На краю земли Тверской или церковь в селе Кой

Oct 04, 2013 15:45

Оригинал взят у pav_leg в На краю земли Тверской или церковь в селе Кой
Продвинувшись в разборе фотографий до материалов последней летней поездки по Тверской глубинке, хочу рассказать об одном из крупнейших культовых сооружений северо-востока области, что возвышается посреди древнего села с интересным названием Кой менее, чем в пяти километрах от границы с Ярославской областью.



Известное своими ярмарками ещё в средние века удачно расположенное на соединяющих Бежецк с Ярославскими землями торговых путях село Кой находится от Твери в 140, от Кашина в 40 верстах. Некогда село было центром одноименной Койской волости и входило в состав Кашинского уезда Тверской губернии, пока в 1929 году не было включено в состав вновь образованного Сонковского района сначала Московской, а с 1935 года Калининской (ныне Тверской) области.
Ниже приведена карта Тверской губернии 1850 года - в правом верхнем углу - граница с Ярославскими землями.


Одним из символов былого процветания является возведенный московскими мастерами на средства прихожан и помещика Нелединского в 1721 - 1731 годах на центральной площади села кирпичный Троицкий храм - первый из целого ряда возведенных в тех краях пятиглавых храмов и, пожалуй, крупнейший из них.
Имел три престола: в холодном верхнем храме - Святой Троицы; в нижнем теплом: Благовещения Пресвятой Богородицы и Святого Благоверного Князя Александра Невского. Прихожан по состоянию на 1914 год в селе и 16-ти окрестных деревнях - 2036 мужчин и 2508 женщин. Для сравнения, по состоянию на 2008 год население села - 204 человека, а всего района (без учета райцентра) - чуть менее 5 тысяч человек.


В советское время храм был закрыт и разорен. Ныне, несмотря на статус памятника архитектуры федерального значения, пребывает в заброшенном состоянии.


Представляет собой двухэтажный четырёхстолпный пятиглавый трёхапсидный четверик, окруженный с трех сторон двухъярусными галереями.


В начале XIX века на средства помещиков Пономаревых была выстроена ампирная четырехярусная колокольня, получившая в конце XIX века пятый ярус. Тогда же, в начале XIX века, был проведен ремонт основного объема и галерей, в ходе которого фасады храма были богато украшены лепниной.
Обращают на себя внимание серафимы на втором ярусе галереи...


...и херувимы над окнами второго света верхнего храма. Любопытны угловые пилястры, капители которых были вырезаны из дерева.


Следующий ремонт проводился уже в начале XX века, когда верхний ярус колокольни, а также верх храма были обиты железом. По железу была нанесена наружная роспись (ныне полностью утраченная), что можно увидеть на приведенной выше архивной фотографии.


Осмотр интерьеров начнем с колокольни, по внутристенной лестнице которой без особых проблем попадаем на второй ярус.
Выше ведет отремонтированная в начале XX века закрытая винтовая деревянная лестница, первые три метра ступенек которой отсутствуют.


От колокольни в верхний храм ведет широкая лестница, однако, последние несколько пролетов через галерею отсутствуют и через провал перекинуты деревянные мостки.
Состояние опоясывающей основной объем галереи аварийное: верхний ярус на всем протяжении лишен кровли, своды нижнего яруса с западной стороны обрушены.


И так, попадаем в холодный храм и переведя дух от масштабов помещения оглядываемся:
Восточная сторона с классицистским семиярусным иконостасом 3-ей четверти XIX века.




Расписанная от пола до потолка западная сторона с главным входом



Боковые выходы на галереи (южный и северный)



Ну и, наконец, своды, над которыми возвышается приподнятый арками световой барабан.


Памятная запись на западной стене верхнего храма гласит, что сохранившийся до нашего времени слой храмовой академической живописи наносился с 1898 по 1901 годы.


Сохранность росписи, выполненный по мотивам гравюр Карольсфельда, неплохая, поэтому стоит уделить ей внимание:
Над боковыми входами помещены "Беседа Иисуса с Никодимом" с севера.


И расстрелянная "Лепта вдовицы" с юга.


На расписанных в три ряда стенах преобладают сюжеты, посвященные чудесам Христовым:
"Воскрешение сына вдовы"


"Насыщение народа пятью хлебами"


И всякие "исцеления" худшей сохранности



Массивные пилоны расписаны в четыре ряда: над сюжетными первым и третьим помещены изображения различных святых, однако фотографировать их, в виду значительной высоты довольно затруднительно.
Сравнительно неплохо получились "Проповедь Павла в Афинах" и "Исцеление Петром хромого у красных ворот".



Отдельного упоминания заслуживают написанные по сторонам от западного входа сюжеты из жизни Михаила Тверского:
"Прощание с Тверичами"


"Убиение"


Заканчиваем с осмотром холодного верхнего...


...и спускаемся в нижний храм, к которому ведут галереи, перекрытые коробовым сводом.


Нижний храм куда более приземистый и, в отличие от верхнего, не вызывает особых восторгов.


На восточной стене сохранились остатки эклектичного трехъярусного иконостаса начала XX века.



Росписи совсем немного, зато качество и сохранность хорошие (предположительно начало XX века)
"Кесарю кесарево, Богу богово"


"Христос и грешница"


Заглянем в трехаспидный алтарь


На стенах боковых аспид просматриваются "Успение Пресвятой Богородицы" слева...


...и "Воскресение Христово" справа


Сохранность росписи в средней аспиде похуже: слева от окна неустановленный сюжет, справа - "Положение во гроб".


На этом наше знакомство с громадой Троицкого храма закончено, покидаем древнее село.


P.S. В описательной части использованы:
1. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901 г.;
2. Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914 г.;
3. Статья на сайте http://hram-tver.ru;
4. Сайт Администрации Сонковского района.
P.P.S. Архивное фото взято с сайта http://selo-koi.narod.ru

Благодарю за внимание!

церкви, фотографии, интерьеры

Previous post Next post
Up