Продолжаю переводить буддийское учение о пяти ядах и восьми противоядиях на суфийский background. Такой эксперимент. Начало читать
здесь.
2. Восемь противоядий
Первые четыре противоядия направлены против лени, поскольку она является самым высоким барьером, стоящим на нашем пути. Если мы его не преодолеем, то вообще не вступим на путь. Пятое противоядие направлено на преодоление яда забывания, шестое - на преодоление яда блуждания и притупленности, седьмое - на преодоление яда неприменения, восьмое - на преодоление яда применения.
2.1. Вера
Первое противоядие от лени - вера. Здесь имеется в виду, что необходимо развить в себе непоколебимую уверенность в том, что:
- Исчезновение в Боге - это высочайшее и драгоценнейшее из всего чего можно достичь. Это прямой путь к предназначению человека, по сравнению с которым всё остальное - мишура.
- Исчезновение в Боге это вполне реальная и достижимая перспектива.
Необходимость этого вида веры обусловлена тем, что мы часто ленимся и откладываем занятие зикром лишь потому, что во-первых не осознаём до конца всю жизненную важность этого для нас и во-вторых - что мы в глубине души не очень-то верим, что способны сколько-нибудь продвинуться в этом деле. Вера нужна для того, чтобы пробудить в нас жажду, устремление к Богу, эмоциональный драйв. Именно он способен победить лень.
Для развития вышеописанной веры, полезно прибегнуть к вспомогательным средствам, таким как, например, муракаба на следующие темы:
- мир не может дать нам реального удовлетворения, которое мы пытаемся в нём найти
- всё в мире мимолётно и сновидно, реален лишь Абсолют
- истинную полноту бытия можно познать лишь двигаясь к его Источнику, творящему мир каждое мгновение.
Таким образом, перед практикой зикра мы уделяем некоторое время муракабе, рассматривая мир и все приходящие в голову желания и мысли в вышеописанном ключе. Мы делаем это до тех пор, пока не увидим, что ум перестал блуждать и появилось вдохновение к практике.
2.2. Вдохновение
Это противоядие тоже направлено против лени.
Чем больше вы слышите о превосходных качествах людей, идущих к Богу, о том, какой степени мудрости и отрешённости они достигли, тем сильнее ваше желание приложить все силы на этом пути.
Однако, простое получение информации в этом плане малоэффективно. Необходимо внимательное размышление. Особенно сильно на нас воздействует лицезрение духовного наставника, который прошёл по этому пути до нас и являет собой живое воплощение принципов Пути. Именно наставник является самым сильным источником вдохновения, а значит и самым сильным средством для преодоления яда лени.
Также источниками вдохновения являются следующие факторы:
- Место. Это специальное удобное место, где вы бы занимались только практикой. Постепенно вдохновение будет в вас появляться само как только вы приходите в это место. Ханака в этом смысле является идеальным местом.
- Подходящая компания. Это сообщество дервишей, идущих тем же путём, с которыми вы могли бы заниматься совместно. Во многом цели порождения вдохновения служит сэма. Здесь человек вкушает состояния, которые затем будут являться мощным вдохновляющим фактором и проводником в его практике.
- Чтение суфийской литературы и размышление над её текстами, слушание стихов и речей Мастера.
Когда появляется вдохновение, самой грубой ошибкой было бы поддаться импульсу не заниматься практикой, а предаться занятиям, соответствующим лени: ничегонеделанию, развлечениям, удовольствиям, мирским делам, которые не являются неотложными и т.д. Подобное пренебрежение вдохновением наносит ему урон.
Вера ведёт к появлению вдохновения, а вдохновение приводит к развитию энтузиазма, который является третьим противоядием.
2.3. Энтузиазм
Энтузиазм означает, что вы с радостью принимаетесь за практику. Если мы взращиваем в себе веру и вдохновение, энтузиазм появляется сам собой. Всё это довольно естественные вещи, применимые и в других областях. Например, если нам нужно научиться водить автомобиль, то без веры в то, что мы способны это сделать и в то, что вождение автомобиля - крайне полезный навык, который даст нам множество преимуществ и радости, мы скорее всего даже не возьмёмся за дело, а если возьмёмся - быстро бросим. Однако, если мы проникнемся верой в себя и в преимущества вождения, мы сможем однажды впервые сесть за руль и также мы увидим других учеников, которые прошли этот путь до нас и научились водить хорошо. Всё это породит в нас вдохновение. И когда мы достигнем первых успехов и увидим, что это дело вполне нам по силам, просто надо постараться, мы будем заниматься этим с энтузиазмом, который позволит нам преодолеть все препятствия.
Когда вы достигли энтузиазма, это означает, что вы близки к преодолению лени, однако ещё не полностью преодолели её. Это состояние может сопровождать нас довольно долго, в то время как мы в основном уже занимаемся преодолением других ядов. Здесь лень как бы впадает в летаргический сон, но может пробудиться в определённых условиях.
Полное преодоление лени наступает лишь при освоении четвёртого противоядия - блаженства.
2.4. Блаженство
В нашей практике наступает момент, когда мы в ходе неё испытывает настоящее удовольствие, блаженство, чувство растворённости в Атрибуте - "я" нет, есть лишь Атрибут. Возникнет желание погружаться в зикр глубже и глубже. Вы будете способны пребывать в зикре несколько часов подряд. Тогда лень в любом её виде исчезнет навсегда. Наоборот, вам придётся сдерживать себя, поскольку появится соблазн отказаться от служения людям ради этого состояния. Вы, возможно захотите бросить всё и уйти в пустыню чтобы там, питаясь чем придётся, жить только Именем. И вы действительно будете способны на это, для вас не составит труда жить так, и более того, такой образ жизни будет доставлять вам невыразимое блаженство.