в условиях нехватки данных
наш мозг придумывает сам
врагов картину мира бога
и мнение других людей
Придумывает ли? Или пролонгирует то, что уже имеется в рамках заданного сценария?
Умные люди говорят, что мы воспринимаем реальность - как она есть снаружи - не в чистом виде, а с помощью персональных приспособ.
Такие приспособы для взаимодействия с миром боги-основатели когнитивной теории личности обозвали форматами (Ульрих Найссер) или личностными конструктами (Джордж Келли). А Марвин Минский, глыба и матерый теоретище в области искусственного интеллекта, сказал, что это фреймы. Ну ок.
Человек в этой парадигме - наборчик форматов-фреймов, которые он накопил непосильным трудом в процессе своего ж.опыта. Так как мы рассматриваем сейчас Личные Истории, а человека как передвижной балаган, эти приспособы для контактов с миром назовем "лучшими ролями, будь они неладны".
Замените в фразе Ульриха Найссера "форматы" на "наши роли":
"Форматы определяют, к какому виду должна быть приведена информация, чтобы можно было дать ей непротиворечивую интерпретацию. Другая информация будет либо игнорироваться, либо вести к бессмысленным результатам. <...> Информация, заполняющая формат в какой-то момент циклического процесса, становится частью формата в следующий момент, определяя то, как будет приниматься дальнейшая информация".
Вот такая мобильная "фабрика звезд" на самообслуживании: мы сами углубляем и совершенствуем те роли, которые мы сами же задали нашими предыдущими восприятиями / контактами / реакциями. Так мы создаем под себя среду, пишем сценарий своей Личной Истории. В русле созданного сценария мы делаем выборы: выбираем из всего разнообразия доступной нам реальности лишь определенные стимулы, откликаясь на них определенным образом. Из одного и того же события разные люди извлекут разное. Как говорится, не все воспринимают дождь одинаково: романтики считают, что природа плачет, а циники - что нагло ссыт им на голову.
Кто-то на своей работе играет роль "Человек, который может качественно полежать на амбразуре, умрет, но спасет человечество, умница и вообще молодец, хоть и не без придурей". Какой сценарий он создает, играя эту роль? Ясен-павлик, рядом с ним не будет случаться коллег, способных надежно и с гарантией спасать контору в ситуациях "все пропало" и "надо было вчера". А, как назло, именно такие ситуации будут случаться в рабочем радиусе нашего Героя. И именно к нему будут обращены взоры "выручи, нам без тебя никак" от начальников и сослуживцев. И, конечно, рядом с ним всегда найдется парочка коллег, которые не ценят нашего Героя так, как остальные.
А кто-то играет роль "Человек-МЧС" с родными и близкими. И вокруг него создается среда с персонажами, которые без нашего героя сдохнут, пропадут, скатятся на самое дно, бросят о себе заботиться-и-запустят-болезнь. В наборе также идут два вида сволочей: неблагодарные сволочи, которые в итоге обидно кричат "зачем ты меня спасал(а), я тебя не просил(а)", и настоящие сволочи, которые нагло живут только своей жизнью, когда надо спасать других.
Что делать, если хочешь изменить сценарий?
Для начала было бы неплохо понять: "я не роль".
Я не "хорошая мама",
я не "плохая мама",
я не "муж и отец",
я не "человек, радостно принимающий этот мир",
я не "человек, нервничающий по поводу экономической ситуации",
я не "востребованный специалист",
я не "женщина, которая умеет создавать уютные пространства",
я не "человек, который хочет написать "как же ты заколебала со своим сторителлингом, Хло" и пр.
Я - тот, кто играет эти роли. Но я не они.
Простая шизофреническая истина, не правда ли?
Продолжение