Ночной Университет на чердаке

Feb 22, 2013 23:33

Введение в археологию волшебства
Издание первое, экспериментальное

Глава 2. Виды и разновидности мелких волшебных предметов
Допустим, вам в руки попал волшебный предмет первой категории. Эти предметы частенько маскируются под обычную бытовую утварь и обитают на кухнях и в сервантах, пока их не сошлют на антресоли или на чердак. Именно поэтому чердак, если таковой имеется в доме, а вслед за ним кухня являются местами с наибольшей концентрацией остаточного волшебства. Термин “остаточное волшебство” был придуман профессором Кардамоне, убежденным, что в тот самый жаркий август мир окончательно потерял способность генерировать новое волшебство, а количество сохранившегося будет уменьшаться в геометрической прогрессии, пока не исчезнет совсем. Соратница профессора, профессор Валентина Габс-Габиани, позже опровергла его теорию и описала механизмы сохранения и даже приумножения волшебства и роль, которую в этих процессах играют воспоминания, сказки, неожиданность и несерьезное отношение к жизни. Волшебные предметы первой категории, пишет госпожа Габс-Габиани в своей книге “Чудаковедение, Чердаковедение и прочие необходимые науки”, сохраняют в себе волшебство путем накапливания человеческих воспоминаний.
Например, суповая тарелка, принадлежащая господину П. хранит в себе воспоминания о прекрасном курином бульоне, который варила господину П. его мама, когда сам господин П. еще ходил в школу, о воскресных обедах в семье господина П. и о том, воскресеньи, когда папа господина П. подарил ему игрушечный грузовик без всякого повода. Каждый раз, когда господин П. наливает в тарелку суп, или даже просто достает ее из буфета, от нее отделяются молекулы воспоминаний и делают атмосферу волшебнее.
Присутствие “остаточного” волшебства (из уважения к профессору Кардамоне этот термин до сих пор употребляется, хотя лучше было бы его заменить на “воспоминательное” волшебство) легко определить по некоторому обмяканию коленок и легкому покалыванию в носу. Госпожа Габс-Габиани заметила также, что люди, имеющие в доме волшебные предметы первой категории, стараются как можно реже ими пользоваться, опасаясь, видимо, что от частого употребления волшебство может выветриться или выйти из строя (см. примечания)

Волшебные предметы I категории
В Универсальной классификации известных науке волшебных предметов, созданной профессором Кардамоне, к первой категории относятся фарфоровые чашки, чайники со свистком, настенные часы, фотоальбомы с толстыми картонными страницами, шляпы, виниловые пластинки, нескладывающиеся зонтики, флаконы из-под духов, формы для печенья, чернильные ручки, медные кофеварки, детские куклы, медведи, собаки и прочий плюш, птичьи кормушки, кружево, механические швейные машинки, чемоданы и некоторые разновидности серебряных ложек (см. примечания).




После публикации “Общей теории и истории археологии волшебства” противники молодой науки создали контртеорию, согласно которой остаточное волшебство является ничем иным, чем коллекционной ценностью предметов. С помощью ими же созданного алгоритма они попытались доказать, что содержание остаточного волшебства в отдельном предмете, высчитаное профессором Кардамоне, в точности соответствует его цене на антикварном рынке. В ответ на это неутомимая госпожа Габс-Габиани взяла долгосрочный отпуск на работе и в течении трех лет проводила самое масштабное в истории археологическое исследование волшебных предметов, включив в него Парижский, Брюссельский и Иерусалимский блошиные рынки, антикварный фестиваль в городке Иль-сюр-ле-Сорж, пять музеев, три тысячи квартир, полторы тысячи частных домов и семь заброшенных чердаков в зданиях, подлежащих сносу. Она дала блестящий ответ оппонентам, доказав, что содержание волшебства в предмете зависит вовсе не от его материальной, а от сентиментальной ценности. С тех пор остаточное волшебство принято измерять в сентиментальных единицах.

Волшебные предметы II категории
К волшебным предметам второй категории относятся в основном предметы повседневного использования и широкого потребления, такие как краски (особенно акрил и гуашь), бусины, пластилин, разноцветная бумага, мел, специи, мыльные пузыри, велосипеды, музыкальные инструменты и некоторые виды конфетно-кондитерских изделий.





Отличие их от первой категории состоит в том, что волшебным потенциалом обладают не отдельные предметы, а вся категория предметов. Профессор Габс-Габиани выразила этот принцип простым уравнением: отдельный художественный холст не волшебнее других холстов, но все художественные холсты волшебны одинаково. Волшебство, содержащееся в предметах второй категории, профессор Кардамоне назвал контактным волшебством, так как оно проявляется исключительно в процессе пользования или потребления. Профессор Габс-Габиани развила его теорию, утверждая, что основная ценность волшебных предметов второй категории состоит во влиянии, которое они оказывают на людей еще до начала процесса потребления. В своей книге “Чердаковедение, чудаковедение и другие полезные науки” она рассказала, что когда людям попадаются на глаза волшебные предметы второй категории, у них немедленно появляется желание творить, делиться и дурачиться. Более поздние архивные исследования показали, что именно появление в доме волшебного предмета второй категории подтолкнуло многих признанных чудаков и волшебников к выбору этой удивительной и редкой карьеры. Валентина Габс-Габиани назвала это свойство пассивным вдохновением и предложила измерять контактное волшебство во вдохновительных единицах (см. примечания).

В этой главе мы не станем рассматривать конечные продукты волшебства, так то картины, скульптуры, вышитые подушки, пироги и фотографии - речь о них пойдет в главе о цикличности волшебства. Мы также опустим рассказ о волшебных предметах третьей категории, к которой относятся книги и прочая печатная продукция - им посвящена следующая глава.

Примечания:
- Собственные опыты профессора Габс-Габиани не позволили нb подтвердить, нb опровергнуть это популярное мнение. Действительно, некоторые волшебные предметы первой категории как будто теряют со временем свою волшебность, другие, наоборот, сохраняют ее даже в разбитом или сломанном виде.
- Полный список волшебных предметов и их классификацию по категориям можно найти в “Общей теории и истории археологии волшебства”, составленной профессором Кардамоне.
- В поздней редакции своей статьи “Что происходит, когда исчезает волшебство” профессор Деликато объясняет, что после злосчастного очень жаркого августа многие распространенные предметы второй категории волшебства полностью исчезли их их внешний вид, запах и вкус археологам приходится восстанавливать по памяти и по рассказам очевидцев. К таким исчезнувшим видам относится, например, шоколадное эскимо на палочке в серебрянной фольге, советский лимонад “Байкал”, французские конфеты “Mistral gagnant” (“Ветер поднимается”), диафильмы и многое другое. Некоторые из этих предметов удалось восстановить, но количество и качество контактного волшебства в них значительно уменьшилось. Именно это явление, делает заключение профессор Деликато, описывает популярная пословица “Раньше трава была зеленее, конфеты вкуснее, а велосипедные звонки веселее.”

Вопросы по тексту:
1. Допустим, вам в руки неожиданно попал волшебный предмет первой категории волшебностью в одиннадцать сентиментальных единиц. Станете ли вы использовать его по прямому назначению, поставите ли в сервант за стекло, или уберете подальше от любопытных глаз? Объясните свой выбор.
2. По вашему мнению, может ли предмет принадлежать одновременно к нескольким волшебным категориям? Как в таком случае измеряется его волшебный потенциал?
3. Вспомните исторический пример или случай из собcтвенной жизни влияния пассивного вдохновения на человека.

Задание на дом:
1. Лабораторная работа: определите три предмета в вашем доме, относящихся к первой категории, с максимальным количеством сентиментальных единиц.
2. Дополните реестр волшебных предметов второй категории.
Продолжение следует...

Чердаки, Археология волшебства, чудаки, чудеса

Previous post Next post
Up