Комментарии к "Пути" 14

Jan 07, 2015 04:44


3 Continuous, Selfless Remembrance of God (Dhikr)

Contained in Absolute, Infinite Unity are forces that emanate and become [manifested as created beings. Each being, according to its nature, receives grace from these forces. In the realm of words, the manifestations of these forces, or truths, are expressed by Divine Names. Two examples are: the Living (al-Hayy) meaning the life of creation is directly connected with God, and the Transcendent (al-Ali), meaning the force of the universe is with God.

The Divine Names, in the continuous, selfless remembrance of God (dhikr), are prescribed by the master of the spiritual path to cure disciples of the disease of the self and its desires and fears. But this remembrance is of no value unless all of one’s senses come to be fully centered on the meaning-reality of the respective Names. It is only by full acknowledgment and love of the reality of these Divine Names that attention to the self falls away. Then, the self becomes purified and adorned by the Divine Attributes:

For so long did the Beloved
      face my open heart
That except for His Attributes and Nature
      nothing remained of that heart.
                                            - Maghribi

Only in such a fashion can the repetition of the Divine Names be called the selfless remembrance of God, or dhikr.

Перевод:
3. Непрерывное поминание Бога, в котором человек забывает себя (Зикр)

Из Бесконечного Единства Абсолюта эманируют силы, которые проявляются в виде сотворённых существ. Каждое существо, согласно своей природе. принимает благодать от этих сил. В царстве слов манифестации этих сил, или истины, выражаются посредством Божественных Имён. Два примера Имён: Живущий (ал-Хаий), что значит, что жизнь всего сотворённого прямо соединена с Богом, и Всевышний (ал-Алий), означающее что сама мощь Вселенной - с Богом.

Божественные Имена в непрестанном самозабвенном поминании Бога (зикр), предписываются мастером духовного пути чтобы излечить ученика от болезни самости и его желаний и страхов. Но это поминание будет бессмысленным, если все наши чувства не будут полностью сосредоточены на смысловой реальности данного Имени. Только через полное осознание реальности Божественных Имён и любви к ней внимание к самости исчезает. Тогда самость становится очищенной и украшенной Божественными Атрибутами:

Возлюбленная так долго
      смотрела в моё открытое сердце,
Что кроме Её Атрибутов и Природы
      от сердца не осталось ничего.
                                            - Магриби

Только в этом случае может повторение Божественных Имён быть названо самозабвенным поминанием Бога или зикром.
Комментарий:

Имя как слово, то есть любое именование предмета или явления, это лишь попытка выразить или по крайней мере обозначить определённое "качество", являющееся атрибутом восприятия данного явления. Иными словами, в основе наименований лежит то или иное качество бытия, качество сознания. Именно поэтому слова имеют воздействие на сознание человека: они, хотя бы немного, смещают сознание в сторону того качества, выражением которого являются. Слово злое, нечистое, даже будучи произнесено равнодушно, будет замутнять сознание, если смысл его нам известен, а слово доброе и ясное будет делать сознание несколько более свободным от замутнений. Этим свойством слов обусловлена заповедь чистоты речи, характерная для духовного пути.

И есть определённые качества бытия, которые можно назвать Божественными в силу того, что это качества Абсолюта, Его непосредственные проявления. В них полностью отсутствует всё самостное, временное, тварное. Эти качества называются в суфизме Божественными Атрибутами. Божественные Атрибуты имеют понятийные обозначения, которые можно назвать Божественными Именами. Эти Имена не зависят от языка или культуры, однако в разных языках и культурах обозначаются разными словами.

Например, Божественным Именем является понятие "Живущий/Вечно-живой/Дарующий жизнь/Бодрствующий", которое в арабском языке обозначается словом "ал-Хаий". В Коране и Сунне насчитывается 99 Имён, которыми в этих текстах обозначался Абсолют. Словесную оболочку, в которую заключают Имя как смысловую основу, можно обозначить словом "имя" со строчной буквы.

Если мы с сосредоточенностью непрерывно созерцаем Имя, постепенно наше сознание полностью приобретает качество соответствующего Атрибута. Для того, чтобы практически осуществить такое созерцание-памятование, используется словесное обозначение Имени, то есть "имя", которое даётся дервишу его наставником для практики зикра. Непрерывно повторяя это имя, вглядываясь, затаив дыхание, через это имя в Имя, дервиш постепенно начинает воспринимать обозначаемый Именем Атрибут и в итоге в его сознании не остаётся иных качеств помимо этого Атрибута. Сознание полностью преображается. В этом - суть практики зикра. От имени мы движемся к Имени, от Имени - к Атрибутам Бога, от Атрибутов Бога - к Божественной Природе. Последний шаг это шаг за пределы зикра, когда уже нет поминающего и поминаемого.

Без соответствующего смысла, то есть без, собственно, Имени, сама словесная оболочка это просто сотрясение воздуха. Конечно, и само это слово воздействует на сознание, имея некоторый благотворный эффект даже при автоматическом повторении. Но при многократном таком повторении этот эффект сходит на нет и более того, потом вернуться к смыслу имени будет труднее, поскольку его связь с изначально вкладываемым в него значением ослабевает. Поэтому очень важно, при повторении имени, сознанием сосредотачиваться на Имени, памятовать о смысле произносимого, прислушиваться к этому смыслу, вглядываться в него с полным вниманием, погружаться в него без остатка. Если же зикр практикуется в ходе повседневных дел, то по крайней мере необходимо хранить памятование о смысле произносимого имени.

Итак, произнося имя, памятуй об Имени. Или, вспоминая одну из Заповедей - не произноси имени Бога всуе. Нужно относиться к Имени как к великой драгоценности. Затаив дыхание сажать это семя в почву тихого сердца, наблюдая каждое мгновение его произнесения. Затем вглядываться во внутреннее пространство, ждать ростка внимательно и чутко. Появление ростка Атрибута мы узнаем по тому, что всё наше существо начнёт трепетать. Это уже будет не просто смысл понятия или эмоциональный настрой, но мощное чувство-качество бытия, переплавляющее наше сознание. Сначала оно будет приходить на мгновения, а затем постепенно станет нашей жизнью.

Можно описать этот процесс на примере практики зикра с именем ал-Кариб - Ближайший. Поначалу мы, повторяя это имя, лишь помним об Имени - Истина ближе к нам и каждому творению чем что бы то ни было. Произнеся имя в ходе зикра, мы вглядываемся в Имя: если Он во истину Ближайший, то Он прямо здесь и сейчас. Мы вглядываемся с полной бдительностью в каждый момент творения чтобы уловить Его присутствие. И вот в один из моментов нас посещает мощное чувство Присутствия Живой Истины, от которого мы словно бы воспламеняемся. Волосы встают дыбом. Теперь каждое наше произнесение Именио бы порождает Огонь. Постепенно нам уже не нужно вспоминать о смысле имени - мы постоянно пребываем в сознании Присутствия. И вот Он уже настолько близок, что нет "меня", есть только Он. Так действуют Имена. Весь Коран, все святые писания уже есть в Именах и к этому нечего добавить.

практика зикра, комментарии к пути, суфизм, Джавад Нурбахш

Previous post Next post
Up