Владимир Серкин - ученый, доктор наук, профессор, автор учебников по психосемантике. Его первая книга "Хохот Шамана" - дневниковые записи, диалоги с северным "лесным человеком", Шаманом. Недавно вышла вторая книга "Свобода Шамана". Делюсь.
"Есть места, где Шаман отвечает кратко и без обсуждений (у костра, у печи зимой, когда лежит на своих нарах). Есть места (и дела), когда он совсем не реагирует на мои обращения (во время еды, изготовления отваров, в танце, в определенных зонах в хижине и вокруг нее).
Интересно, он сам осознает эти свои привычки?
- Поговорить можно только в определенных местах?
<...>
- Полного запрета нет. Но соблюдение мест дает энергию и глубину общения.
- Как?
- В привыкании тоже есть сила и энергия.
- Можно пример?
- Привычка в определенным местах мыслить и чувствовать определенным образом.
- Принцип понятен. А пример?
- Если привык за обедом обсуждать дела, не удивляйся, когда вместо вкуса еды чувствуешь тяжесть проблем.
- И в постели тоже?..."
___________________________________
"- Знаешь, всегда мог работать в любой обстановке: в транспорте, на заседаниях, в очереди... Еще в университете на военных сборах, когда ждали машину или построения, я один мог работать, остальные болтали или маялись. Не пропадет ли эта полезная способность, если начну работать только в «зоне работы»?
- Уверен, что полезная?
- Когда учился, в метро тратил час до универа и час обратно. И там всегда готовился к занятиям. И если ехать по другим делам - тоже. Два-четыре часа подготовки каждый день все пять лет.
- Так вагон метро и был твоей «зоной учебы».
- Да-а. И сейчас в самолетах и на заседаниях «закрываю» мелочевку по работе.
- (Шаман хохотнул.) «Зоны закрытия мелочевки».
- Понял. Настоящими «зонами» являются определенные ситуации".
___________________________________
"- Большинство людей умрет от полной свободы.
- ???
- Первая проблема, с которой сталкивается свободный человек, - безволие.
- Что это?
- Если не нужно ничего делать, люди теряют активность.
- Так это... хорошо, отдохнуть...
- А потом?
- Реализовывать свои планы.
- Какие?
- Ну, обеспечить детей, близких.
- Представь, что уже свободен от этих проблем.
- Конкуренция, научные открытия.
- Представь, что свободен и от этих проблем.<...>
- Без проблем люди не будут ничего делать?
- Почти все.
- Что плохого в потере активности?
- Человек держится на своих делах, предпринимает усилия для их решения. Без волевой энергии быстро заболеет и...
- А которые не «почти все»?
- Могут быть свободными.
- Иметь постоянную активность без внешней необходимости?
- Да.
- Как это может быть?
- Они выстроили внутреннюю структуру активности, независимую от... «реальности».
- Они не ведут себя как психически больные?
- Больные и фанатики - обратный полюс свободы. Не они управляют активностью, а она ими. Я похож на больного?
- Да понял, это я так спросил. А куда ты деваешь время?
- Не «деваю время», «добываю» его.
- Это как?
- Когда другие проблемы решены, проблема добычи времени становится главной.
- Для чего?
- Сначала просто чтобы иметь достаточно времени жизни.
- А потом?
- Когда добудешь достаточно времени, поговорим.
- Как мне добыть достаточно времени?
- Построй независимую структуру активности и поймешь.
- Это идея самого себя?
- Идея себя как мира".
___________________________________
"- ...говорю не об отрешении, а о свободе действовать <...> Говорю о свободе действовать в этом теле.
- Видел таких людей?
- Да.
- Расскажи про кого-нибудь?
- Раз в сороковом помог группе бежавших из Колымлага. В ней было аж трое свободных.
- Как определил?
- Была решимость бежать или умереть. То есть выше тела.
- Не совсем понял.
- Они почувствовали, что продолжать смиряться - нанести урон не только телу, но и своему Духу. И не боялись больше за тела.
- Ну, это часто бывает. Например, в бою или даже в драке, споре, экстриме.
- В бою - периодами. В экстриме или споре вообще глупость ради минутной одержимости рисковать телом. Говорю о длительном постоянном состоянии.
- Так многие религиозные деятели могли?
- Да. Если еще без фанатизма, то были свободны.
- Какая же тут свобода - только одно направление.
- Свобода не во множестве направлений. Она в возможности заниматься тем немногим, что хочет твой Дух."
Еще немного?
Любимый диалог из "Хохота Шамана"
в этой подборке.
Живое интервью с шаманским практиком
тут.