Оригинал взят у
suttavada_ru в
6RМетод 6R является тем фундаментом, на котором стоит всё здание медитации в Суттаваде. Собственно, согласно учению школы, этот метод является по сути формальным изложением того, что в
Восьмеричном Пути называется "Правильным Усилием". То есть это не что иное как методологическое воплощение слов Будды (Саччавибханга и Вибханга сутты):
"И что такое, монахи, правильное усилие? Вот, монахи,
Монах порождает желание к не-возникновению невозникших плохих, неблагих состояний [ума]. Он прилагает усилие, порождает усердие, направляет на это ум, старается.
Он порождает желание к отбрасыванию возникших плохих, неблагих состояний. Он прилагает усилие, порождает усердие, направляет на это ум, старается.
Он порождает желание к возникновению невозникших благих состояний. Он прилагает усилие, порождает усердие, направляет на это ум, старается.
Он порождает желание к поддержанию возникших благих состояний, к их не-угасанию, увеличению, разрастанию, осуществлению посредством развития. Он прилагает усилие, порождает усердие, направляет на это ум, старается. Это называется правильным усилием."
О содержании этого метода можно прочесть практически в каждой книге Бханте Вималарамси. Сейчас же я хотел бы рассказать об интересной аналогии, которую приводит Кханти Кхема, объясняя этот метод. Представьте, говорит она, что перед вами возник некий предмет и вы схватили его. Это - аналогия ума, прилепившегося к тому или иному объекту - мысли, эмоции, ощущению. Если мы просто разжали руку и предмет упал, рука остаётся в напряжении, ведь мы просто разжали ладонь, но не расслабили руку. В этом состоянии она готова и дальше хватать всё, что перед нами возникнет. Поэтому нужно не только отпустить предмет, но и опустить руку. Точно так же и в методе 6R: когда наш ум увлекается чем-то, вовлекается во что-то, мало просто увести внимание от этого объекта, нужно устранить тонкое напряжение, возникающее в результате вовлечения.
Вовлечение включает в себя два аспекта: объект вовлечения и состояние вовлечения. Если мы устраняем только первое, ум будет оставаться возбуждённым и блуждание не прекратится, либо же нам необходимо будет перевести ум в режим сверх-напряжения, полностью насильно вовлекшись в какой-либо объект. Именно такова "медитация поглощения": мы полностью погружаемся в какой-либо объект, силой удерживая на нём ум. Метод Будды, согласно Суттаваде, был другим: мы устраняем саму склонность ума вовлекаться. Переобучаем ум. Нейтрализуем оба аспекта вовлечения, погружаясь во всё большую безмятежность и бодрствование. Раз за разом мы производим это действие, это правильное усилие, пока ум не отвыкнет цепляться за всё подряд.
Бханте Вималарамси говорит, что это напряжение связано с тем, что при акцентированном сосредоточении на чём-то (при цеплянии за некий объект), происходит некоторое увеличение мозга в объёме ("голова пухнет" - сказано неспроста), и он начинает давить на мозговую оболочку, которая даёт сигнал в виде ощущения напряжённости или стеснённости в голове. Именно эту напряжённость-стеснённость мы и расслабляем на стадии "Relax" в методе 6R.
Не знаю, насколько эти физиологические выкладки Бханте соответствуют действительности, но могу засвидетельствовать, что эту напряжённость можно начать ощущать, при определённом навыке. Именно рост этой напряжённости соответствует тому, что в китайской традиции называется "скоплением ци в голове", что в итоге приводит к плачевным результатам. Резкое повышение степени аффектированности психики. В моём случае это в итоге приводило к приступам жестокой мигрени. К слову, окончательное устранение мигреней у меня произошло именно благодаря методу 6R, развившему навык наблюдения за этим напряжением в голове и его, напряжения, регуляции.
Что такое по сути своей это "расслабление"? Это не что иное как смещение в состояние безмятежности. В методе 6R мы уводим внимание от объекта вовлечения, а затем - практически "одним движением" - впрыгиваем в состояние безмятежности, которое субъективно ощущается как расслабление. Постепенно мы научаемся пребывать в состоянии безмятежности постоянно.