Безмятежность как препятствие

Sep 12, 2014 07:52

Сейчас, как правило, вы не хотите слишком долго медитировать, у вас возникает желание заняться чем-то ещё. Но когда вы достигнете безмятежности в медитации, то не станете слишком долго погружаться в этот блаженный опыт, зная, что это доставляет столько удовольствия: на этом этапе нужно прекратить его и заняться другими практиками, например развитием щедрости.

Как раз на этом этапе после достижения шаматхи, если вы не будете медитировать на бодхичитту, вам будет грозить опасность в крайность собственного покоя, собственного освобождения. Вы будете настолько умиротворены и счастливы, что у вас не будет желания прерывать медитацию ради того, чтобы помогать живым существам. В это время только сильное сострадание спасёт вас от крайности собственного покоя, или крайности умиротворения.

Архаты настолько привыкают к так называемому медитативному равновесию, что многие-многие кальпы могут оставаться в этом состоянии. <...> В таком состоянии блаженного бездействия они пребывают очень долго и тратят время впустую, потому что могли бы в это время приносить пользу живым существам. С их точки зрения, ничего плохого в этом нет, но с точки зрения Махаяны это ошибка: когда ваши матери - живые существа - страдают, а вы со своим огромным потенциалом пребываете в умиротворении и не помогаете им, это неправильно.

Сейчас нам мешают другие препятствия, в основном блуждание ума. Но когда практик Хинаяны вступает на путь Махаяны, самым главным препятствием для него является однонаправленное сосредоточение (т.е. шаматха - прим. plot'а).
Геше Джампа Тинлей, "Шаматха и Махамудра"

буддизм, интересное

Previous post Next post
Up