Гуруизм

Jul 27, 2015 08:38

Сказанное ниже - это скорее выжимка из личного жизненного опыта. Ни на чём не настаиваю, но буду рад если кому-то это всё пригодится.

Есть такое явление - «лже-гуру» (назовём это так). Это человек, позиционирующий себя в качестве духовного учителя, мастера, аватара и т.д., оказывающий на жизни тех, кто ему поверил, более или менее деструктивное влияние. В данной статье этому явлению будет противопоставляться феномен «духовного учителя» - здесь это человек, в своём личностном развитии ушедший глубоко на второй спирально-динамический ярус, и при этом оказывающий посильную сознательную помощь другим людям в процессе развития сознания.

Встречая "лже-гуру" (назовём это так), мы почти никогда по неопытности не можем распознать ту ложку яда, которая кроется в бочке мёда. А это так или иначе всегда именно ложка яда в бочке мёда: в потоке истин, с которыми нам трудно не согласиться, проводятся отдельные токсичные элементы, которые могут надолго исказить ход нашей жизни и привести к неоправданным страданиям.

Однако, есть определённые маркеры, которые являются тревожными сигналами.

1. Секс.
1.1. Учитель сам замешан в сексуальных отношениях с учениками. Если об этом постоянно циркулируют слухи, или тем более если вы сами стали участником (участницей) или свидетелем этого, маркер сработал. Кроме того, может наблюдаться своего рода склонность к сексуальному самопотаканию. Например, у учителя может быть кроме официальной жены ещё официальная любовница и т.д. (объясняться это может как угодно, важен сам факт).
1.2. Учитель явно или не явно поощряет учеников к активной сексуальности. Это выражается в том, что в среде учеников процветает промискуитет, постоянная сексуальная ротация и вообще активная сексуальная жизнь.
1.3. Учитель активно подавляет сексуальность. Постоянно подчёркивается, что сексуальная сфера неприемлема, грешна, грязна и прочее.
1.4. Вообще акцент на сексуальной сфере - какой бы то ни было.
Дело в том, что для психологически взрослого человека сексуальная сфера во многом перестаёт быть актуальной, интересной (речь не идёт об импотенции). Духовный же учитель в психологическом смысле является сверх-взрослым человеком, прошедшим дальше обычной взрослости (если нет, то это какой-то не тот духовный учитель, о котором тут идёт речь). Поэтому к сексуальной сфере он обычно относится очень ровно, почти равнодушно. Это проявляется, в частности, в том, что он почти не поднимает эту тему. Ему, конечно, можно задать вопросы на эти темы, и он скорее всего без проблем ответит, но это будет вполне сдержанно. Это отражается и на общине учеников: здесь люди заняты своими задачами на пути, и сексуальные вопросы почти не всплывают. По поводу - якобы - исключений - см. ниже пункт про тантру (Примечание 1).

2. Алкоголь и наркотики.
2.1. Учитель сам употребляет то либо другое. Время от времени его можно видеть в состоянии опьянения.
2.2. Учитель поощряет, явно или неявно, учеников к употреблению опьяняющих веществ.
Духовный путь (если подразумевать под ним развитие сознания в контексте теории Спиральной динамики, а примерно об этом говорят основные духовные традиции), вообще говоря, не имеет отношения к получению каких-то особых впечатлений. Кроме того, он не имеет отношения к физическому опьянению, скорее уж к чему-то противоположному. Поэтому в целом для аутентичной традиции употребление опьяняющих веществ не характерно. Употребление галлюциногенов тоже как правило не практикуется, либо является очень редким и специфическим средством. Были, конечно, исключения типа иранских каландаров, но уж больно они стрёмные и по сути маргинальные товарищи.

3. Нажива за счёт учеников.
3.1. Учитель явно или не явно подталкивает учеников к тому, чтобы они жертвовали ему свои деньги и собственность.
3.2. Поощряется работа на учителя.
3.3. Учитель склонен к сибаритству и роскоши.
3.4. Наблюдаются случаи, когда ученики или иные люди подвергаются явному обману либо мошенничеству с целью наживы.

4. Обман. Учитель явно или не явно обманывает учеников, получая от этого ту или иную выгоду.

5. Негативные проявления. Учитель явно или неявно практикует, оправдывает и поддерживает:
5.1. Ненависть или хотя бы неприязнь.
5.2. Страх.
5.3. Жестокость.
5.4. Остракизм и преследование (хотя бы моральное) по отношению к тем или иным членам общины.
5.5. Те, кто покинул общину или осмелился возражать, объявляются недостойными, неспособными к обучению или даже иудами и проч.
5.6. Негативные идеи, например о деструктивном влиянии родителей, общества и т.д., о необходимости противостоять им или даже порвать с ними.
5.7. Унижение. Унижение зачастую оправдывается "воспитанием смирения". Но по факту через унижение воспитывается лишь полная потеря человеческого облика. И у унижаемого, и у свидетелей унижения. Это один из методов слома личности. О сломе личности - разговор отдельный и он ниже, в примечании 2.
"True spiritual master", т.е. человек по определению принадлежащий ко второму спирально-динамическому ярусу, всегда действует таким образом чтобы уменьшить негативные проявления людей, способствовать взаимопониманию и устранению конфликтов. Это вытекает просто из логики развития сознания.

6. Аффликтивное упорствование. Учитель абсолютизирует те или иные взгляды (любые), заявляя о том, что это - непреложная истина, а те, кто её не принимают - являются так или иначе недостойными людьми. Сама специфика духовного пути приводит к сдержанности и корректности в суждениях, неангажированности в какой-либо одной точке зрения, к способности посмотреть на ситуацию с разных сторон, глазами разных участников.

7. Наркотическая привязанность к учителю. Это проявляется очень просто: в отсутствие учителя, либо если он по каким-либо причинам отдаляет ученика от себя, ученику кажется, что краски померкли, ему нечем себя занять, а в особо запущенных случаях развиваются острые негативные состояния: тоска, суицидальные настроения и т.д. В здоровом же случае роль учителя заключается в том, что он направляет и мотивирует практику ученика. То есть встречи с ним это прежде всего коррекция пути, коррекция внутренней работы. После них ученик принимается за работу с удвоенной энергией. Почти никогда не бывает так, чтобы такой учитель проводил время за праздными разговорами и другими занятиями с учениками или с кем-либо ещё. Тут ещё нужно понять, что у самого учителя имеется и своя работа, свои задачи, над которыми он трудится, причём с усердием, которое учениками недоступно. В целом, непосредственное общение с учителем сводится к совместной работе (вплоть до чисто физической), совместной формальной практике и объяснениям относительно нюансов учения и практики. Первые два пункта при этом не непременны.

8. Деструктивное влияние. Есть примеры деструктивного влияния учителя на жизнь учеников. Разрушенные судьбы, самоубийства, распавшиеся семьи и т.д.

Вот то, что пришло на ум на вскидку.

Если наблюдается хотя бы что-то из вышеперечисленного - это сигнал к немедленному уходу от учителя. Скорее всего вы попытаетесь найти оправдания поведению учителя. Скорее всего, вам будут говорить (или до вас будут доходить слухи, что учитель как-то обмолвился относительно вас), что это в вас проявляется узость мышления, эго, что вы неспособны быть настоящим учеником. Нужно твёрдо понимать, что это не более чем манипулирование. Если вы не хотите выбросить свою жизнь коту под хвост - лучше уйти не оглядываясь и не колеблясь. При этом никакие демонстрируемые учителем качества, выделяющие его из ряда других людей, роли не играют. Дело в том, что этот человек действительно может обладать харизмой, разного рода выдающимися качествами и способностями, в том числе и магического или религиозного плана, но быть при этом прохиндеем, садистом, манипулятором, мошенником или фанатиком.

Может ли духовный учитель - именно в смысле высокого спирально-динамического уровня - поступать в тех или иных обстоятельствах так, что это будет выглядеть для нас как одно из вышеперечисленных сигналов? Вопрос этот на самом деле не принципиален, и вот почему:
- Мы в своём нынешнем состоянии знать этого попросту не можем, а значит должны руководствоваться доступными нам соображениями. На то нам разум и дан. Иначе мы просто никак не сможем верифицировать уровень учителя. Мы будем в этом случае руководствоваться либо верой (а вера слепа), либо какими-то иными побуждениями (например, наркотическим удовольствием от пребывания в этой тусовке). С другой стороны, конечно, было бы неплохо избегать "додумывания", приписывания учителю или кому бы то ни было другому тех мотивов, которые прямо не вытекают из его действий. Именно поэтому в перечне маркеров фигурируют лишь прямые действия и факты. Мы не апеллируем к мотивам учителя, не говорим, руководствуется ли он какими-то нехорошими побуждениями или нет. Просто если учитель поступает так-то и так-то, оставаться с ним становится рискованно.

Приложение 1. О тантре.

Часто разнузданное поведение гуру оправдывается (им самим) тем, что это такой путь, тантрический*. Срыв шаблонов, разрушение стереотипов мышления и т.д. Но изучение собственно тантрической традиции (хотя бы чисто академическое) показывает, что подобные утверждения не имеют под собой оснований. И вот почему:

1. Тантрического пути как такового вообще нет, по сути. Есть тантрические методы в рамках общей традиции - буддийской или индуистской. То есть тантрическая работа по разрушению шаблонов мышления это всегда штучный продукт, точечная хирургическая операция, применимая в специальных случаях. Все эти легендарные ритуальные совокупления и прочее - при ближайшем рассмотрении оказываются вещью вполне целомудренной и применяемой в строго специальных условиях. Либо же тантра это просто специфический метод внутренней работы, использующий воображение и архетипические образы. Иными словами:

2. Тантра отнюдь не отрицает и не заменяет собой сутру, а наоборот - базируется на ней. Сутра, т.е. традиционный постепенный путь, включающий в себя самодисциплину, этическое развитие, последовательную психотехническую работу, это обязательный фундамент и бэкграунд для тантры.

Поэтому если некий гуру, предаваясь разного рода удовольствиям, начинает рассказывать про тантру, про разрушение шаблонов сознания и прочее - можно сразу разворачиваться и уходить не оглядываясь.
____________________
*При этом слово "тантра" может и не использоваться. Речь может идти о, скажем, избавлении сознания от шаблонов, паттернов, обусловленности, эго-структур и т.д. Однако суть сказанного от этого не меняется. Подобные "разрушения" столь нетрадиционными методами в аутентичных традициях применяются с огромной осторожностью и крайне редко.

Примечание 2. Слом личности.

Часто также в подобных случаях используется такой посыл, что ученик должен достичь полного смирения и отказа от своей воли, своих представлений о том что правильно и что не правильно и т.д. Что полная сдача учителю означает полное и безоговорочное ему подчинение. Под этим соусом с человеком можно творить всё что угодно, и он, добросовестно практикуя "отказ от себя", будет выполнять ЛЮБЫЕ повеления "мастера". Это чревато самыми разрушительными последствиями даже в том случае если пастырь не будет злоупотреблять своей властью.

Эта аберрация всё же удивительна. Вот люди читают о пути, который прошёл скажем принц Сиддхартха или Иешуа га Ноцри или, из современников - Сюй Юнь. Человек искал, совершал поступки, уходил в пустыню или в лес. Учителя их отнюдь не подавляли их личность. Вообще, можно ли найти хотя бы один пример, когда человек достиг высокого состояния, полностью подчинив свою волю другому человеку? Разве что только мы будем считать высоким состояние какого-нибудь хашишина.

Если следовать логике психологии развития, в том числе Спиральной динамики, то получается, что для развития сознания нужна, наоборот, сильная личность (не путать с сильной эгоцентричностью), сильная воля. Тот отказ от себя, о котором говорится в традициях, очевидно не имеет ничего общего с превращением в бессловесного раба другого человека. Поэтому вышеописанное «воспитание смирения» скорее глубоко травмирует сознание и блокирует возможность его развития.

Слом личности, приведение человека в состояние полной и безоговорочной покорности, кстати, практиковалось в нацистских концлагерях. Нампример, об этом рассказывается здесь:

Готовясь к публичной лекции по психологии личности, я просматривал выдержки из книги психоаналитика Бруно Беттельгейма «Просвещенное сердце». В ней он описывает свой опыт узника концлагерей Дахау и Бухенвальда, в которых он был в 1938-1939 годах, а также опыт других людей, столкнувшихся с системой уничтожения человеческого достоинства позднее, когда нацисты «раскрылись» на полную мощь. Делал пометки, выписки, и в итоге получилась эта статья.

Меня интересовал психологический аспект того, что творилось в концентрационных лагерях. Как нацистская система ломала личности, как личности противостояли системе и чудовищно деструктивному психологическому полю, какие стратегии использовали и как они деформировались . В конце концов, личность - это и есть наши стратегии адаптации к существующему вокруг миру, и от того, какой он, этот мир, во многом (но не во всем) зависит то, какие мы.

Нацистская система в 1938-1939 годах - времени пребывания Беттельхейма в Дахау и Бухенвальде - еще не была нацелена на тотальное истребление, хотя с жизнями тогда тоже не считались. Она была ориентирована на «воспитание» рабской силы: идеальной и послушной, не помышляющей ни о чем, кроме милости от хозяина, которую не жалко пустить в расход. Соответственно, необходимо было из сопротивляющейся взрослой личности сделать испуганного ребенка, силой инфантилизировать человека, добиться его регресса - до ребенка или вовсе до животного, живой биомассы без личности, воли и чувств. Биомассой легко управлять, она не вызывает сочувствия, ее легче презирать и она послушно пойдет на убой. То есть она удобна для хозяев.

Обобщая основные психологические стратегии подавления и слома личности, описанные в работе Беттельхейма, я для себя выделил и сформулировал ряд ключевых стратегий, которые, в общем-то, универсальны. И в разных вариациях они повторялись и повторяются практически на всех уровнях жизни общества: от семьи до государства. Нацисты только собрали это все в единый концентрат насилия и ужаса. Что это за способы превращения личности в биомассу?

Правило 1. Заставь человека заниматься бессмысленной работой.

Одно из любимых занятий эсэсовцев - заставлять людей делать совершенно бессмысленную работу, причем заключенные понимали, что она не имеет смысла. Таскать камни с одного места на другое, рыть ямы голыми руками, когда лопаты лежали рядом. Зачем? «Потому что я так сказал, жидовская морда!».

(Чем это отличается от «потому что надо» или «твое дело выполнять, а не думать»?)

Правило 2. Введи взаимоисключающие правила, нарушения которых неизбежны.

Это правило создавало атмосферу постоянного страха быть пойманным. Люди были вынуждены договариваться с надзирателями или «капо» (помощники СС из числа заключенных), впадая от них в полную зависимость. Разворачивалось большое поле для шантажа: надзиратели и капо могли обращать внимание на нарушения, а могли и не обращать - в обмен на те или иные услуги.

(Абсурдность и противоречивость родительских требований или государственных законов - полный аналог).

Правило 3. Введи коллективную ответственность.

Коллективная ответственность размывает личную - это давно известное правило. Но в условиях, campкогда цена ошибки слишком высока, коллективная ответственность превращает всех членов группы в надзирателей друг за другом. Сам коллектив становится невольным союзником СС и лагерной администрации.

Нередко, повинуясь минутной прихоти, эсэсовец отдавал очередной бессмысленный приказ. Стремление к послушанию въедалось в психику так сильно, что всегда находились заключенные, которые долго соблюдали этот приказ (даже когда эсэсовец о нем забывал минут через пять) и принуждали к этому других. Так, однажды надзиратель приказал группе заключенных мыть ботинки снаружи и внутри водой с мылом. Ботинки становились твердыми, как камень, натирали ноги. Приказ больше никогда не повторялся. Тем не менее, многие давно находящиеся в лагере заключенные продолжали каждый день мыть изнутри свои ботинки и ругали всех, кто этого не делал, за нерадивость и грязь.

(Принцип групповой ответственности… Когда «все виноваты», или когда конкретного человека видят только как представителя стереотипной группы, а не как выразителя собственного мнения).

Это три «предварительных правила». Ударным звеном выступают следующие три, дробящие уже подготовленную личность в биомассу.

Правило 4. Заставь людей поверить в то, что от них ничего не зависит.

Для этого: создай непредсказуемую обстановку, в которой невозможно что-либо планировать и заставь людей жить по инструкции, пресекая любую инициативу.

Группу чешских заключенных уничтожили так. На некоторое время их выделили как «благородных», имеющих право на определенные привилегии, дали жить в относительном комфорте без работы и лишений. Затем чехов внезапно бросили на работу в карьер, где были самые плохие условия труда и наибольшая смертность, урезав при этом пищевой рацион. Потом обратно - в хорошее жилище и легкую работу, через несколько месяцев - снова в карьер и т.п. В живых не осталось никого. Полная неподконтрольность собственной жизни, невозможность предсказать, за что тебя поощряют или наказывают, выбивают почву из-под ног. Личность попросту не успевает выработать стратегии адаптации, она дезорганизуется полностью.

«Выживание человека зависит от его способности сохранить за собой некоторую область свободного поведения, удержать контроль над какими-то важными аспектами жизни, несмотря на условия, которые кажутся невыносимыми… Даже незначительная, символическая возможность действовать или не действовать, но по своей воле, позволяла выжить мне и таким, как я». (курсивом в кавычках - цитаты Б.Беттельхейма).

Жесточайший распорядок дня постоянно подгонял людей. Если одну-две минуты промедлишь на умывании - опоздаешь в туалет. Задержишься с уборкой своей кровати (в Дахау тогда еще были кровати) - не будет тебе завтрака, и без того скудного. Спешка, страх опоздать, ни секунды задуматься и остановиться… Постоянно тебя подгоняет отличные надзиратели: время и страх. Не ты планируешь день. Не ты выбираешь, чем заниматься. И ты не знаешь, что с тобой будет потом. Наказания и поощрения шли безо всякой системы. Если на первых порах заключенные думали, что хороший труд их спасет от наказания, то потом приходило понимание, что ничто не гарантирует от отправки добывать камни в карьере (самое смертоносное занятие). И награждали просто так. Это просто дело прихоти эсэсовца.

(Авторитарным родителям и организациям очень выгодно это правило, потому что оно обеспечивает отсутствие активности и инициативы со стороны адресатов сообщений вроде «от тебя ничего не зависит», «ну и чего вы добились», «так было и будет всегда»).

Правило 5. Заставь людей делать вид, что они ничего не видят и не слышат.

Беттельхейм описывает такую ситуацию. Эсэсовец избивает человека. Мимо проходит колонна рабов, которая, заметив избиение, дружно поворачивает головы в сторону и резко ускоряется, всем своим видом показывая, что «не заметила» происходящего. Эсэсовец, не отрываясь от своего занятия, кричит «молодцы!». Потому что заключенные продемонстрировали, что усвоили правило «не знать и не видеть того, что не положено». А у заключенных усиливается стыд, чувство бессилия и, одновременно, они невольно становятся сообщниками эсэсовца, играя в его игру.

(В семьях, где процветает насилие, нередка ситуация, когда кто-либо из родственников все видит и понимает, но делает вид, что ничего не видит и не знает. Например, мать, ребенок которой подвергается сексуальному насилию со стороны отца/отчима… В тоталитарных государствах правило «все знаем, но делаем вид…»- важнейшее условие их существования)

Правило 6. Заставь людей переступить последнюю внутреннюю черту.

«Чтобы не стать ходячим трупом, а остаться человеком, пусть униженным и деградировавшим, необходимо было все время осознавать, где проходит та черта, из-за которой нет возврата, черта, дальше которой нельзя отступать ни при каких обстоятельствах, даже если это угрожает жизни. Сознавать, что если ты выжил ценой перехода за эту черту, то будешь продолжать жизнь, потерявшую всякое значение».

Беттельхейм приводит такую, очень наглядную, историю о «последней черте». Однажды эсэсовец обратил внимание на двух евреев, которые «сачковали». Он заставил их лечь в грязную канаву, подозвал заключенного-поляка из соседней бригады и приказал закопать впавших в немилость живьем. Поляк отказался. Эсэсовец стал его избивать, но поляк продолжал отказываться. Тогда надзиратель приказал им поменяться местами, и те двое получили приказ закопать поляка. И они стали закапывать своего сотоварища по несчастью без малейших колебаний. Когда поляка почти закопали, эсэсовец приказал им остановиться, выкопать его обратно, а затем снова самим лечь в канаву. И снова приказал поляку их закопать. На этот раз он подчинился - или из чувства мести, или думая, что эсэсовец их тоже пощадит в последнюю минуту. Но надзиратель не помиловал: он притоптал сапогами землю над головами жертв. Через пять минут их - одного мертвого, а другого умирающего - отправили в крематорий.

Результат реализации всех правил:

«Заключенные, усвоившие постоянно внушаемую СС мысль, что им не на что надеяться, поверившие, что они никак не могут влиять на свое положение - такие заключенные становились, в буквальном смысле, ходячими трупами…».

Процесс превращения в таких зомби был прост и нагляден. Сначала человек прекращал действовать по своей воле: у него не оставалось внутреннего источника движения, все, что он делал, определялось давлением со стороны надзирателей. Они автоматически выполняли приказы, без какой-либо избирательности. Потом они переставали поднимать ноги при ходьбе, начинали очень характерно шаркать. Затем они начинали смотреть только перед собой. И тогда наступала смерть.

В зомби люди превращались тогда, когда отбрасывали всякую попытку осмыслить собственное поведение и приходили к состоянию, когда они могли принять все, что угодно, все, что исходило извне. «Те, кто выжили, поняли то, чего раньше не осознавали: они обладают последней, но, может быть, самой важной человеческой свободой - в любых обстоятельствах выбирать свое собственное отношение к происходящему». Там, где нет собственного отношения, начинается зомби.

путь, нравоучения, психология, интегральное

Previous post Next post
Up