Обычно про непонравившиеся мне вещи я не пишу, но этого фильма так ждал, что не могу не написать спойлер.
Что заставило Чэна Кайгэ, живого классика, одного из лучших китайских режиссеров, автора потрясающих, сильнейших драм «Император и убийца» и «Прощай, моя наложница» (других его работ к стыду своему пока не видел) снять ЭТО - не представляю. Анг Ли и Чжан Имоу, авторы обожаемых мной «Крадущегося тигра», «Героя» и «Летающих кинжалов», тоже до создания названных работ считались исключительно драматическими режиссерами, и я ожидал, что «Клятву» можно будет поставить в один ряд с тремя перечисленными фильмами… эх.
Я мог простить фильму многое: как отсутствие так называемого смысла, если фильм красив и стилен, так и отсутствие эффектной картинки, если в фильме есть чувство либо идея. Здесь же наблюдается чудовищная безвкусица, помноженная на столь же тотальную бессмыслицу. Ругать сюжет и мотивации персонажей не буду, хотя очами души своей так и вижу сценариста, мучительно решающего, какую еще красивость заставить сказать несчастных героев. Непонятно, для детей какого возраста это вообще снималось.
Визуальный же ряд не могу не обхаять обстоятельно. «Клятва» воплощает полную, абсолютную победу спецэффектов над прочими возможными составляющими кино. Глядя на это, понимаешь, что, например, в «ВК» компьютерная графика почти совсем и не потеснила человеческий фактор. К тому же, многое нарисовано попросту хреново, некачественно, и местами всплывает ощущение, что ты смотришь глупый мультфильм. Рисовали бы сразу ЗD-фильм, а-ля Шрек, только еще делали бы это качественно. Оператор, конечно, зажигает: камера прикидывается летчиком-камикадзе, выделывая мертвые петли, кульбиты и сальто через и вокруг персонажей, но это в данном конкретном случае скорее минус, чем плюс.
Боев практически нет. В нескольких схватках, которые все-таки показаны, вместо подвешенных на тросики реальных живых актеров летают, опять-таки, их хреново выполненные компьютерные двойники, а когда начинают, наконец, мече- и рукоприкладствовать сами актеры, их абсолютно неестественно ускоряют, хотя без этого было бы намного лучше.
Костюмы и декорации - отдельный атас. Частично все оно, конечно, даже вызывает смутные ассоциации с Китаем и Японией, но большей частью эта гламурная гигантомания напоминает фантазию маленького ребенка, воображающего, что если побольше, поярче и попестрее - непременно получится «красиво». Так, доспехи здесь напоминают помесь сценических нарядов пекинской оперы, самурайских о-ёрои и сценических (же) нарядов любителя оперы Людовика XIV, Короля-Солнце (металлические маски, окруженные волнистыми, типа солнечными, лучиками). Ну да не в доспехах беда…
Из немногочисленного позитива: во-первых, актеры - прикольный, сибуйный Санада Хироюки, которого я окончательно полюбил после роли Досона в «Онмёдзи», забавный главный садист (Николас Цэ), красивая главная героиня.
Пара драк с участием главного садиста с его веерами а-ля принцесса Китана. Драки на уровне, еще б не ускоряли актеров неестественно, вообще было бы хорошо.
Весь фильм в воздухе парят то лепестки какой-то розовой местной сакуры, то перышки, совсем как в каком-то (и не в одном) аниме. Это само по себе сделано красиво, но ничего не спасает...
Блин. Обидно.