Ещё раз про духовность

May 02, 2015 14:42

Не моё.
Уже длительное (очень длительное) время наблюдаю у себя странную реакцию: как только слышу слово "духовность" рука непроизвольно дёргается в сторону кобуры 8-)

Подозреваю, впрочем, что только не-резидентам РФ она покажется странной 8-), а вот жителям России , видимо, объяснять причины не придётся ).

В юности оно меня бесило тем, что я никак не мог понять, какой смысл вкладывается в это понятие. Но потом с помощью пропаганды стало ясно , что это нечто устойчиво ассоциирующееся с авторитарными традициями, антилиберализмом, антиинтеллектуализмом, богоизбранностью русского народа, кровью, почвой и репрессивными акциями.
Несколько шире: с глубокой религиозностью обрядоверческого толка, этнографией, фольклором, патриотизмом и прочной патриархальной семьёй.

Вот теперь по соседству цитируется Андреев, о том, что "Духовный же ряд состоит из человеческих проявлений,находящихся в связи именно с понятием многослойности бытия и с ощущением многообразных нитей, которыми связан физический план жизни с планами иноматериальными и духовными. Сюда полностью относятся области религии, спиритуалистической философии, метаистории, магии, высокой этики и наиболее глубокие творения литературы, музыки, пространственных искусств»"и духовность противопоставляется интеллектуализму.
Увы и это определение с изначальаным значением слова духовность имеет очень мало общего.
Чтобы понять истоки вопроса предпримем небольшое археологическое изыскание:
понятие духовность изначально связано с принятой в христианстве триадой: тело, душа, дух. И, соответственно, противопоставляется не интеллектуализму, а телесности и душевности.
Сама же эта триада прямо восходит к неоплатонизму с его делением на тело, душу и ум. четвёртая составляющая здесь Единое или Благо (т.е. Абсолют).
Т.о. духу здесь соответствует ум.

Тело это то , что живёт физической , органической жизнью, душа - это область эмоций. Но! интеллект обслуживающий запросы души и тела это не ум, а тоже порождение души. Ум автономен и оперирует чисто абстрактными категориями - в идеале непосредственно созерцая мир идей (эйдосов). Для неоплатоников именно через него (ум свободный от запросов тела и движений души)достигалось движение к Единому.

Все эти процессы легко отобразить и виде иерархии миров. Так вот любые связи, практики и влияния миров душевного (сиречь астрального) плана к духовности не имеют никакого отношения.
А духовность есть ничто иное как сознание и деятельность не преследующее достижение никаких материальных и эмоциональных выгод и целей, а полностью устремлённое к ценностям высшего абстрактного порядка и в пределе к Единому. И никакие ограничения накладываемые телесным и душевным для такого человека не значимы )
Интересны корреляции с этим моим постом полуторагодичной давности.

путь

Previous post Next post
Up