ОБ ИСТИННОМ ПРОСВЕЩЕНИИ.Из сочинений Александра Сергеевича ПУШКИНА.

Oct 29, 2006 02:29

Последние происшествия обнаружили много печальных истин. недостаток просвещения и нравственности вовлёк многих молодых людей в преступные заблуждения.Мы увидели либеральные идеи необходимой вывеской хорошего воспитания.Надлежит защитить новое,возрастающее поколение,ещё не наученное никаким опытом и которое скоро явится на поприще жизни со всею пылкостию первой молодости,со всем её восторгом и готовностию принимать всякие впечатления.
Не одно влияние чужеземного идеологизма пагубно для нашего Отечества;воспитание или,лучше сказать,отсутствие ,воспитания есть корень всякого зла.Не просвещению,но праздности ума,более вредной,чем праздность телесных сил,недостатку твердых познаний должно приписать сие своевольство мыслей,источник буйных страстей,сию пагубную роскошь полупознаний,сей порыв к мечтательной крайности,коих начало есть порча нравов,а конец-погибель.
В России домашнее воспитание есть самое недостаточное,самое безнравственное:ребёнок видит одни гнусные примеры,своевольничает или рабствует,не получает никаких понятий о справедливости,о взаимных отношениях людей,об истинной чести.
Историю русскую должно будет преподавать по Карамзину."История государства Российского" есть не только произведение великого писателя,но и подвиг честного человека.Россия слишком мало известна русским;сверх её истории её статистика,её законодательство требует особенных кафедр.Изучение России должно будет преимущественно занять умы молодых,готовящихся служить Отечеству верою и правдою,имея целию искренно и усердно соединится с правительством в великом подвиге улучшения государственных постановлений,а не припятствовать ему,безумно упорствуя в тайном недоброжелательстве.
Гордится славою своих предков не только можно,но и должно;не уважать оной есть постыдное малодушие.Государственное правило,говорит Карамзин,ставит уважение к предкам в достоинство гражданину образованному.Греки в самом своём унижении помнили славное происхождение своё и тем самым уже были достойны своего освобождения.Может ли быть пороком в частном человеке то ,что почитается добродетелью в целом народе?Предрассудок сей ,утверждённый демократической завистью некоторых философов,служит только к распространению низкого эгоизма.Бескорыстная мысль,что внуки будут уважены за имя,нами им переданное,не есть ли благороднейшая надежда человеческого сердца?
Есть книга,коей каждое слово истолковано,объяснено,проповедано во всех концах земли,применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира,из коей нельзя повторитьни единого выражения,которое не было бы уже пословицею народов;она не заключает уже для нас ничего неизвестного,но книга сия называется Евангелием ,и такова её вечная прелесть,что если мы,пресыщенные миром или удручённые унынием,случайно откроем её,то уже не в силах противится её сладостному увлечению и погружаемся духом в её Божественное красноречие.И не всуе ,собираясь сказать несколько слов о книге Кроткого страдальца,дерзнули мы упомянуть о Божественном Евангелии:мало было избранных(даже между первоначальными пастырями Церкви),которые бы в своих творениях приближались кротостию духа,сладостию красноречия и младенческою простотою сердца к проповеди Небесного Учителя.
История древняя кончилась Богочеловеком,говорит господин Полевой.Справедливо.Величайший духовный и политический переворот нашей планеты есть Христианство.В сей-то священной стихии исчез и обновился мир.История древняя есть история Египта,Персии,Греции,Рима.История новейшая есть история христианства.
Поймите же и то,что Россия никогда ничего не имела общего с остальной Европой,что история её требует другой мысли,другой формулы...(Пушкин А.С.Избранное.М.,1999.С.451-454,458-459,474-475.)

тексты

Previous post Next post
Up