ЛЕБЕДЬ С АЛОЙ БРОШЬЮ. Балерина Анна Павлова

Jan 22, 2015 00:48

Автор - Dmitry_Shvarts. Это цитата этого сообщения
Она танцевала пламенным сердцем, горячей любовью









12 февраля 1881 года родилась Анна Павлова
Знак Зодиака: Водолей

Искусство танцора одномоментно - оно заканчивается с финальным тактом. Долго ли живет память о нем? Имя Анны Павловой помнится до сих пор, несмотря на то, что минуло уже 134 года со дня ее рождения.

Тоненькая девочка пришла в балетное училище по зову сердца - она мечтала когда-нибудь выйти на сцену в роли Авроры в "Спящей красавице". Однако ее конституция вызывала сомнения у педагогов: слишком худая, слишком высокая, а значит, невыносливая, неустойчивая и неудобная для поддержек партнера. Как показало время, выносливости ей было не занимать, а невероятный артистизм и эмоциональность вскоре получили высокую оценку профессионалов и любителей балета. Придя в 18 лет в труппу Мариинского театра, через 6 лет Павлова стала ведущей танцовщицей, а через 7 лет исполнила партию, которая превратила ее в легенду.

Анна тонко чувствовала все нюансы номера. Ее важны были все детали: хореография, костюм, декорации. Начинающая танцовщица, она обратилась к великому Мариусу Петипа с идеей сменить обязательную пышную и короткую юбку-tutu на длинную тунику там, где это требовал характер танца. Неожиданное предложение показалось балетмейстеру разумным, и он согласился.


"Я была первая в русском балете, эмансипировавшаяся от тю-тю, к большой досаде любителей традиционного балетного искусства. Это было смелостью с моей стороны, так как обычай не допускал никаких других танцевальных форм и явлений, кроме связанных с короткой юбочкой.

В корректной и чопорной тю-тю я не могла придать мягкости и капризной изломанности новым танцам. Греческий стиль, например, преобладающий в большинстве современных танцев, может быть передан только в свободном струящемся костюме. Вообще костюм должен быть обязательно связан с характером танца… даже какая-нибудь деталь тотчас же придает танцу индивидуальный отпечаток: испанская шаль, которую танцовщица набрасывает себе на плечи и которой она развевает, дает общий тон танцу".





Коронным, тем не менее, стал для нее номер в традиционном костюме. Тринадцатая часть пародийной сюиты "Карнавал животных" Сен-Санса была пронизана лиризмом и грацией. Именно ее хореограф Михаил Фокин предложил Анне для номера. И музыка, и танец очень просты, но балерина исполняла его так, что слезы стояли в глазах у зрителей. Ее обреченный "Лебедь" покорял силой духа.

Сколько бы она ни выступала после этого, костюм Лебедя с кроваво-алой брошью посередине всегда видел свет рампы. Черно-белая пленка донесла до наших дней красоту движений блистательной Анны Павловой. Как и ее современники, мы наблюдаем затаив дыхание за предсмертной мукой гордой птицы.

В чем секрет? Балерина Павлова не стремилась к технической точности и эффектным трюкам. Она танцевала пламенным сердцем, горячей любовью или ненавистью своих героев; не играла, а была ими. Ее искусство захватывало зрителей, перемещало в мир чистых чувств и очищало от суеты.

Именно этим она вдохновила огромное количество девочек по всему миру следовать по ее стопам. Анна Павловна бесконечно любила свое дело и хотела других заразить этой страстью. Ее выступления перед простыми жителями Индии или Кубы, незнакомыми с классическим балетом, доказывали, что искусство не имеет границ и доходит до сердца любого неравнодушного человека.





Всего лишь один год выступая в дягилевских "Русских сезонах", гениальная артистка стала их символом: Валентин Серов запечатлел ее для афиши в роли воздушной неуловимой Сильфиды. После Павловой изменилось представление о балерине: на смену низкорослым девушкам с плотными мускулистыми ногами пришли танцовщицы хрупкие и невесомые.

Артистка гастролировала, казалось, без остановки, выступая по 8-9 раз в неделю без выходных даже в большие праздники и свой день рождения. Ее почитали и в королевских дворцах, и в простых хижинах. Модницы копировали прическу и стиль одежды; именем Анны Павловой назвали выведенный в Голландии сорт белого тюльпана с бахромой.

По силам ли это женщине? Какая жертва принесена Терпсихоре, музе танца? Мы можем только догадываться о сбитых пальцах, травмированных суставах, болезнях, перенесенных на сцене, а главное - о душевных муках, о нереализованном материнстве.

И все же она была счастлива. Счастлива тем, что жила яркими чувствами. Судьба наградила ее верным спутником. Как и другие обеспеченные дворяне, Виктор Дандре покровительствовал актрисе. Возможно, они не познали бы любовь без испытаний: банкротства и долговой ямы. Анна внесла за поклонника баснословную сумму, зная, что будет трудиться на износ, чтобы отработать деньги. Он же стал ее лучшим импресарио, оградив свою прекрасную спутницу от бытовых проблем. Он оставался с любимой до конца ее дней, а после написал книгу "Анна Павлова. Жизнь и легенда". Читая ее, новые поколения девочек находят свое призвание в балете.


Анна Павлова

12.02.1881 - 23.01.1931



Екатерина Дупленская

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Previous post Next post
Up