Сегодня начинаю публикации исследований, мыслей, гипотез, идей и практических заданий экспертов годового проекта по архетипам "Ролевые гардеробы" - изучаем архетип Славный Малый.
Напомню: по формату этот проект коллаборация - совместный творческий и интеллектуальный поиск, исследования специалистов из разных сфер, которым интересна тема архетипов. Проект не преследует цели создать 100%-но точную систему типирования, а эксперты не будут выдавать безапелляционные мнения "как устроен этот мир" и готовые рецепты. Проект задуман как площадка и ресурс для неформального общения по теме архетипов, для обмена опытом, идеями, мнениями, взаимного обучения, рождения новых проектов на стыке разных областей.
Эксперт проекта:
ОЛЬГА НЭЛТ
Психолог, гештальт-терапевт
АРХЕТИП "СЛАВНЫЙ МАЛЫЙ"
Лучший парень наших лет,
Славный парень,
Статный парень,
На плече он носит плед,
Славный горский парень.
- Роберт Бернс
Мы добрались до Славного Малого.
Как обычно, для начала посмотрим, что пишут об этом архетипе наши авторы.
«Архетип Славного Малого служит триггером для поведения и взглядов, позволяющих нам стать частью группы и отдавать должное всем окружающим нас людям, а не только лучшим из них.
Его девиз: Все люди созданы равными.
Славный Малый демонстрирует добродетели существования в качестве обычного человека, такого, как все. Вы можете вспомнить персонажи обычных людей в средневековых нравоучительных пьесах, идею «обычного человека» в политических теориях и риторике и эмоциональное влияние могилы Неизвестного солдата.
Когда в человеке активизируется архетип Славного Малого, он склонен говорить на простонародном наречии и избегать элитарности любой ценой. В глубине всех этих поступков лежит ценность, согласно которой любой человек значителен. Это кредо гласит, что все хорошие вещи в жизни принадлежат каждому человеку по праву рождения, а не только аристократии или родившимся в обеспеченных семьях.
Архетип Славного Малого можно распознать в «старине», «Мариванне», среднем человеке, обычном человеке, «парне или девушке из соседнего дома», реалисте, работяге, добропорядочном гражданине, хорошем соседе.
Славный Малый является базовым архетипом демократии с ее основной заповедью «Один человек, один голос». Этот архетип имеет исключительно важное значение для движения за гражданские права, женского движения, движения за равноправие представителей сексуальных меньшинств и всех остальных движений, которые ставят перед собой цель добиться полного социального и экономического равноправия какой-либо группы или класса людей.
В древних племенных культурах изгнание или исключение из группы могло означать, что вы оказывались один на один с диким миром, становились беззащитной добычей самых разнообразных хищников. На практике изгнание было равноценно смертной казни. Даже в наши дни люди с плохими коммуникационными навыками, не способные ладить с окружающими, имеют гораздо больше шансов потерять работу или дом, чем те люди, у которых эти умения представлены гораздо лучше.
Мы все еще нуждаемся в создании социальной сети для поддержки.
Каждому знакомо отчаяние подростков из-за невозможности «соответствовать» - если не всей «толпе», то, по крайней мере, хотя бы некоторым группам. Это чувство одиночества или исключенности - испытывают его индивиды или целые группы - является триггером огромной привлекательности архетипа Славного Малого; желание никак не выделяться и ничем не отличаться, быть слитым со всеми. И как только это желание будет удовлетворено, проявится тенденция упиваться сознанием своей заурядности.
Аффилиация с группой часто выражается в виде определенных товаров: кепок, лозунгов на футболках, наклейках на бамперах, или, в более мягкой форме, в стиле дома, автомобиле, одежде и пище.
Славный Малый хочет быть частью племени - не важно, какого именно, - клики, социального класса, культуры места работы, церкви или секты, клуба или профсоюза. Индивид может быть членом этой группы в силу своего рождения или по совершенной иной причине.
В наши дни люди, добившиеся успеха, иногда предотвращают появление зависти к себе тем, что публично демонстрируют свои неврозы, страхи и трудности. Это помогает окружающим не забывать, что под внешним блеском они - просто люди, такие же, как вы и я.
Славный Малый любит высмеивать самого себя, уверяя себя и всех окружающих в том, что не стоит слишком серьезно относиться к себе.
Славный Малый ненавидит всяческие ухищрения, преувеличения и людей, которые слишком важничают. Следовательно, бренды Сланного Малого почти всегда носят домашний, не бессмысленный характер, который заставляет их выглядеть подлинными.
Славный малый понимает, что значение каждого именно в том, каков он есть. Он очень мало ждет от жизни, но учит нас эмпатии, реализму и житейской мудрости». (с) Марк и Пирсон
Славный Малый
Основное желание: связь с окружающими людьми.
Цель: принадлежать, соответствовать.
Опасения: выделиться, заважничать и в результате быть изгнанным или отвергнутым.
Стратегия: вырабатывать обычные прочные добродетели, чувство локтя, сливаться с окружающими.
Ловушка: отказаться от своего «я» ради слияния, но взамен получить лишь
поверхностные связи с людьми.
Награда: реализм, эмпатия, отсутствие претензий.
Уровни архетипа Славного Малого
Вызов: одиночество, отчуждение.
Первый уровень: сирота, чувствующий себя брошенным и одиноким, жаждет аффилиации.
Второй уровень: присоединившийся, научившийся устанавливать связи, соответствовать, он принимает помощь и дружбу.
Третий уровень: гуманистически настроенный, верящий в естественное достоинство каждого человека независимо от его способностей или жизненных обстоятельств.
Тень: жертва, которая предпочитает претерпеть дурное обращение, нежели остаться в одиночестве, или член бандитской группировки, предпочитающий совершать преступления, лишь бы оставаться в рядах шайки.
В рекламе и брэндах упор делается на совместность, причастность к какой-то группе или компании, общность интересов. Марк и Пирсон считают, что «естественное место встречи Славных Малых - это не дом и не работа. Исторически сложилось так, что люди встречались в общественных местах, чтобы обсудить общие интересующие их темы - спорт, политику, безобидные сплетни или погоду. В прошлом таким местом могла стать деревенская лужайка, близлежащий трактир, библиотека, зал профсоюза, крыльцо своего дома или просто скамейка рядом с деревенским магазином - общественное место, где люди, не слишком хорошо знакомые друг с другом, могли пообщаться и насладиться компанией друг друга. В наши дни люди не собираются перед своим домом, а в окрестностях имеется достаточно ресторанов и баров, поэтому людям совсем не обязательно собираться в одном и том же месте; мы посвящаем большую часть нашей жизни либо личным вопросам, либо бизнесу. Сегодня интернет-чаты представляют собой популярную нейтральную территорию, которая преодолевает границы времени и пространства, превращая людей со всего мира в соседей, по крайней мере, на уровне их сознания».
Итак, основная особенность архетипа, согласно Марк и Пирсон, - стремление к принадлежности к группе, признание ценности человека как такового, к общности интересов, к демократическим ценностям в самой их основе: в том, что все люди равны.
Славный Малый почему-то прочно ассоциируется у меня со стихами Роберта Бернса - и не только (да и не столько) из-за процитированного в эпиграфе. Мне кажется, многое в творчестве Бернса пронизано именно этим: превознесением простоты, «честной бедности», призывом к единению и надеждой на то, что «будет день, когда кругом все люди станут братья» - стихи Бернса прямо-таки населяют славные малые и их ценности.
А теперь давайте поищем в себе Славного Малого и познакомимся с ним.
БЛОК 1.
- На кого похож ваш Славный Малый? Как он одет, как двигается, как говорит? Напоминает ли кого-то из известных вам людей или персонажей?
- Он вам нравится или нет? Какие чувства вызывает? Хочется к нему подойти или держаться от него подальше?
- Что бы вы могли делать вместе с ним?
- Представьте себя в группе людей, чье мнение для вас важно. Постарайтесь долго не задумываться и ответить на вопросы: Где вы находитесь среди них? Чем заняты? Что вообще происходит в этой группе, и как именно в это вовлечены вы сами? Что вы чувствуете?
- Представьте себя одним из участников сплоченной группы, в которую попадает новичок. Какие эмоции вы испытываете по этому поводу, как отнесетесь к новенькому - или, может, просто не обратите особого внимания?
БЛОК 2.
Для тех, кого привлекает образ Славного Малого
- Вот он какооой…
- Какими вы сами видите основные черты, характеристики Славного Малого? (Они могут и отличаться от тех, что приведены мной или авторами концепции: важно, чтобы это были именно ваши представления об архетипе: что вы чувствуете и думаете, когда представляете его себе). Выпишите столько черт, сколько придет в голову.
- Что означает для вас каждая черта/характеристика, чем она важна, что в ней ценного для вас?
- Как это ценное и важное отражено в вашей жизни?
- Смотрим, насколько эта ценность/потребность проявлена в вашей жизни или нужно за нее побороться.
- Если потребность не очень-то удовлетворяется, смотрим, какие вы можете найти способы ее удовлетворить.
- Если б я был султан…
- «Если бы я был Славным Малым, я бы…»
Записываем все, что угодно, что первым приходит в голову. Составляем список из пяти позиций. Если понравилось, можно больше.
- Рассматриваем каждую позицию по схеме:
- Чем это важно для меня, зачем мне это, чем меня это привлекает?
- Есть ли в моей жизни что-то, дающее мне похожие ощущения?
- Где бы я мог эти ощущения найти, если сейчас в моей жизни их недостаточно?
Для тех, кому неприятен образ Славного Малого
- Вот он какооой…
- Какими вы сами видите основные черты, характеристики Славного Малого? (Они могут и отличаться от тех, что приведены мной или авторами концепции: важно, чтобы это были именно ваши представления об архетипе: что вы чувствуете и думаете, когда представляете его себе). Выпишите столько черт, сколько придет в голову.
- Что означает для вас каждая черта/характеристика, чем она неприятна, что в ней вас отталкивает, пугает?
- На что это похоже в вашей жизни?
- Смотрим, какая ценность/потребность скрыта за этим страхом.
- Смотрим, насколько эта ценность/потребность проявлена в вашей жизни или нужно за нее побороться, и как это можно сделать?
- Если б я был султан…
- «Если бы я был Славным Малым, я бы…»
Записываем все, что угодно, что первым приходит в голову. Составляем список из пяти позиций. Если понравилось, можно больше.
- Рассматриваем каждую позицию по схеме:
- Чем это плохо для меня, почему меня это пугает, чем мне это не нравится?
- Есть ли в моей жизни что-то, дающее мне похожие ощущения?
- Смотрим, какая потребность скрыта за этим.
- Смотрим, насколько эта потребность удовлетворяется.
- Если удовлетворяется недостаточно, то смотрим, есть ли в моей жизни возможности для реализации этой потребности?
Для всех:
- Как вы думаете, много ли в вас Славного Малого?
- Хотелось бы больше? Почему? Для чего? (Это разные вопросы! :)) Сознательно ли вы ограничиваете в себе Славного Малого? Есть ли что-то внешнее, ограничивающее в вас Славного Малого?
- Хотелось бы меньше? Почему? Для чего? Сознательно ли вы культивируете в себе больше Славного Малого, чем вам хочется/нужно? Есть ли какие-то внешние факторы, заставляющие вас это делать?
- Хочется ли как-то это изменить? Как вы думаете, как скажутся на вашей жизни такие перемены?
А теперь снова закройте глаза, подумайте о своем Славном Малом и найдите картинку, отражающую для вас этот образ. Абсолютно любую: пейзаж, натюрморт, одежду, человека, абстракцию. И отложите туда же, куда спрятали все предыдущие образы.
Делитесь впечатлениями!
Изменился ли для вас образ Славного Малого после упражнений или остался прежним?