Эксперт проекта:
ОЛЬГА РЕДЬКО
Перевозчик между языками. Запускатель процессов. Мастер игры Genesis.
АРХЕТИП "ЛЮБОВНИК/ЭСТЕТ"
Любящий - архетип, продолжающий этап Путешествия* героя, уже побродившего Искаталем по свету и разрушившего Бунтерем свой прежний мир до основанья. Сейчас герой понемногу строит новый мир тем, что меняет к миру и к себе отношение.
Языковая справка в поддержку погружения в перевод ниже:
1. В английском языке архетип называется 'Lover’. В совместной с Ириной Мальцевой статье про общую систему архетипов (
http://hloflo.livejournal.com/913550.html) данный архетип был назван Любящим. И в тексте ниже Любящий продолжает делать любовь и называться именно так.
2. Любящий - это тот, кто способен:
А. установить связь с кем-то или чем-то.
Б. сделать связь устойчивой, соединив себя обязательствами с объектом или предметом любви. Выбрать.
В английском языке есть глагола 'commit’, который ниже по тексту переводится как брать/взять на себя обязательство или быть преданным.
Суть глагола 'commit' широка и глубока, поэтому ниже о нем побольше.
'Commit' - присягнуть, связать себя с определенным образом действий (
http://www.oxforddictionaries.com/definition/english/commit), выбрать. И отсюда вытекают частные случаи:
- Посвятить себя чему-то/ кому-то, быть преданным;
- Официально задекларировать и отложить свои ресурсы (внимание, финансы и пр.) для конкретного целевого использования в будущем;
- Принять решение быть в длительных эмоциональных отношениях (с кем-либо);
- Быть в длительных эмоциональных отношениях (с кем-либо).
Commit. Выбрать. Это очень красивый глагол.
Далее - авторский перевод текста Кэрол Пирсон про Любящего из книги «Пробуждение внутреннего героя» (1991) продолжается ниже.
***
Без любви Душа не связывает себя с жизнью. Первая задача ребенка - связать себя с кем-то или чем-то, сначала с родителем или тем, кто его заменяет, позже с любимой игрушкой. И по мере взросления сеть привязанностей все больше расширяется и в себя включает дом, комнату, игрушки, друзей, братьев и сестер, родственников, любимые игры и занятия.
Спектр проблем, вытекающий из неспособности устанавливать связи, широко варьируется начиная от нарциссизма и аутизма и заканчивая более «нормальными» каждодневными проявлениями: неспособностью брать обязательства перед самим собой, перед любимыми людьми, работой или ценностями.
Привязанность и связи возникают под защитой Эроса. Такая привязанность глубоко первобытна, чувственна и физиологична.
Связь матери и ребенка предполагает функцию сосания, которая как насыщает физический и эмоциональный голод ребенка, так и облегчает его дискомфорт. Позже сексуальная близость любовников таит в себе то же качество предельной физиологичности, уязвимости, доверия и утоления желаний. Желаний близости, сексуального выражения и освобождения, познания и быть познанным.
Человек познает Эрос, когда проживает страстное единение с конкретным пейзажем, со своей работой, с действием, с процессом, с религией, с образом жизни. Эрос на службе тогда, когда соединенность с чем-то настолько сильна, что мысль о потере приносит невыносимую боль. Без Эроса человек не жив, именно Эрос - страсть, привязанность, желание, даже вожделение - вот что делает человека по-настоящему живым.
Выбор, идущий от Эроса, глубоко животный. Тело тянется к одному человеку, но буквально шарахается от другого. Человек представляет себе какое-то занятие или идею, и в теле включается свет, оно становится заряженным и готово двигаться. Человек думает о другом занятии, и тело становится тяжелым, инертным, наливается свинцом. Если при этом тело и разум в контрах, то можно усилием попытаться мобилизовать тело, чтобы оно делало то, что хочет разум, и тогда получится жизнь в борьбе. Если тело и разум в ладах, сигналы тела с легкостью используются для принятия решений, и поток жизни становится шире.
Правило Эроса
Всякий ребенок действует из Эроса, без контролируемого соединения с разумом. Страсти просто даны; ребенок вступает в любовную связь, счастливую или трагичную, с родителями. В большинстве случаев дитя абсолютно преданно (прим. пер. да, здесь тот самый глагол ‘commit’) даже самим жестоким родителям просто потому, что они - родители. Ребенок усваивает отношение родителей к себе и неспособен отсеять или оценить это отношение, что позже может вылиться в многолетнюю работу по развитию независимого ощущения себя. И именно родители, как, впрочем, и другие родительские фигуры, учат обуздывать страсти и держать их под контролем. Парадоксально, ребенок учится усмирять свои страсти, поскольку страстная связь с его родителями заставляет его желать угодить им.
Вырастая, человек совершает серию выборов и вытекающих обязательств. Предсказуемый выбор того, с кем связать себя узами брака, если это случится, работы, профессии или хобби, где и как жить, политических взглядов, философских и, возможно, религиозных воззрений. Возможно выбирать, опираясь только на разум или Эго. При таком раскладе выбор будет предусмотрительным и практичным, но к тому же будет подавлен Эрос.
Эрос - о Душе, он не про Эго. Поскольку наша культура оперирует в основном на уровне первых пяти архетипов*, существуют мощнейшие культурные запреты против Эроса. Если человеку везет, и его выбор совершен при вмешательстве Эроса, то чаще это и не ощущается как выбор вовсе. Человек чувствуем себя пойманными - как в опыте влюбленности, особенно в кого-то «неподходящего». Или ощущается «зов» к тому, чтобы делать конкретную работу, даже если работа в этой области не слишком хорошо оплачивается (преподавание) или когда шансы материального успеха невысоки (искусство). Зов Души узнаваем еще и по контрам с выбором, который сделало бы более предусмотрительное Эго.
Путь левой руки
Джозеф Кэмпбелл описывал, что существует два основных жизненных пути. «Путь правой руки», путь Эго в этой книге, предусмотрительный и практичный. И Кэмпбелл предостерегал, что, пойдя по этой тропе и забравшись на лестницу успеха, можно обнаружить, что лестница была приставлена к «неправильной стене».
«Путь левой руки», путь Души, гораздо рискованнее. Это путь следования за своим «блаженством», по известному выражению Кэмпбелла, за упоением, за экстазом. Культурно этот выбор может быть непонятым, и нет гарантий, к какой стене приведет дорога, но выбор пути левой руки стоит того, потому что путешествие само по себе уже награда.
Эрос знаменит своей непредусмотрительностью. В древние времена считалось, что стрелы Купидона отравляют вселенским проклятьем всякого, кто смотрит на совсем не подходящий объект. Эрос особенно часто осознается человеком, когда возникает влюбленность в кого-то не слишком хорошо выглядящего, образованного или обеспеченного, того, на кого Эго не обратило бы внимания. И пока продолжается внутренняя борьба с самыми правильными рассуждениями, человек внезапно осознает, что все совсем не под его контролем.
Большинство величайших историй любви в мифах и легендах трагичны, просто потому что другие не одобряли их (Ромео и Джульетта, Тристан и Изольда, Ланселот и Гвиневра). Ставшая классикой книга Дени де Ружмона «Любовь и Западный мир» (прим пер. на русский язык были переведены только некоторые главы книги) утверждает, что величайшие истории любви завершаются смертью и что романтическая история любви - это форма, в которой древние природные религии, чествовавшие смерть и перерождение бога, пришли в современное западное сознание.
Понимание оргазма как «маленькой смерти» также выстраивает эту связь, возможно потому, что оргазм предполагает временную отставку Эго, что и желанно, и пугает одновременно. Связать себя обязательством с другим человеком или работой - это смерть, потеря вариантов. Всякий раз, когда человек обнаруживает себя целиком охваченными объектом эротической любви, он теряет контроль Эго - и это отправляет многих в состояние почти неконтролируемой паники.
Достойная реакция состоит в том, не игнорировать Эго. Паника - результат слишком слабого развития Эго, не способного стать контейнером для страсти, удержать ее. Любовники могут отстраниться друг от друга, поскольку одному или обоим недостает структуры Эго, необходимой, чтобы вместить в себя интенсивность связи и при этом не потерять себя. Осознавая это, любящие проводят время вместе, познают друг друга на многих уровнях, формируют связи дружбы, в дополнение к связям страсти, и тогда глубинные структуры Самости каждого и отношений в целом способны удержать интенсивность этой страсти.
Любовь - это духовная пища для Души, и именно Душа дает жизнь Эго. Без любви сосуд Эго постепенно иссушается и рассыпается на части. И когда человек в контакте с глубочайшими своими чувствами, он не может более пренебрегать той своей частью, которая чувствует себя нелюбимой и тоскует по интимной и честной человеческой соединенности.
Если контакта не происходит, Эрос приносит глубинное ощущение беспомощности, которое тесно связано с опытом смерти. Но если Эрос может быть поддержан внутренним Воином или Опекуном, то он принесет не смерть, но больше жизни.
К счастью и в противовес де Ружмону, не все любовные истории заканчиваются смертью. Это верно для трагедий, но любовные истории всех величайших комедий заканчиваются свадьбой. Беатриче и Бенедикт («Много шума из ничего» Шекспира) и Элизабет и Дарси («Гордость и предубеждение» Джейн Остин) столь же наполнены любовью, как Ромео и Джульетта. Свадьба символизирует способность сочетать предусмотрительность и благопристойность со страстью, сигналы Эроса и требования семьи и общества. Фертильный цикл - про любовь, смерть и перерождение. Именно любовь мотивирует к большей жизненности, к служению жизни. И для того, чтобы ожить, нужно зачастую отпустить прошлое и прошлые способы действий и мышления, открыться к перерождению.
В типичной истории любви два человека влюбляются, но сталкиваются с какими-то преградами к соединению. В классической драме они могут думать, что являются кровными родственниками, или их семьи могут враждовать. В наше время они могут пасть жертвой культурных предрассудков против, например, любящих одного пола или разных рас и религий. Любовная история тогда трагедия, если любящие и окружающее их сообщество не способны найти способа для этой любви расцвести и расти в этой среде. И история называется комедией, когда завершается свадьбой, типично объединяющей не только любящих, но и все сообщество.
В конечном итоге Эрос пробуждает в человеке чувство страдания и сострадания. Отрицание Эроса привело человечество к культуре, в которой отрицается предельная взаимосвязанность всего, в которой человек не способен выстроить связь между уничтожением лесов и своей собственной способностью как живого существа не только выжить, но и жить жизнь, полную и наслаждающую. Вызов Эроса - сегодня это без преувеличения ключ к выживанию человеческого вида и к культурному восстановлению от эпидемии трудоголизма, потребительства, наркотической и алкогольной зависимости и повсеместного отрицания как Духа, так и Души.
Виды и стадии Любви
Материнская любовь, чувственная любовь и высочайшие уровни духовного сопереживания - это все аспекты любви.
Приходит ли к нам любовь в виде романтической любви, любви к работе, правосудию, человечности, Богу - все это зов Души, чтобы наконец отойти от разъединенного образа жизни. Любящий внезапно осознает, как поверхностна и груба его жизнь, и что жить как прежде значит потерять Душу. За осознанием этой безжизненности приходят стыд и вина, и Любящий оплакивает безжизненность своей жизни. Любовь взывает к жизни и глубоким чувствам и позволяет простить самого себя, чтобы найти силы жить по-новому. Жить по любви - это принимать, что всякая любовь, профанная или духовная, есть дар.
Любовь всегда призывает
взять на себя обязательство и иметь веру в это решение. В отношениях с любимым человеком «любовь» не всегда ощущается через какое-то время. И здесь нужно доверие тому, что чувство вернется. Делать иначе - это оскорблять любимых.
Жить по любви - это принимать, что всякая любовь, профанная или духовная, есть дар. Принятие этого дара требует оставаться верящими и открытыми, чтобы присутствовать и получить его тогда, когда он придет. Через некоторое время придет узнавание ритма прихода и ухода любви. У всяких отношений есть и будет свой ритм. И до того, пока Любящий не постиг этот ритм, он может паниковать, когда будет казаться, что чувство любви ушло, и изображать или пытаться «заставить» любовь вернуться. Он может даже предположить, , что все завершено, незадолго до нового уровня глубины, и это даст доселе неизвестную большую интимность.
Когда любовь захватывает, Любящий более не свободен уделять внимание только своим собственным желаниям и мечтам. Вместо этого, мы делаем выборы, основываясь как на том, что хорошо для того, кого (или что) мы любим. Это путешествие может быть сложным. И решающим в нем будет разрешить себе свободу любить чувствовать cвою полную уязвимость в этой связи.
И здесь полезно осознавать следующее. Во-первых, Бунтарь однажды уже лишил многого из того, с чем Любящий был связан или даже от чего был зависим; и хотя это было болезненно, Любящий выжил. Во-вторых, постепенно в круг любви допускается все больше людей, действий и пр., и поэтому любовь начинает ощущаться как изобилие, а не как дефицит; чем больше любви мы идет вовне, тем больше любви приходит обратно. В-третьих, многим Любящим недостает Воина, они не могут установить границ с людьми, поэтому они могут обнаружить, что ими пользуются или что они попустительствуют чужим зависимостям. Когда Воин развит, любовь - это милосердная жестокость для блага всех. В-четвертых, когда Любящий действительно выучивается любить себя, он свободен в том, чтобы любить без зависимости или привязанности, потому что любовь более не дефицит. У Любящего всегда есть он сам, поэтому он всегда любим.
Искажение и восстановление Эроса: страсть и ее тень.
Многие древние религии видели вселенную как побочный продукт величайшей любви священной пары, иногда изображаемой (как Шива и Шакти), танцующими вместе. Любовь, сакральная или профанная, виделась как единая: Эрос, Агапе, Шакти - аспекты одной и той же реальности. Лишь позже, с развитием религий патриархальных, не имеющих божественного обозначения женского, эротический аспект любви начал рассматриваться как грешный и унижающий достоинство.
По сути каждая религия учит нас тем или иным способом, что «Бог есть Любовь», и религии без образа феминного аспекта божественного ускоряют диссоциацию Эроса и Бога.
Что произошло с Эросом и с соверменной религией и культурой, которые кажутся безотчетно враждебными к нему? Когда на Эрос накладывается запрет, он уходит в подземелье, и становятся видны только его теневые формы, которые скорее развращенны и деструктивны, а не даруют и чествуют жизнь. Изгнанный в бессознательное, царствующий в теневой форме, Эрос проецируется христианской культурой в образ дьявола, царствующего в аду. Ад видится как наказания за отождествление с телом.
Ирония в том, что те, кто презирает Эрос, часто им и одержимы.
Величайшее проклятье тех, кто питает отвращение к своей сексуальности - это быть одержимым вожделением, но находить секс пустым, поскольку он дает физическое освобождение, но не психологическую заботу.
Такова судьба насильника, в котором похоть - это дитя зуда власти и доминирования, а не почитания к самим силам жизни. Ментальность насильника часто присутствует среди мужчин, которые были социализированы так, чтобы видеть себя как машины, женщин - как добычу, а свои пенисы - как боезаряды. Такой мужчина никогда не был в контакте с источником заботы в себе. Его собственная ценность была разрушена. Никто никогда не споет о его члене, что подъем его озеленяет пустыни и дает рост зернам в полях. Мужчина живет в расчлененном мире и сам стал орудием, ненужным и лишь иногда используемым как вещь и объект.
Такая дегуманизация - это еще и судьба тех женщин, которые выучили, что их тела грязные или нечистые, которые не находят гордости в менструации, истинной радости - в сексуальности, чуда - в рождении ребенка. Это истина и для тех женщин, которые опасаются, что они не будут иметь рыночной ценности без девственности, и для женщин, которые чувствуют, что им нужно «давать», чтобы мужчины их любили. Это истина и для женщин которые чувствуют себя второсортными, подчиненными по отношению к мужчинам, находится или нет это «обвинение» во второсортности в непосредственной близости к их половым органам.
Отрицание Эроса
Отрицание Эроса приводит к болезням, насилию, ревности, объективизации себя и других и в конечном итоге потере жизненных сил и энергии. Возможно, в определенный момент эволюции человечества не было возможности контролировать эротический зуд, не подавляя и принижая его. Путь восхождения по спиритической иерархии любви состоял в том, чтобы отказаться от Эроса, с акцентом на целомудрии в религиозной жизни. И хотя некоторые развитые люди были способны преобразовывать сексуальную энергию для духовных целей, сохраняя почитание Эроса, чаще люди пытались убить Эрос.
И это становится все более опасным. Проецирование теневого эротизма привело к угнетению женщин (поскольку мужчины проецируют свою собственное вожделение на женщин), а также других рас, геев и лесбиянок и к широко распространенному отчуждению от собственных тел.
Дар Эроса
Дар Эроса не только в чувственной любви и страстном чувстве соединенности с местом, мы живем, с друзьями и землей самой по себе. Эрос - это также источник личной силы, не являющейся результатом авторитета и статуса. Это не власть одного над другим, но сила, идущая изнутри. Иногда она называется харизмой, но это слово не способно передать точную суть. Это сила того, чья Душа вовлечена в жизнь, того, кто не боится быть в контакте со совей истинной природой.
Эрос чествуется тогда, когда осознание фокусируется на любви и чествования самих себя и других, взращиванием уважительного отношения к собственному телу, сексуальности и постоянному присутствию духа в природе. Когда Любящий познает, что священно и неотделимо во вселенной все, что над землей, под землей, в земле и в нем самом, именно тогда он становится преданным своему пути, преданным тому, что для него красиво и маняще. И не важно, видит ли кто-то еще это красивым и стоящим любви. Вопрос в том, что сам Любящий так видит.
Именно так человек понимает, кто он такой: осознавая, кого и что он любит достаточно сильно, чтобы взять на себя обязательство в отношении этой любви, чтобы быть преданным этой любви.
Любовь и рождение
Любовь не только источник радости и наслаждения, любом еще и дает рождение. На физическом уровне сексуальная страсть часто приводит к зачатию и рождению ребенка. Но секс порождает не только детей. Эрос - частый гость творческого процесса. Пара коллег, работающих вместе, часто в курсе эротического заряда. Его можно спутать с романтическим или сексуальным влечением, когда в действительности заряд имеет отношение к рождению их проекта. Часто когда проект завершен, это чувство уходит. Если произошла путаница и работа перешла в эротическое влечение, то отношения могут внезапно стать запутанными, сложными и в целом неудовлетворяющими, а сам проект прекратится.
Эротическая энергия часто присутствует в ранних взаимоотношениях наставника, старшего и более сильного или осознающего свою силу, и наставляемого, младшего, сравнительно менее сильного или осознающего свою силу. Родитель и ребенок, преподаватель и студент, терапевт и клиент, священник и прихожанин. Осознание этого эротического заряда может часто смущать людей и заманивать в действия, сообразные этому заряду. Однако такое действие нанесет величайший вред младшему в этой паре. Табу на инцест выступает защитой от таких действий в семье, профессиональные стандарты табуируют сексуальные отношения для учителей, терапевтов и духовенства.
Ущерб приходит потому, что менее сильный может вступить в нежелаемую сексуальную связь под принуждением, опасаясь последствий отказа. Выказывает или нет более уязвимая сторона желание, действие в соответствие с этим импульсом наносит вред, потому что оно замыкает энергию, которая должна была быть использована на наставнические цели. Дитя этой эротической связи - новое ощущение Самости (перерождение) для наставляемого. Результат выхода через секс - это или замедление, или абортирование процесса роста.
Взрослые, предающие доверие и пользующиеся сексуальным преимуществом над детьми, оказывают опустошающий эффект на психологический рост и развитие детей. Чтобы расти и созревать, детям нужна среда, в которой они будут чувствовать себя в безопасности, довериться и быть какими они и есть, Невинными и наивными. Вопиющее и жестокое нарушение родителем этого доверия подрывает развитие ребенка на таком глубинном и первоначальном уровне, что многие, пережившие это, так никогда и не восстанавливаются.
Нанесенный ущерб может даже усилиться стремлением ребенка обвинять в произошедшем себя - так проявляется глубинное психологическое желание освободить своего наставника от вины. И дальше, усвоение, поглощение, контейнирование этой вины оседает как глубоко засевшее ощущение неадекватности, веры в то, что «со мной что-то совсем не так», иначе этого бы не случилось.
Трансформация через Эрос
Известное кино «Воспитание Риты» (Educating Rita, 1983) показывает позитивные менторские отношения между разочаровавшимся пьющим профессором колледжа и Ритой, молодым парикмахером, которая бросает вызов семейным и классовому положению и своей собственной неопытности, чтобы вырасти и стать образованным человеком.
Профессор, измученный скучным академическим миром, влюбляется в нее. Несмотря на крайне недисциплинированное поведение в других областях своей жизни, здесь он в состоянии направить свою любовь в то, чтобы подготовить Риту к академическому успеху. Подвиг этот вдвойне сложный, потому что ему по душе ее необразованной честности и бьющая через край энергия, а не более утонченные, интеллектуальные и сдержанные манеры женщин, к образу которых Рита стремится.
Эту историю о трансформацию через Эрос от «Пигмалиона» отличает то, что профессор направляет эротическую энергию в то, чтобы помочь ученице стать тем, кем она хочет быть сама, а не тем, что он хочет для нее. Это не взаимоотношения Опекуна и наставляемого, здесь интенсивность эротической энергии такова, что приводит к трансформации обеих сторон.
Рождение новой Риты возникает как совместный результат его любви и самообладания и ее отказа отступить в сторону от цели и уйти с головой в роман. Она знает, что она женщина, дающая рождение себе, она знает, что Фрэнк - это акушер, и она не позволит отговорить себя от своей цели.
Трансформация Фрэнка происходит и через смерть, и через любовь. Его собственные излишества - в основном избыточное пьянство - призывают Разрушителя, и его переводят из Англии в Австралию. Но именно его опыт с Ритой позволяет ему оставить свой заезженный цинизм и увидеть Австралию как «новый мир» возможностей и начинаний. Он не может быть столь циничным дальше, потому что он помог трансформации Риты, он принимал участие в «чуде».
Джеймс Хиллман в своей книге «Миф анализа» говорит о терапии как о чуде. Именно присутствие Эроса позволяет чуду случиться, но аналитик или терапевт не могут намереваться исцелить или изменить клиента. Работа терапевта в том, чтобы просто любить клиента и присутствовать, не требуя конкретного результата. Чтобы это произошло, желание трансформации должно родиться у клиента, и к этому состоянию его привела боль. Разумеется, терапевт не может заставить себя почувствовать любовь в отношении клиента, но если он присутствует вниманием в процессе и полон эмпатии, то любовь приходит как милость, и такая любовь исцеляет.
Любить себя
Любящий может трансформировать себя в той степени, в которой взращивает навык принятия себя, навык прощения себя, доведенный до привычки. Это также означает прощение других, поскольку там, где человек критичен к другим, гуляет его собственная тень.
Осознание коллективного бессознательного - это познание того, что у каждого есть пропускная способность думать и делать все, что угодно - от высочайшего духовного прорыва до самого низменного и варварского деяния. Полезно иметь достаточно характера, чтобы держать в руках менее желаемое поведение, однако импульсы неизбежны. Быть способным к эмпатии и прощению того, кто когда-либо причинил вред себе или другому - это способ дать место теневой части своей души и коллективного бессознательного. Как в истории о Красавице и чудовище, способность любить чудовище (Тень) в самом себе и других часто трансформирует чудовище в принца или принцессу.
Конечно, это не означает, что нужно соглашаться с чудовищным поведением. Адекватная сила Эго - помощник в этом процессе, когда из лучших побуждений и способностей человек не позволяет себе действовать так, чтобы причинить вред. И на уровне Души задача состоит в том, чтобы дать место всему: не только частям, которые кажутся хорошими и чистыми, или красивыми и веселыми, или которые одобряемы, но испытать всю глубину реальности контакта с глубочайшими чувствами.
И величайшей историей любви тогда может стать история поиска возлюбленных собственной Души. То, что Искатель жаждет найти вовне, Любящий сначала находит в любимых и в конечном итоге учится находить в самом себе.
Джейн Хьюстон, автор книги «Возлюбленный Души» (Beloved of the Soul, на русский язык книга не переводилась), видит страстное стремление к возлюбленному Души важнейшей силой духовного и душевного развития. Хьюстон говорит, что «возлюбленный - это наше страстное стремление так же как и мы - страстное стремление возлюбленного». И смысл в том, чтобы выявить себя в ком-то или чем-то, сигнализирующем как возлюбленный. Это может быть любимый человек, учитель, терапевт, религиозная фигура или архетип.
Объект внешнего восхищения обычно содержит позитивную теневую проекцию глубочайшей мудрости собственной Души. Наиболее ответственные духовные лидеры и практики, осознающие этот феномен, узнают в обожании своих последователей проекцию.
Самая удовлетворяющая любовь из всех возможных случается, когда человек познает, что его Душа едина со всем нуминозным и божественным во вселенной. Соединить разум и Душу означает постигнуть сакральное. Каждый испытавший ощущение узнавания величайшей внутренней ценности, каждый познавший ощущение почитания себя узнает, что это ощущение не имеет ничего общего с самолюбованием. И что это ощущение и есть то самое сокровище путешествия героя.
Быть в контакте с глубиной собственных чувств, с болью, присущей жизни, сохранять настрой взятых обязательств и любовь, жить в противоречиях, парадоксах и страданиях человеческой жизни через полное принятие. Это трансформирует «силу разрушения в энергию творения» и из этого процесса рождается настоящая Самость.
***
Переходы
В Любящего (из Бунтаря) - зов Любящего - страстная влюбленность, искушение, томление, влюбленность (в человека, идею, процесс, работу).
Из Любящего (в Творца) - зов Творца - мечты, фантазии, образы или вспышки вдохновения.
*Общая справка
В книге «Пробуждение внутреннего героя» Кэрол Пирсон предлагает систему из последовательных двенадцати архетипов путешествия героя. Путешествие, метафора процесса индивидуации, состоит из трех этапов:
1. Подготовка к путешествию. Проработка Эго (Ego), контейнера, границ, способных удержать дары предстоящего путешествия.
И здесь последовательно архетипы: Невинный, Сирота, Воин, Опекун.
2. Само путешествие. Встреча с Душой (Soul), поиск, обретение и удержание своего смысла.
Архетипы: Искатель, Бунтарь, Любящий, Творец.
3. Возвращение из путешествия. Достижение Самости (Self). Проявление обретенного смысла в мир.
Архетипы: Правитель, Маг, Мудрец, Шут.
Слова «Эго», «Душа» и «Самость» по тексту указываются с заглавной буквы, чтобы в том числе обозначить соответствующий этап путешествия героя.
Иллюстрации Евгении Двоскиной