ПРОЕКТ ПО АРХЕТИПАМ "РОЛЕВЫЕ ГАРДЕРОБЫ". СЛАВНЫЙ МАЛЫЙ. ЭКСПЕРТ ОЛЬГА НЭЛТ.

Oct 22, 2016 13:41

Сегодня начинаю публикации исследований, мыслей, гипотез, идей и практических заданий экспертов годового проекта по архетипам "Ролевые гардеробы" - изучаем архетип Славный Малый.
Напомню: по формату этот проект коллаборация - совместный творческий и интеллектуальный поиск, исследования специалистов из разных сфер, которым интересна тема архетипов. Проект не преследует цели создать 100%-но точную систему типирования, а эксперты не будут выдавать безапелляционные мнения "как устроен этот мир" и готовые рецепты. Проект задуман как площадка и ресурс для неформального общения по теме архетипов, для обмена опытом, идеями, мнениями, взаимного обучения, рождения новых проектов на стыке разных областей.

Эксперт проекта:


ОЛЬГА НЭЛТ
Психолог, гештальт-терапевт

АРХЕТИП "СЛАВНЫЙ МАЛЫЙ"

Лучший парень наших лет,
Славный парень,
Статный парень,
На плече он носит плед,
Славный горский парень.
- Роберт Бернс
Мы добрались до Славного Малого.



Как обычно, для начала посмотрим, что пишут об этом архетипе наши авторы.

«Архетип Славного Малого служит триггером для поведения и взглядов, позволяющих нам стать частью группы и отдавать должное всем окружающим нас людям, а не только лучшим из них.

Его девиз: Все люди созданы равными.

Славный Малый демонстрирует добродетели существования в качестве обычного человека, такого, как все. Вы можете вспомнить персонажи обычных людей в средневековых нравоучительных пьесах, идею «обычного человека» в политических теориях и риторике и эмоциональное влияние могилы Неизвестного солдата.

Когда в человеке активизируется архетип Славного Малого, он склонен говорить на простонародном наречии и избегать элитарности любой ценой. В глубине всех этих поступков лежит ценность, согласно которой любой человек значителен. Это кредо гласит, что все хорошие вещи в жизни принадлежат каждому человеку по праву рождения, а не только аристократии или родившимся в обеспеченных семьях.

Архетип Славного Малого можно распознать в «старине», «Мариванне», среднем человеке, обычном человеке, «парне или девушке из соседнего дома», реалисте, работяге, добропорядочном гражданине, хорошем соседе.



Славный Малый является базовым архетипом демократии с ее основной заповедью «Один человек, один голос». Этот архетип имеет исключительно важное значение для движения за гражданские права, женского движения, движения за равноправие представителей сексуальных меньшинств и всех остальных движений, которые ставят перед собой цель добиться полного социального и экономического равноправия какой-либо группы или класса людей.

В древних племенных культурах изгнание или исключение из группы могло означать, что вы оказывались один на один с диким миром, становились беззащитной добычей самых разнообразных хищников. На практике изгнание было равноценно смертной казни. Даже в наши дни люди с плохими коммуникационными навыками, не способные ладить с окружающими, имеют гораздо больше шансов потерять работу или дом, чем те люди, у которых эти умения представлены гораздо лучше.

Мы все еще нуждаемся в создании социальной сети для поддержки.
Каждому знакомо отчаяние подростков из-за невозможности «соответствовать» - если не всей «толпе», то, по крайней мере, хотя бы некоторым группам. Это чувство одиночества или исключенности - испытывают его индивиды или целые группы - является триггером огромной привлекательности архетипа Славного Малого; желание никак не выделяться и ничем не отличаться, быть слитым со всеми. И как только это желание будет удовлетворено, проявится тенденция упиваться сознанием своей заурядности.

Аффилиация с группой часто выражается в виде определенных товаров: кепок, лозунгов на футболках, наклейках на бамперах, или, в более мягкой форме, в стиле дома, автомобиле, одежде и пище.

Славный Малый хочет быть частью племени - не важно, какого именно, - клики, социального класса, культуры места работы, церкви или секты, клуба или профсоюза. Индивид может быть членом этой группы в силу своего рождения или по совершенной иной причине.

В наши дни люди, добившиеся успеха, иногда предотвращают появление зависти к себе тем, что публично демонстрируют свои неврозы, страхи и трудности. Это помогает окружающим не забывать, что под внешним блеском они - просто люди, такие же, как вы и я.

Славный Малый любит высмеивать самого себя, уверяя себя и всех окружающих в том, что не стоит слишком серьезно относиться к себе.

Славный Малый ненавидит всяческие ухищрения, преувеличения и людей, которые слишком важничают. Следовательно, бренды Сланного Малого почти всегда носят домашний, не бессмысленный характер, который заставляет их выглядеть подлинными.

Славный малый понимает, что значение каждого именно в том, каков он есть. Он очень мало ждет от жизни, но учит нас эмпатии, реализму и житейской мудрости». (с) Марк и Пирсон

Славный Малый

Основное желание: связь с окружающими людьми.
Цель: принадлежать, соответствовать.
Опасения: выделиться, заважничать и в результате быть изгнанным или отвергнутым.
Стратегия: вырабатывать обычные прочные добродетели, чувство локтя, сливаться с окружающими.
Ловушка: отказаться от своего «я» ради слияния, но взамен получить лишь
поверхностные связи с людьми.
Награда: реализм, эмпатия, отсутствие претензий.


Уровни архетипа Славного Малого

Вызов: одиночество, отчуждение.
Первый уровень: сирота, чувствующий себя брошенным и одиноким, жаждет аффилиации.
Второй уровень: присоединившийся, научившийся устанавливать связи, соответствовать, он принимает помощь и дружбу.
Третий уровень: гуманистически настроенный, верящий в естественное достоинство каждого человека независимо от его способностей или жизненных обстоятельств.
Тень: жертва, которая предпочитает претерпеть дурное обращение, нежели остаться в одиночестве, или член бандитской группировки, предпочитающий совершать преступления, лишь бы оставаться в рядах шайки.

В рекламе и брэндах упор делается на совместность, причастность к какой-то группе или компании, общность интересов. Марк и Пирсон считают, что «естественное место встречи Славных Малых - это не дом и не работа. Исторически сложилось так, что люди встречались в общественных местах, чтобы обсудить общие интересующие их темы - спорт, политику, безобидные сплетни или погоду. В прошлом таким местом могла стать деревенская лужайка, близлежащий трактир, библиотека, зал профсоюза, крыльцо своего дома или просто скамейка рядом с деревенским магазином - общественное место, где люди, не слишком хорошо знакомые друг с другом, могли пообщаться и насладиться компанией друг друга. В наши дни люди не собираются перед своим домом, а в окрестностях имеется достаточно ресторанов и баров, поэтому людям совсем не обязательно собираться в одном и том же месте; мы посвящаем большую часть нашей жизни либо личным вопросам, либо бизнесу. Сегодня интернет-чаты представляют собой популярную нейтральную территорию, которая преодолевает границы времени и пространства, превращая людей со всего мира в соседей, по крайней мере, на уровне их сознания».

Итак, основная особенность архетипа, согласно Марк и Пирсон, - стремление к принадлежности к группе, признание ценности человека как такового, к общности интересов, к демократическим ценностям в самой их основе: в том, что все люди равны.

Славный Малый почему-то прочно ассоциируется у меня со стихами Роберта Бернса - и не только (да и не столько) из-за процитированного в эпиграфе. Мне кажется, многое в творчестве Бернса пронизано именно этим: превознесением простоты, «честной бедности», призывом к единению и надеждой на то, что «будет день, когда кругом все люди станут братья» - стихи Бернса прямо-таки населяют славные малые и их ценности.

А теперь давайте поищем в себе Славного Малого и познакомимся с ним.

БЛОК 1.
  1. На кого похож ваш Славный Малый? Как он одет, как двигается, как говорит? Напоминает ли кого-то из известных вам людей или персонажей?
  2. Он вам нравится или нет? Какие чувства вызывает? Хочется к нему подойти или держаться от него подальше?
  3. Что бы вы могли делать вместе с ним?
  4. Представьте себя в группе людей, чье мнение для вас важно. Постарайтесь долго не задумываться и ответить на вопросы: Где вы находитесь среди них? Чем заняты? Что вообще происходит в этой группе, и как именно в это вовлечены вы сами? Что вы чувствуете?
  5. Представьте себя одним из участников сплоченной группы, в которую попадает новичок. Какие эмоции вы испытываете по этому поводу, как отнесетесь к новенькому - или, может, просто не обратите особого внимания?

БЛОК 2.
Для тех, кого привлекает образ Славного Малого

  1. Вот он какооой…
  1. Какими вы сами видите основные черты, характеристики Славного Малого? (Они могут и отличаться от тех, что приведены мной или авторами концепции: важно, чтобы это были именно ваши представления об архетипе: что вы чувствуете и думаете, когда представляете его себе). Выпишите столько черт,  сколько придет в голову.
  2. Что означает для вас каждая черта/характеристика, чем она важна, что в ней ценного для вас?
  3. Как это ценное и важное отражено в вашей жизни?
  4. Смотрим, насколько эта ценность/потребность проявлена в вашей жизни или нужно за нее побороться.
  5. Если потребность не очень-то удовлетворяется, смотрим, какие вы можете найти способы ее удовлетворить.

  1. Если б я был султан…
  1. «Если бы я был Славным Малым, я бы…»
Записываем все, что угодно, что первым приходит в голову. Составляем список из пяти позиций. Если понравилось, можно больше.
  1. Рассматриваем каждую позицию по схеме:
- Чем это важно для меня, зачем мне это, чем меня это привлекает?
- Есть ли в моей жизни что-то, дающее мне похожие ощущения?
- Где бы я мог эти ощущения найти, если сейчас в моей жизни их недостаточно?

Для тех, кому неприятен образ Славного Малого


  1. Вот он какооой…
  1. Какими вы сами видите основные черты, характеристики Славного Малого? (Они могут и отличаться от тех, что приведены мной или авторами концепции: важно, чтобы это были именно ваши представления об архетипе: что вы чувствуете и думаете, когда представляете его себе). Выпишите столько черт,  сколько придет в голову.
  2. Что означает для вас каждая черта/характеристика, чем она неприятна, что в ней вас отталкивает, пугает?
  3. На что это похоже в вашей жизни?
  4. Смотрим, какая ценность/потребность скрыта за этим страхом.
  5. Смотрим, насколько эта ценность/потребность проявлена в вашей жизни или нужно за нее побороться, и как это можно сделать?

  1. Если б я был султан…
  1. «Если бы я был Славным Малым, я бы…»
Записываем все, что угодно, что первым приходит в голову. Составляем список из пяти позиций. Если понравилось, можно больше.
  1. Рассматриваем каждую позицию по схеме:
- Чем это плохо для меня, почему меня это пугает, чем мне это не нравится?
- Есть ли в моей жизни что-то, дающее мне похожие ощущения?
- Смотрим, какая потребность скрыта за этим.
- Смотрим, насколько эта потребность удовлетворяется.
- Если удовлетворяется недостаточно, то смотрим, есть ли в моей жизни возможности для реализации этой потребности?

Для всех:

- Как вы думаете, много ли в вас Славного Малого?
- Хотелось бы больше? Почему? Для чего? (Это разные вопросы! :)) Сознательно ли вы ограничиваете в себе Славного Малого? Есть ли что-то внешнее, ограничивающее в вас Славного Малого?
- Хотелось бы меньше? Почему? Для чего? Сознательно ли вы культивируете в себе больше Славного Малого, чем вам хочется/нужно? Есть ли какие-то внешние факторы, заставляющие вас это делать?
- Хочется ли как-то это изменить? Как вы думаете, как скажутся на вашей жизни такие перемены?

А теперь снова закройте глаза, подумайте о своем Славном Малом и найдите картинку, отражающую для вас этот образ. Абсолютно любую: пейзаж, натюрморт, одежду, человека, абстракцию. И отложите туда же, куда спрятали все предыдущие образы.

Делитесь впечатлениями!
Изменился ли для вас образ Славного Малого после упражнений или остался прежним?

Ролевой Гардероб, архетипы, архетипСлавныйМалый, эксперты проекта по архетипам

Previous post Next post
Up