(Untitled)

Aug 28, 2016 03:53

ssr предложил и сюда выложить, в общем-то, очевидное. В результате работы послереволюционной (1917) системы образования (в этом 1991 ее не сильно изменил) мы знаем множество мифологий лучше, чем христианскую мифологию. И относимся к ним лучше ( Read more... )

Leave a comment

arbena August 28 2016, 08:35:03 UTC
Надо только учитывать еще несколько вещей.
1) Древнегреческие мифы российскому читателю известны в изложении Куна. К реальной мифологии это изложение относится примерно так же (как впрочем и произведения Марии Семеновой, по которой у нас знают скандинавский эпос - к старшей и младшей эддам), это как мультики про Алладина к "тысяе и одной ночи". Это художественная, причем в основном детская литература.
Детская библия тоже есть, ее тоже все читали, и что поделаешь, если писали ее куда менее талантливые люди.

далее. если языческая мифология - это по большей части "санта-барбара", то библия в части ветхого завета - это эдакое "убить билла", и по возрасту тянет явно не на 6+, причем как показывает пример детской библии, всю эту кровищу невозможно выдрать из сюжета так, чтоб не пострадало содержание.

Я сама в свое время (в процессе обучения в художке) одолела оба завета и частично - нашу рпцшную историю. Греческую и скандинавскую я помню существенно хуже, но жалею, что приступно мало знаю про египет, шумер, индию-китай-японию -южную америку. Если же появится время, первым будет шумер, как первоисточник.

А наша "православная" мифология мне запомнилась только одним. Резней. По любому поводу резней.
Крещение киева - резня, потом раскол и еще одна резня, потом еще раскол - и еще резня, и так почти тысячу лет, если подумать, то в европе как-то так же, но что характерно, про европу известно шире, и варфоломеевскую ночьу нас тут вспоминают не в пример чаще, чем вырезанные до последнего монаха Соловки или перебитых до последнего человека же киевских язычников.

Теперь внимание вопрос, почему ни на ОПК, ни на основах мировых религий, детишкам про эту "раз резня, два резня", из которой не только обозримая история, но и ветхий завет чуть более чем полностью состоит - не рассказывают ни-че-го? И зачем тогда такие предметы нужны?

Reply

hleg August 28 2016, 10:22:30 UTC
" ее тоже все читали" - кто все?

"запомнилась только одним. Резней." - ч.т.д., собственно. Все остальное рассказать забыли. Ну про освоение Севера хотя бы. Про опеку над пожилыми и малолетними - зачем все это? Кровь, кишки и далее по тексту, чо.

Отдельно любопытно, что при наличии святых-врачевателей и прочих пользу приносящих многие уверены, что канонизировали исключительно "бездельников".

Reply

arbena August 28 2016, 10:51:10 UTC
Почему ты считаешь, что "забыли", а не просто резни на порядок больше?

Человеческая память так работает. Если рассказывать все - останется в памяти самое шокирующее. Если это шокирующее вообще не рассказывать - получается вранье. Особенно много в памяти будет резни как раз в том случае, если про нее узнаешь сильно позднее, чисто по контрасту и потому что обманули - так по факту и получилось, после добрых сказок особенно надолго запоминаются фильмы ужасов.

А у нас потрясающий глубоко воцерквленный преподаватель была в художке, сам понимаешь, разного милосердия во всех видах она нам преподнести старалась как можно больше. А потом ты откываешь что-то историческое, и все это милосердие осыпается кровавой росой и опаньки.

Reply

hleg August 28 2016, 14:51:55 UTC
Может, проблема в "открываемом историческом"?

Reply

arbena August 28 2016, 16:55:20 UTC
да, проблема именно в этом. Но увы, это наша история, и никуда ты от нее не денешься. Не лучше и не хуже мировой с поправкой на эпоху. Впрочем, историю не возможно изучать не упоминая наши правоверные расколы, как и разнообразные "освоения" и то что в ту эпоху почему-то называлось благотворительностью. вот пусть там и остается - в рамках курса истории.
Библия же безусловно, это литература, но не для малышей, класс 8-9 и без купюр - пожалуй соглашусь, а ту профанацию, которую устроили в 4 классе - в пень. Но не как исторический, а как литературный источник.

Reply

hleg August 28 2016, 17:05:32 UTC
Некоторые испанцы и итальянцы уверены, что их история сознательно искажается. Вдруг они правы? Умберто Эко вроде не сосем балабол.

Reply

arbena August 28 2016, 18:13:12 UTC
Заметь, не отрицается. а искажается, и дьявол-то в деталях.
В самые кровавые годы инквизиции ею было осуждено в сотни а то и в тысячи раз меньше народу, чем "охотниками на ведьм" в протестантских регионах германии и британии.

Reply

Потому, что освоение Севера это резня. sanitareugen August 28 2016, 13:18:20 UTC
Которое не резня - это уже при СССР, причём Север такой, где уже почти не живут, только уран добывают. А который осваивали - то не "осваивали", а колонизировали, скорее, правда, как испанцы, то есть смешиваясь с местными, но перебили их немало.
"Добрыня крестил огнём, а Путята мечом".

Reply

hleg August 28 2016, 14:50:21 UTC
Я про монахов и монастыри. Вроде бы они сильно уничтожением местного населения не отличались.

Так-то греческие герои воротили тоже немало.Но упор отчего-то не на кровосмешении и поедании собственных детей.

Reply

Кстати, "вопрос на общую эрудицию";) sanitareugen August 28 2016, 13:49:26 UTC
Русский правитель, узнав, что в одном монастыре монахи придерживаются духовной концепции, которую признали нежелательной, хотя она состояла лишь в молитве, послал туда войско и, согласно официальному отчёту "40 монахов скончалось от огорчения". Вопрос - как звали правителя и где это было ("вопрос на троечку" - "в каком веке"). На повышенную оценку -в монастыре был один известный всем человек, хотя известный в искажённом виде, а второй известный разделял эту концепцию, но умер в заточении много позже. Назовите их.

Reply

Re: Кстати, "вопрос на общую эрудицию";) hleg August 28 2016, 14:57:48 UTC
Я изначально констатирую у себя отсутствие общей эрудиции в этом вопросе. У меня тоже имен и названий из антички в голове больше, чем из христианства, тем более - российской его истории.

Даже в Верхотурье на экскурсии я больше ловил злободневное, чем историческое.

Reply

Ответ. sanitareugen August 28 2016, 15:31:13 UTC
В 1913 году Николай Второй приказал послать на Афон пехотный полк и разогнать монахов- имяславцев (насколько я понимаю - это такая система медитации с мантрой "Господи Исусе, Сыне Божий, помилуй мя!". 40 человек умерло.
Известные люди - "гусар-схимник", упоминаемый в "12 стульях" и Флоренский.
Это я к тому, что живая религия - штука страшненькая, лучше уж археологическую рассматривать, причём выборочно.

Reply

hleg August 28 2016, 15:40:41 UTC
Вернемся к началу. Поедание собственных детей - вещь не страшная?

Действия Николая II, насколько помню. привели к тому, что РПЦ приветствовала его отречение. Так что та история скорее про жестокую и бессмысленную борьбу с инакомыслием, развернутую с конца XIX века царской властью. И тут любопытно, что РПЦ призывает (саму себя в том числе) покаяться за произошедшее. Я так понимаю - лучше было найти общий язык с властью. Или хотя бы не радоваться падению законной власти, потому как уже известно, к чему оно приводит. Да и тогда можно было предположить.

Reply

Дело в том, это инициатива была, скорее церковная. sanitareugen August 28 2016, 18:25:41 UTC
Постановление Св. Синода. А Царь исполнял, поскольку Синод войсками не распоряжался (а также был тонкий дипломатический момент - били русских подданных, но на территории Греции, и решалось на уровне монарх-монарх). Но шло именно от иерархов Церкви.
Хотя чтобы понять, на каком уровне это была борьба за власть, надо куда основательнее изучать церковную историю. Ясно, что "на первом уровне" это конфликт иерархов из монахов и иерархов из духовных академий (то есть монахи они формально все, а вот живали в монастырях и следовали Уставу не все). Но тут ещё борьба против последователей Иоанна Кронштадтского может быть, и против Распутина, и ещё какие интриги.
Может, и интересно, но я ещё за изучение глистов не принимался, а для изучения интриг нужен ещё больший уровень небрезгливости.

Reply

hleg September 4 2016, 16:21:48 UTC
Зачем тогда именно этот пример?
Есть другие любопытные вопросы. Храм в Мотовилихе - правда рабочие сами деньги собрали или "выжали" из них? Вообще в наших промышленных городах иногда храмы на деньги рабочих - побогаче, чем на купеческие деньги построенные. Нижняя Синячиха опять же, там в довесок еще история восстановления энтузиастами. Зачем-то им это все надо было. Собсно в Синячихе больше никому ничего и не надо.

Reply

Затем, что это реальная история отношений верующих. sanitareugen September 4 2016, 18:48:44 UTC
Причём искренне верующих и вполне авторитетных.

Reply


Leave a comment

Up