О шаматхе и випашьяне в "Ламрим Ченмо"

Dec 21, 2013 13:10

Сущность безмятежности определена в [сутре] «Истолкования замысла» (8.3):

«Сидя в уединении, полностью обратив [мысль] внутрь, направляют внимание именно на то [положение] Дхармы, которое правильно и хорошо обдумано. При этом ум контролирует непрерывность установки направленного внимания.
У того, кто таким образом многократно входит в [созерцание] и пребывает в нем, появляется совершенная податливость тела и ума, что называется безмятежностью.
Именно так бодхисаттвы стремятся к безмятежности».

То есть, избрав объектом созерцания какое-нибудь подходящее положение из двенадцати разделов Слова, [например] суть совокупностей [личности], - при помощи внимательности и бдительности поддерживают постоянное закрепление мысли на этом объекте, не допуская отклонений. При достижении таким способом естественного пребывания мысли на объекте, зарождаются радость и блаженство совершенной податливости тела и ума. Тогда самадхи становится безмятежностью. Она появляется благодаря всего лишь неуклонному держанию мысли на внутреннем объекте - независимо от понимания подлинной сущности вещей.

Сущность проникновения определена в той же сутре (8.4):

«Достигнув совершенной податливости тела и ума, пребывая в ней и избегая мысленных образов, правильно исследуя объект самадхи - то же самое обдуманное [положение] Дхармы, т.е. отражение [в уме представления о нем], - уверяются в нем.
Итак, исследование, основательное исследование, размышление, анализ, терпеливое признание, стремление, различение, рассмотрение и рассуждение о подлежащей познанию сути этого отражения - объекта самадхи - называют проникновением.
Именно так бодхисаттвы [становятся] опытными в проникновении».
<...>
«Исследование» здесь - это исследование явлений.
«Основательное исследование» - исследование сущности.
Распознавание характеристик с проницательным обдумыванием - это «размышление», а правильное осмысление - это «анализ».
Здесь термином "безмятежность" обознчается шаматха, термином "проникновение" - випашьяна. В "Ламрим Ченмо" и то и другое рассмотрено весьма подробно.
В связи с випашьяной обращает на себя внимание такой эпизод:

Известно, что китайский наставник Хэшан, обнаружив в этой сутре неопровержимое и ясное толкование проникновения как аналитического различения, сказал: «Сутра ли это, не знаю...» - и пнул ее ногой. Он так поступил потому, что [это толкование] не соответствовало его пониманию любой мысли как цепляния за признаки [реального существования] и отказу признать аналитическое различение - то есть мнению, что при созерцании глубинной сути не допускаются никакие мысли.
Последователи этой традиции весьма многочисленны.

Во-первых, бросается в глаза сдержанный тон в отношении к инакомыслящим, непривычный для западных традиций.
Во-вторых, тут нашёл интересное отражение исторический Диспут в Самье.

шаматха и випашьяна, буддизм, интересное

Previous post Next post
Up