"Оглядываясь на свою жизнь, я понимаю, что каждый раз когда я думал, что лишаюсь чего-то хорошего, на самом деле я бы перенаправляем к чему-то лучшему. Вы должны убедить своё сердце что какой бы ни была воля Аллаха, она является самой подходящей и благотворной для вас." - Ал Газали.
Такая вот цитата. Вокруг неё
на фейсбуке развернулась небезынтересная, на мой взгляд, дискуссия. Привожу её здесь. Комментарии собеседников обозначены разными цветами.
С наблюдением Газали могу согласиться с оговоркой: если потеря не является фатальной. К примеру, если мать не теряет дитя, или ребёнок не становится сиротой. Как бы ни был потенциально божествен человек, какой бы великолепной ни была вечная жизнь, подобная утра обычно невосполнима, судьба и душа ломается навсегда. Happy end в истории Иова многострадального всё же был отравлен горечью потерь, потому что каждый человек уникален, другой его не заменит. Думаю, что если такие катастрофы приписывать благотворной воле Аллаха - значит считать Его способным на ужасную жесткость.
А в других случаях, действительно, Аллах, а скорее - непостоянство всего в мире с болью разжимает и отдирает наши руки, чтобы мы смогли принять (вцепиться в ) бОльший дар.
Это скорее зависит от глубины ислама )
Не понимаю.
Вспоминается эпизод из "Братьев Карамазовых" про ребёнка, затравленного на глазах матери. Или фильм про Бабий Яр, который собираюсь посмотреть.
Боль, приносимая неким событием, не означает его объективную "плохость" или "хорошесть". Такой объективной характеристики вообще нет. Если ты уподобился ал-Газали, ты испытаешь боль, но примешь её, а не сломаешься.
Ты, получается, считаешь некие события объективно "плохими" и поэтому если они происходят и соответственно находятся в воле Аллаха, значит он, Аллах, объективно "плох". Но эта оценка события как "плохого" в реальности является субъективной и соответственно зависит от точки зрения. Аллах же вне точек зрения. В Реальности нет "плохого" и "хорошего". В Реальности, на определённом уровне, есть любовь, есть боль, есть события.
Ещё один момент заключается в том, что ты традиционно приписываешь Аллаху некую личностность. Это, мол, некая личность, творящая те или иные дела. Но это лишь твои представления об Аллахе. Не факт, что они верны. Даже более того, ничто не говорит в их пользу.
Вообще-то в авраамических религиях Бог именно личностный, это самооткровение, слово от первого лица.
Волю Аллаха в том или ином событии, я полагаю, установить трудно, поэтому я воздерживаюсь от интерпретации Газали, что всё - от Него.
В исламе сущность Аллаха непостижима, а значит о ней невозможно сказать, что она личностна. Или не личностна, собственно. Она за пределами этой дихотомии.