Sep 26, 2014 17:29
А вот ещё один весьма примечательный эпизод из "Шаматхи и Махамудры" Тинлея:
Как нужно использовать ум в качестве объекта медитации? Вы не выполняете никаких визуализаций, как и в медитации на любовь. Но когда в качестве объекта вы выбираете первичный ум, вы не развиваете никаких чувств. Чувства являются искусственными - это не природа ума. Любовь очень хороша. Но когда вы медитируете на шаматху, выбрав в качестве объекта медитации свой ум, речь идет о нейтральном уме.
Распознайте свой обнаженный ум. Что это значит? Естественное состояние ума, в котором нет никаких концепций, называется обнаженным умом. Что вам необходимо сделать, чтобы обрести это состояние? Не думать о прошлом. Скажите: «Прошлое закончено. Будущее еще не наступило. А настоящее - это каждый текущий миг». Просто оставайтесь в настоящем моменте и почувствуйте, каково состояние вашего ума. Оно просто ясное и осознанное. Какая-то мысль возникает, а затем исчезает обратно в уме. Не останавливайте ее: позвольте ей воз¬никнуть и понаблюдайте, как она появляется. Просто рассматривайте ее, не следуя за ней. Как только вы за ней последуете, сразу возникнет целая цепочка концептуальных мыслей.
Что необходимо делать, когда перед вами возникает какой-то образ, влекущий за собой концептуальные мысли? Просто смотрите на него, не отталкивая, не следуя за ним. Смотрите на него, как ребенок смотрит на картинку. Дети видят просто картинку, потому что их вторичный ум гораздо менее активен; в основном у них работает первичный ум. В буддизме не говорится, что ум ребенка лучше, чем ум взрослого, но отсутствие у детей такого обилия мыслей - полезное качество для развития концентрации. Однако уровень мышления у детей низок, потому что у них нет мудрости.
Эти наставления, относящиеся к практике Махамудры, до боли напоминают наставления в Дзэн. Однако, вот и различие:Когда в качестве объекта медитации вы выбираете свой ум, постарайтесь сократить количество концептуальных мыслей и оставайтесь в естественном состоянии ума - в ясном свете. Однако не делайте этого постоянно, иначе станете очень странным. Если вы будете всегда находиться только в первичном уме, воспринимая, к примеру, машину просто как машину, вы станете дураком. «Я занимаюсь махамудрой. Навстречу движется просто машина», - эта машина собьет вас, и вы попадете в больницу. Нужно знать, когда следует заниматься этой медитацией а когда не следует. Любовь вы можете развивать везде и всегда. Но когда занимаетесь медитацией на ясный свет, есть опасность что ваш ум станет очень сухим. Будьте осторожны с этим. Цель медитации отнюдь не в том, чтобы «высушить» ум. Поймите, что медитация на ясный свет предназначена для того, чтобы сократить количество нездоровых мыслей.
С другой стороны, нам необходимо развивать здоровый образ мышления. Не думайте, что все концептуальные мысли ущербны. Это не так.
В Дзэн обычно ратуют за полное погружение.
С другой стороны, нам необходимо развивать здоровый образ мышления. Не думайте, что все концептуальные мысли ущербны. Это не так. Я уже рассказывал вам о китайском наставнике Хэшане, который учил, что позитивные и негативные мысли, как белые и черные веревки, одинаково привязы¬вают нас к сансаре, поэтому разницы между ними нет. Эта теория казалась довольно интересной, но в реальности она неверна.
Мы находимся в сансаре не из-за любви и сострадания. Если бы эти чувства привязывали нас к сансаре, тогда Будда был бы сансарическим существом, потому, что у него есть любовь и сострадание. Здесь все очень ясно: у будд и бодхисаттв любовь и сострадание невероятно сильны, однако они не привязаны к сансаре. Дже Ринпоче говорил: «Что привязывает нас к сансаре, так это болезнь ума - омраченные мысли». Неведение, гнев - это нездоровый образ мышления, который является причиной страданий. Сансара - это болезнь ума. Представьте, что у вас болит тело, а вы утверждаете: «Хорошие качества моих органов и их плохие качества одинаково приводят к моей болезни». Это неправильное рассуждение. Дже Ринпоче говорил, что позитивные качества ума устранять не нужно, напротив, их необходимо развивать. Он утверждал также, что Пробуждение - это не просто отсутствие омрачений, это также полная реализация всего благого потенциала ума. Достоинства нашего ума не следует отбрасывать.
Хэшан, напомню - это чаньский (дзэнский) наставник.
Геше Джампа Тинлей,
буддизм,
интересное