Оригинал взят у
sergeyurich в
КУТНА ГОРА. Часть 3. Храм Святой Девы Варвары (начало истории) Борьба кутногорских рудокопов за собственное духовное самоуправление с соседним Седлецким монастырем (резиденцией ордена цистерианцев), которому принадлежали земли, богатые серебряными месторождениями, продолжалась в течение столетий (с 1142 г., когда был основан цистерианский монастырь). Кульминацией этой борьбы стало основание в 1388 г. собственного собора вне пределов досягаемости монастыря.
Современный вид собора Святой Девы Варвары:
Строительство храма велось большей частью под шефством шахтеров, поэтому он был посвящен их покровительнице - Святой Деве Варваре.
Святая Варвара - покровительница шахтеров
(верхнее левое изображение в створе главного алтаря):
Возводимый в Кутной Горе на деньги местных шахтеров храм своей пышностью должен был равняться пражскому кафедральному собору Святого Вита. Исторические источники указывают на то, что храм должен был иметь длину вдвое больше сегодняшней.
Строительство храма происходило в несколько этапов и было связано прежде всего с прибыльностью местных шахт. Вследствие различных исторических событий работы по строительству храма несколько раз прерывались. С их начала до окончательного завершения строительства в 1905 г. прошло более 500 лет.
Богатая серебром Кутна Гора всегда старалась равняться с Прагой. Поэтому не случайно, что в строительстве храма приняли участие пражские зодчие. Первым проектировщиком храма стал Ян Парлерж - сын строителя кафедрального собора Святого Вита - Петра Парлержа. Отсюда и очевидное сходство архитектуры храмов Святой Варвары и Святого Вита.
Самая старая часть храма с ансамблем часовен по периметру подражает композиции французских кафедральных соборов, выполненных в готическом стиле. Контрфорсы и пинакли храма Святой Варвары весьма схожи с этими архитектурными элементами главного собора Праги и соборов Реймса, Лиона, Кёльна и других шедевров готической архитектуры.
Внешнее готическое и неоготическое оформление храма:
Первоначально создаваемая трехнефная компоновка была расширена широкими наружными нефами, которые можно видеть на фотографиях выше.
После начала гуситских войн строительство храма прерывается более чем на 60 лет, однако еще до начала этих войн уже стали проявляться значительные финансовые затруднения и становится очевидным, что первоначальные планы нельзя будет претворить в жизнь. Работы продолжаются с 1482 г. На строительстве храма работают местные строители, которые более или менее стараются выполнять первоначальные планы своих предшественников.
Но настоящим переломным моментом в строительстве храма становится деятельность пражских мастеров - Матвея Рейсека и Бенедикта Рейта, которые в конце XV - начале XVI вв. возвели своды храма Святой Варвары.
Матвей Рейсек закрыл храм сетчатым сводом.
Сетчатый свод (произведение Матвея Рейсека)
и его декоративное геральдическое оформление:
Преемник Матвея Рейсека - королевский архитектор Бенедикт Рейт, прибывший в Кутну Гору в 1512 г., внес в строительство множество радикальных изменений, главным из которых был еще один свод с кольцеобразными ребрами.
Элементы кружального свода Бенедикта Рейта:
По проектам Рейта строительство храма продолжалось и после его смерти. Но наряду с уменьшением объема добычи серебра на кутногорских шахтах постепенно иссякали и финансовые источники для продолжения строительства. В 1626 г. недостроенный храм был передан иезуитам и был в значительной степени перестроен в стиле барокко.
Продолжение, в котором будут представлены интерьеры храма, вскоре последует...
Сергей Воробьев.