Oct 21, 2015 10:26
Абсолютным ядом называют вещество, ядовитое в любых пропорциях.
Согласно буддийскому учению, абсолютными ядами можно назвать так называемые корни страдания - неведение, ненависть и алчность. Неведение в данном случае это когнитивная недостаточность, ненависть - это аффектированное отторжение чего-либо, алчность - аффектированное стремление к чему-либо.
Попробуем разобраться, что же в них такого абсолютного. Для того, чтобы показать, что эти психические факторы ни при каких обстоятельствах и ни в каких пропорциях не могут быть благотворны, прибегают к следующему рассуждению.
Если мы возьмём максимальное проявление неведения, то получим человека, полностью лишённого когнитивной способности, или, иначе говоря, больного с диагнозом идиотия. Если же мы рассмотрим человека, у которого неведение никак не проявлено, то получим в высшей степени развитую в когнитивном плане личность.
Если мы возьмём максимальное проявление ненависти, то получим человека явно глубоко нездорового психически. Противоположный же случай - человек, ни при каких обстоятельствах не проявляющий и малейших проявлений ненависти, даже такой легитимизированной её формы как неприязнь или презрение - являет собой пример личности в высшей степени гармоничной.
То же касается и алчности: максимальное проявление - патология, нулевое проявление - гармония.
Иными словами, во всех трёх случаях мы имеем дело не с единством противоположностей, а именно с патологией или с абсолютным ядом.
Эти три яда - психической природы. Психика человека может заражаться и становиться полностью охваченной ими, в итоге разрушаясь. Распространение этого яда или если угодно заболевания происходит через внедрение в сознание соответствующих социально-психологических паттернов, или, можно сказать, мемов, идей.
В настоящее время наиболее действенным способом распространения идей являются СМИ. Вот почему сейчас мы живём во времена, когда огромные массы людей могут оказаться охвачены ядами ненависти, алчности и неведения в масштабах, не виданных до сих пор.
В общем, если буддиста спросить, какая идеология и какая пропаганда является истинной и верной, то он, вероятно, ответит так: истинных и верных идеологий и пропаганд не бывает. Однако, некоторые идеологии и пропаганды увеличивают страдание людей, а другие уменьшают их. К идеологиям и пропагандам, безусловно и всегда увеличивающим страдание людей, относятся те, которые разжигают в людях ненависть, жадность до чужого или до приятного, и нежелание задумываться.
буддизм,
корни страдания