто повезло.
Каждый день просыпаюсь с улыбкой и радостным любопытством, что же интересного, приятного и захватывающего принесет мне этот день, с возгласом благодарности «Спасибо Папочка Элегва, за все подарки, которые ты мне так щедро даришь здесь!»
Ведь стоит мне пожелать увидеть нужного человека на вечеринке, у которого я бы хотела брать уроки и не зная, здесь ли он, стоя у бара с монеткой, чтоб купить воды, я через минуту поворачиваю голову и вижу его. А если проблемы с телефонной связью, и я не могу связаться с нужными людьми, ноги сами направляют меня (или их) в те места, где мы встречаемся «случайно» на улице. И находится квартира, не через одного, так через другого.
Стоит мне захотеть авокадо, которого нет во фруктовых лавках города, так мне по дороге встречаются два гуахиро которые привезли из деревни сумку с авокадо и я покупаю два огромных, одно мадуро, чтоб сразу съесть, второй верде, чтоб срубать попозже.
Или хочу вот дешево доехать до концерта, встречается чувак, который учит меня ездить на такси коллективо, показывает место, что спрашивать и сколько платить (разница в 10 раз с такси для иностранцев), еще и пиво мне покупает.
Так же с местной аутентичной едой, места и столовые. Как счет на местную симку пополнить, сколько могут стоить темные очки, чтоб не задрали цен и места их продажи.
Или бесплатно добраться до пляжа. Я даже поспорила. Что поеду второй раз бесплатно. И выиграла.
Внезапные знакомые по пути, которые отворачивают меня от ненужного похода в закрывающийся офис.
А чтоб увидеть что-то новое и прекрасное в одно утро, я просто встала на перекрестке, закрыла глаза и раскрыв немного ладони, ждала знака и пожалуйста, засвербело в правой, по той дороге и пошла, вышла на красивущую церковь, которую раньше не видела.
Захотела поговорить по-русски в последний день, сажусь рядом в автобусе с женщиной русской из Канады, с которой проводим весь день, настолько интересная жизнь и истории.
И даже если случаются какие-то мелкие косяки, они как-то сами разрешаются, нужно только подождать и место само выведет на тебя нужных людей. Невозможно все перечислить, это как нити, которыми пронизан весь день.
Я всегда чувствую, когда в обменнике очередь, чтоб не идти туда, чую, когда нужно пораньше свалить с пляжа. Это все лучше чувствуется, когда одна, когда окружающие не сбивают.
Это еще сильнее проявилось, когда на последнем концерте фестиваля, прервались и сказали о смерти Фиделя и трауре. Когда не было ни танцев, ни музыки на улицах, ни алкоголя в продаже.
Но Гавана сделала все, чтоб я в этом непривычно тихом и временно грустном городе каждый день чувствовала себя счастливой.
Нет, я прекрасно понимаю, что путать путешествие и жизнь нельзя. Но нигде, где бы я не была раньше, ни во Франции, ни в Англии, ни в Италии, ни а Хорватии и Чехии, ни в Турциях-Грециях, ни в Кении и даже Тайланде, нигде я не чувствовала такой любви пространства, зашкаливающей интуиции. И тотального исполнения всех желаний. Это как купаться в водопаде, а приехав на родину, ощущать лишь редкие брызги на своем лице.