Некоторые соображения относительно випашьяны

Dec 29, 2013 20:20

Итак, процесс следования методу шаматхи может быть описан следующим образом (постадийно):
1. Укрепление в сосредоточении внимания на каком-либо объекте.
2. Получение первичного опыта состояния покоя, "утишенности", ума.
3. Укрепление в этом опыте и достижение состояния особой кристальной внутренней тишины.
Эта третья стадия вызывает ассоциации с погружением в чистую глубину, как камень идёт ко дну моря. Человек в этом состоянии одновременно пребывает в полнейшем внутреннем покое и при этом ум его полностью бодрствует. Это состояние приносит особую тонкую радость, можно сказать даже - блаженство и отдых.

На этой стадии мы остановились в предыдущий раз. Теперь о том, что происходит дальше.

Через какое-то время пребывания в этом тихом состоянии, в нашем сознании накапливается некое качество. Трудно его определить точно, но выражается оно в том, что наше восприятие, наше внимание становится очень концентрированным и сильным. Оно как бы самопроизвольно фокусируется. Расслабление сменяется напряжением. Но это напряжение - особого рода. Оно естественное, непроизвольное. Его можно назвать ещё устремлением или крайней сфокусированностью внимания. Это сосредоточение таково, что никогда раньше мы ничего подобного не испытывали. Оно совершенно тотальное, захватывает все слои нашего существа - от физического тела и эмоций до самых тонких проявлений психики. Всё существо полностью фокусируется в одной точке, как бы пробиваясь к чему-то. Это, пожалуй, является следствием того, что человек начинает ощущать некую глубинную тягу, на которую живо откликается всё его существо. Он в этот момент начинает ощущать своего рода Зов или Присутствие, на которое не может не откликнуться. В этом сосредоточении дыхание почти отключается, становится жарко даже если кругом холод, в глазах - разные световые явления. Появляется ощущение, что скоро ткань бытия вскроется.

Иногда процесс этого устремления запускается своего рода триггером: человек, находясь в покое шаматхи вдруг вспоминает о некоей истине, просто зачастую какое-то слово - и оно вдруг начинает резонировать и отзывается этим чувством присутствия истины, которое вдруг мощно собирает всё существо в одну точку. Но так происходит в любом случае только когда человек в своей шаматхе достаточно "созрел".

Может возникнуть вопрос - на что именно нацелен этот фокус? Вот тут могут быть варианты. Сама эта сосредоточенность естественна, но те объекты, которые человек "подсовывает" под её луч - зависят от его, человека, идеологии. На мой взгляд, в идеале поиск наш должен быть в этот момент наименее идеологизированным. Однако, скажем, человек верующий, в этот момент неизбежно "устремляется к Богу".

Так вот, это состояние крайней устремлённости, "проникновения", как называют его в тибетских переводах, и есть випашьяна. В буддийской випашьяне человек вглядывается в буддийские истины.

Поначалу волны шаматхи-випашьяны сменяют друг друга. Создаётся впечатление, что випашьяна пробивает некий слой в сознании или, как сказали бы суфии, "завесу", и сознание оказывается на новом уровне, на котором опять следует этап шаматхи, потому что заряд випашьяны как бы временно иссякает. Так может продолжаться довольно долго. Потом постепенно випашьяна становится ровнее и сливается с шаматхой, по крайней мере на буддийском пути. По мере прохождения этих волн человек приближается к собственно шаматхе как состоянию.

шаматха и випашьяна, психопрактика

Previous post Next post
Up