Чем "Бэтман Аполло" не угодил белоленточным (цитаты)
Jul 01, 2013 13:36
Дочитал сегодня роман Пелевина - "Бэтман Аполло" (крайний его роман). Несмотря на негативные реплики рядовых белоленточных, роман совсем не про их протест, их протест упоминается вскользь, шуточно. Но роман конечно же и не апология власти, а совсем наоборот.. Сама власть в нём лишь ширма, за которой скрывается иерархия неких надмирных сил, которые опираясь на тексты якобы существующего "календаря будущего" управляют человечеством, стараясь наиболее эффективно выдаивать из него (человечества) страдания. Собсно, здесь нет моей рецензия на роман, и нет моей попытки его осмысления, а просто набор цитат, которые как я понимаю, так задели наших белоленточных сограждан.
Начнём с того, что белоленточная общественность встретила роман довольно холодно, рецензии отражали различные степени негодования и даже обидки:
Андрей Архангельский («Огонёк»): "читатель Пелевина за год стал мудрее Пелевина, он его перерос, как становится мудрее человек благодаря уникальному жизненному опыту. За год его читатель превратился в гражданина. Протесты были, кроме прочего, ещё и попыткой вырваться за границы консюмеризма, отыскать вещи, которые не продаются и не покупаются."
Сапрыкин Юрий на Ленте: "Пелевин перестал идти в ногу со временем (даром что, как было замечено в «Empire V», у времени нет ног): у нас тут Болотная и Pussy Riot, а он опять про гламур и дискурс, а если про Болотную - то брезгливо и через губу, ну как так."
Николай Александров («The New Times»): "социальная актуальность в романе Пелевина представлена «с позиций абсолютного нигилизма и отрицания»: «…и существующий порядок, и протест против него, и социальная несправедливость, и российское правовое средневековье, и западное комфортное существование, и американская мечта - все это, по существу, одно и то же. Это знаки неправильного мировосприятия, навязываемой ложной модели мира. Нужно изменить восприятие, а не порядок вещей."
Анна Наринская («КоммерсантЪ»): "«автор демонстративно показывает, что с настроениями потенциальной аудитории считаться не собирается»; каламбуры в нём «довольно тупые», а рассуждения - «довольно вторичные»."
ну и т.д.
А теперь цитаты, да конечно они вырваны из контекста, и не всегда получалось их вырывать хирургически точно, но тем не менее:[Гламур, Дискурс и Протест (цитаты из Главы: ] Гламур, Дискурс и Протест (цитаты из Главы: "Ацтланский Календарь") " - Кто-то, помнится, сказал, - промолвил он, жмурясь, - что моральное негодование - это техника, с помощью которой можно наполнить любого идиота чувством собственного достоинства. Именно к этому мы и должны стремиться. - Вот-вот, - отозвался Самарцев. - Сегодня всякий готов смеяться над гламуром и дискурсом. Но никто не посмеет смеяться над благородным негодованием по поводу несправедливости и гнета, запасы которых в нашей стране неисчерпаемы. Гражданский протест - это технология, которая позволит поднять гламур и дискурс на недосягаемую нравственную высоту. Мало того, она поможет нам наделить любого экранного дрочилу чувством бесконечной моральной правоты. Это сразу уберет в черепных коробках весь люфт. /.../ - Полностью согласен с прозвучавшим. Начинать надо с протеста - и вовлекать в него бомонд. Это позволит мобилизовать широкие слои городской бедноты. - Каким образом? - спросил Энлиль Маратович. Щепкин-Куперник сделал шажок вперед. - Участие гламурного элемента, светских обозревателей и поп-звезд одновременно с доброжелательным вниманием СМИ превратит протест в разновидность conspicuous consumption14. Протест - это бесплатный гламур для бедных. Беднейшие слои населения демократично встречаются с богатейшими для совместного потребления борьбы за правое дело. Причем встреча в физическом пространстве сегодня уже не нужна. Слиться в одном порыве с богатыми и знаменитыми можно в Интернете. Управляемая гламурная революция - это такое же многообещающее направление, как ядерный синтез… - Не говори красиво, - сказал Энлиль Маратович. - Что значит - гламурная революция? Ее что, делают гламурные бляди? - Нет. Сама революция становится гламуром. И гламурные бляди понимают, что если они хотят и дальше оставаться гламурными, им надо срочно стать революционными. А иначе они за секунду станут просто смешными /.../ А как вовлечь в протест гламур? - спросил я. - Нам не надо ничего делать, - пророкотал Самарцев. - Он втянется сам. С гламурной точки зрения протест - это просто новая правильная фигня, которую надо носить. А не носить ее - означает выпасть из реальности. Какие чарующие и неотразимые сочетания слов! Политический жест… Самый модный оппозиционер… Стилистическое противостояние… /.../ - Любая гламурная революция безопасна, потому что кончается естественным образом - как только протест выходит из моды. Когда новая правильная фигня перестанет быть модной, из реальности начнут выпадать уже те, кто до сих пор ее носит. Кроме того, мы ведь не только поп-звезд делаем революционерами. Мы, что гораздо важнее, делаем революционеров поп-звездами. А какая после этого революция? - Они про правильную прическу будут больше думать, чем про захват телеграфа, -добавил Щепкин-Куперник. - Не телеграфа, а твиттера, - поправил Самарцев. "
[Предсказания (цитаты из Главы: ] Предсказания (цитаты из Главы: "Ацтланский Календарь") " - И что, по этому календарю в 2012 году у нас гламурная революция? - Не знаю, - сказал Энлиль Маратович. - Это наше предположение. Я могу сообщить тебе дословно, что говорит про этот год Календарь Ацтлана. Он вынул из кармана маленькую записную книжку и открыл ее. - Это уже в переложении на современный русский… «Две тысячи двенадцать. Россия. Главное событие - «гроза двенадцатого года», также известная как «революция пиздатых шубок», «pussy riot» и «дело Мохнаткина», - гламурные волнения 2012 года, когда дамы света в знак протеста против азиатчины и деспотии перестали подбривать лобок, и их любовники-олигархи вынуждены были восстать против тирана. Волнения закончились, когда небритый лобок вышел из моды. Были отражены в ряде произведений искусства - от полностью сохранившейся в древнем бомбоубежище пьесы Тургенева «Гроза» до упомянутого в хрониках блокбастера «2012», посвященного, вероятно, той же тематике…» Конец цитаты. Вот и все, что мы знаем. Много это или мало? Я пожал плечами. "
[Оргкомитет и Плебс (цитаты из Главы: ] Оргкомитет и Плебс (цитаты из Главы: "Семь Сатори") " - Я не делаю провальных инвестиций, - сказал Кедаев. - Финансирование бессмыс- ленно. - Почему? - спросила темнота. русского человека сегодня невозможно развести на нужную форму протеста. Он нутром чует - от борьбы на предлагаемом фронте ни суть, ни качество его жизнив лучшую сторону не изменятся. А вот хуже все стать может. - Русская жизнь жутка, - сказала темнота. - Жутка, - согласился Кедаев. - Но давайте говорить честно, единственное, что могут предложить человеку нынешние политактивисты - это ежедневное потребление исходящего от них ментального форшмака. И еще, может быть, судимость. Кроме доступа к этим острым блюдам, протест не принесет ничего. Даже если допустить, что страна не развалится на обломки, перестреливающиеся в прямом эфире… Ну что даст победа оппозиции? Не нам, тут все понятно, а плебсу? При коммунизме это был доступ к западному типу потребления. Они его получили. А сегодня? - Возможность политического самовыражения, - сказала темнота. - А что они выражать-то будут? Что денег нет? Так кто ж им даст. - А чувство собственного достоинства? - не сдавалась темнота. - Какое достоинство, когда денег нет? Когда нет денег, может быть только злоба на тех, у кого они есть. /.../ - Брать головы на абордаж сегодня бесполезно, - продолжал Кедаев. - Любой дурак понимает, что при самом позитивном для оргкомитета исходе борьбы рядовой пехотинец точно так же низкобюджетно сдохнет в своей бетонной дыре. И это, повторяю, в самом лучшем случае. Если его не зарежут на фридом-байрам. - Мы можем убедить людей, что все изменится. Теперь электронно засмеялся Кедаев. - Вряд ли. Всем ясно, что изменятся только доносящиеся из ящика слова. И не сами слова, а просто их последовательности. И еще список бенефициаров режима на сайте «компромат.ру». Возможно, мы в нем будем несколькими строчками выше. Но ни одного пехотинца там не будет все равно. Кого мы убедим рисковать за это жизнью и свободой? Даже самих себя не убедим. Нереально. Но пасаран! Поэтому но финансан. "
[Протест спустя (цитаты из Главы: ] Протест спустя (цитаты из Главы: "Щит Родины") " Картинка опять поменялась. Теперь я видел митинг перед храмом Христа Спасителя - над морем радужных хоругвей возвышалась сцена, где у микрофона стоял взволнованный молодой человек в белой вязаной шапочке с зеленым конопляным пятилистником. Людское море перед ним угрожающе рокотало. - Права гомосексуалистов, - выкрикивал молодой человек, стараясь переорать толпу, -связаны с рекреационным сексом - то есть сексом для удовольствия, а не деторождения. Разумеется, такое право должно быть у всех. Но эти проблемы логично рассматривать в одном контексте с правом на рекреационное использование субстанций. А с этой точки зрения совершенно непонятно, почему содомия и лесбийский грех легализованы, а кокаини каннабис - еще нет. Да, мы согласны, что каждый гражданин вправе сам распоряжаться частями своего тела. И это в полном объеме относится не только к гениталиям, но и к устланным слизистой оболочкой органам двойного назначения. Но такой же подход должен быть к легким, венам и головному мозгу - приминительно к фармакологическим веществам! Считайте эти препараты набором химических страпонов, господа депутаты, если так вам легчебудет понять! А на сегодняшний день в обществе возникла опасная асимметрия… Молодой человек ловко увернулся от пущенного в него розового презерватива с водой и продолжал: - Гомосексуалистам разрешено мужеложество per se, но они требуют права называться семьей - и даже венчаться в церкви. В контексте лигалайза это было бы аналогично борьбе за право причащаться во время религиозных таинств не кагором, а гашишем и кетамином. Вот где должен находиться сегодня фронт борьбы! Мы отстаем на целую эпоху. Нас душит косность и мракобесие в важнейших вопросах, связанных с современным укладом жизни -а все внимание общества почему-то до сих пор притянуто к этим жопникам и ковырялкам… "
[Американ Дрим (цитаты из Главы: ] Американ Дрим (цитаты из Главы: "Подвиг") " А чего там у них (на западе, моё прим.)гуманного, спрашивается? Человек, что ли, хорошо живет? Отпахал на трех работах, вечером по*бался с соседом в жопу и спать. А там American Dream. И у нас хотят такое же сделать. Только не выйдет. Щит Родины им не сломать. Если, конечно, - он долго посмотрел мне в глаза, - какой-нибудь иуда изнутри им не поможет. "
[Винтаж (цитаты из Главы: ] Винтаж (цитаты из Главы: "Подвиг") " Меня свинтили точно напротив МХАТа. Причем так профессионально, что я даже не заметил, как ко мне подошли. /.../ Но я не видел, куда именно я двигаюсь, потому что сбившаяся маска закрыла мне глаза. Зато я слышал голоса. Возмущенные голоса. Впрочем, кто-то, наоборот, довольно гыкал. Во время короткой оста новки я ухитрился поправить маску собственным коленом, вернув себе зрение - и увидел совсем близко объектив видеокамеры. Уже сориентировались, подумал я. - Это молодежный протест против сползания страны к авторитаризму и клерикальной диктатуре? - Не хочется вас расстраивать, - прохрипел я, - но мои претензии к вашему миру идут значительно дальше… Вы даже не представляете, насколько… Я говорил абсолютную правду, но кому она нужна на этой ярмарке лжи? Съемочная группа потеряла ко мне интерес за долю секунды. /.../ Меня тащили в переулок, в глубине которого - надо же, какое совпадение - уже стоял милицейский фургон. Но до него было еще далеко. А свидетелей вокруг теперь не осталось - и я быстро это ощутил. Меня стукнули по ноге чем-то очень твердым. Потом еще раз. Потом еще. Потом еще… Самым подлым была абсолютная неспровоцированность этих ударов. Они вообще никак не были связанны с моим поведением - словно меня били не живые люди, а генератор случайных чисел. Целили по икре, в самое нежное место. /.../ Мне представился тупой злобный омоновец, который несильно, но метко бьет меня при каждом моем шаге. Просто для развлечения. Я вообразил его беспросветный внутренний мир, его пропитанную ресентиментом и страданием душу… И вот теперь он выливает все всосанное с рождения зло на меня. Меня заполнила безудержная ярость. /.../ А потом я каким-то образом исхитрился обернуться - и увидел, кто именно бьет меня по ноге. Это был тяжелый металлический щит одного из скрутивших меня омоновцев-космонавтов. Он раскачивался при каждом шаге и метко, но совершенно неодушевленно бил в мою икру углом. Мент, которому принадлежал щит, даже не был в курсе. "
вот видимо и все существенные упоминания о протесте в романе.