Mar 30, 2014 11:02
В практике слежения за дыханием я в своё время проходил в самом начале такие стадии (м.б. кому-то пригодится):
1. Счёт дыхательных циклов от 1 до 10 и далее опять от 1 до 10. Эти десятки можно считать на чётках либо отмечая точки мысленно где-то в пространстве или скажем в груди. Десять точек (3х3 + 1) это 100 дыхательных циклов. Считать проще всего мне было на паузе после вдоха. Через сколько-то дней, когда перестаём сбиваться и считаем таким образом сколько угодно, усложняем задачу:
2. Счёт от 1 до 20. Далее ещё более усложняем задачу:
3. Счёт от 1 до 30. Далее:
4. При счёте пропускаем один цикл. То есть считаем через цикл. Сначала от 1 до 10, потом до 20 и до 30.
5. Теперь начинается самое интересное. К этому времени наше дыхание во время практики становится очень спокойным, с большой паузой после выдоха-вдоха. Поэтому делим весь цикл не на вдох-выдох, а на "движущееся сознание - неподвижное сознание", т.е. когда мы следим за процессом выдоха и вдоха и когда следим за паузой. Суть здесь в том, чтобы начать следить за паузой тоже. При этом мы ведём отсчёт тех циклов, в течение которых сознание следило за дыханием, не отвлекаясь, момент за моментом. Отвлеклись - начинаем счёт заново. Это позволяет очень чётко отслеживать состояние сознания и продвижение в практике. Ум оказывается весьма пластичной штукой. В отличие от мышц, он не устаёт, а по мере непрерывной тренировки постоянно улучшает своё состояние. Постепенно в ходе такой практики мы приходим к состоянию, когда внимание без усилий неподвижно устанавливается на любом объекте. Естественно, это происходит через сколько-то дней или месяцев практики. Внимание при этом просто стоит на объекте. Нет мыслей о нём, нет ничего. Далее уже начинается совсем другой этап тренировки.
шаматха и випашьяна,
буддизм,
психопрактика,
опыт