Выставка "Религиозный лубок" в Русском музее

Aug 24, 2012 01:58


23 августа в Михайловском (Инженерном) замке Русского музея открывается выставка «Религиозный лубок». Это первая экспозиция, специально посвященная духовной народной картинке. На ней представлено около 100 произведений графики второй половины XVIII - начала XX века из собрания Русского музея. Большинство уникальных гравюр и литографий экспонируется впервые. Впервые в музейной практике духовный лубок будет представлен вместе с аналогичными ему по иконографии и стилю произведениями иконописи и народного прикладного искусства. Экспонаты снабжены подробными интерактивными комментариями.


1. Святой Архистратиг Михаил - Грозных сил воевода. 1820-1830-е.
Офорт, резец, раскрашенный оттиск. И.: 34,1х27,7; л.: 42,7х37,5; д.:36,2х30,5
Конец XVIII и первая треть XIX столетия стали эпохой расцвета русской народной картинки. Духовная народная картинка того времени стремилась к воспроизведению иконографии и стиля допетровских иконописных памятников. Лубочные «списки» с чудотворных образов были востребованы в крестьянской среде, представители которой не могли позволить себе дорогостоящие иконы.



2. Преподобный Серафим Саровский, кормящий медведя. 1856.
Мастерская П.Н. Шарапова. Офорт. Резец. И.: 20,1х24,8; л.: 29,6х37,5; д.:22,7х33,5
Чаще всего на лубочных картинках воспроизводились Богородичные иконы, Распятие и Воскресение, Полница (двенадцать церковных праздников с Воскресением в среднике), а едва ли не самым популярным сюжетом был Страшный суд. Из западноевропейских по происхождению оригиналов крестьянская и низовая городская среда предпочитала эпизоды Священной истории, разнообразные душеполезные притчи, картинки с изображениями чертей и загробных мучений. Такие гравюры сопровождались пространными пояснительными подписями. Их внимательно рассматривали, читая удивительные и захватывающие истории.


3. Богоматерь «Млекопитательница». 1880.
Мастерская Е.Я. Яковлева. Литография раскрашенная. И.: 36х26,4; л.: 44х33,5

Представление простого неграмотного мужика о сюжете народных картинок бывало смутным. Лубки с изображениями сказочных богатырей Бовы Королевича и Еруслана Лазаревича порой помещали рядом с красным углом и зажигали перед ними восковые свечи. В отдаленных деревнях лубочная картинка исполняла роль «народной газеты». Благодаря лубку там узнавали об открытии мощей, мироточении икон, канонизации и чудесах святых угодников.


4. Святой Иоанн Креститель. Конец XIX - начало XX века.
Мастерская И.Д. Сытина. Хромолитография. И.: 39х29,2; л.: 42,3х31,5

Для крестьянина лубочные картинки были достаточно дороги. Даже листы стоимостью в одну копейку доставались ему ценой усердной экономии. Поэтому лубки чаще встречались в зажиточных домах и почитались как явление более высокой, «барской» культуры. В поэме Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» крестьянин при пожаре в первую очередь спасал лубки: «Скорей бы взять целковые, а он сперва картиночки стал со стены срывать».


5. Царь и пророк Давид. 1903.
Мастерская М.Т. Соловьева. Хромолитография. И.: 59,4х81,3; л.: 64,4х87

Народная картинка первой трети XIX века ориентировалась на постоянное самовоспроизведение: бесконечное повторение иконографии, мотивов, ремесленных приемов. От копии к копии терялись признаки стиля первоначального образца, позволявшие идентифицировать его с тем или иным автором. Ситуация тотальной анонимности обыгрывалась в выкриках разносчиков лубка - офень: «А вот Антипка рисовал, Степка малевал, Иван на полене насекал, тетка Арина колесом давила, а добрый человек покупает, горницу украшает и всех красотой удивляет…»


6. Райская птица Алконост. Конец XVIII-начало XIX века.
Офорт, резец, раскрашенный оттиск. И.: 37х30; л.: 45,5х37; д.:37,5х30,5

К 20-м годам XIX века в народной гравюре сформировался фонд универсальных изобразительных приемов, которые во многом определили характерный и легко узнаваемый лубочный стиль. Почти для любого предмета существовали свои правила изображения: земля обозначалась волнистыми линиями с травянистыми щеточками, листья деревьев - ромбами и заостренными овалами и т.д. Поэтому основная цель обучения лубочному мастерству заключалась не в освоении системы академического рисунка, а в овладении определенным набором ремесленных приемов. Характерным отличием лубка от профессиональной гравюры была его полихромность.


7. Семь смертных грехов. 1820-1830-е.
Офорт, резец, раскрашенный оттиск. И.: 34,2х28; л.: 43,7х34,8; д.:35,7х29



8. Святые блаженные Василий и Максим. 1820-1830-е.
Офорт, резец, раскрашенный оттиск. И.: 36х29,7; л.: 42,8х35,6; д.:38,2х31

выставки, лубок, русский быт, графика, православие, музеи

Previous post Next post
Up