ДЕРЕВЯННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО. Фальковский Николай Иванович (в интернете публикуется впервые).

Jan 09, 2012 03:56

источник: Фальковский Н. И. - Москва в истории техники. - М.: Московский рабочий, 1950, Стр. 173-178.

Древняя Москва была городом деревянным; но весьма различным являлось это строительство по назначению и техническому характеру. Из дерева делали сначала стены и башни мощных и сложных городских укреплений. Из дерева сооружали прекрасные шатровые храмы, представлявшие поразительные по смелости и красоте оформления образцы древнерусского зодчества. Из дерева строили роскошные хоромы бояр и царских дворцов. Деревянными были также курные избы и жалкие лачуги, в которых жили московские плотники, ремесленники.



Московский Кремль при Иване Калите.1921. Аполлинарий Васнецов.
Авторы XVI века писали, что дома в Москве состоят из столовой, кухни и спальни; по вместимости они просторны, но не огромны и не чересчур низки. Они делаются из брёвен огромной величины. Бревна равняют по шнуру. Стены домов строятся с отменной крепостью, «без больших задержек и с великой быстротой».

«Дома их деревянные построены весьма плотно и тепло из сосновых брёвен, которые кладутся одно на другое и скрепляются по углам связями. Между брёвнами кладут мох (его собирают в большом изобилии в лесах), для предохранения от действия наружного воздуха. Каждый дом имеет лестницу, ведущую в комнаты со двора или с улицы. Деревянная постройка для русских, повидимому, гораздо удобнее, нежели каменная или кирпичная, потому что в последних больше сырости, и они холоднее, чем деревянные дома, особенно из сухого соснового леса, который больше тепла дает. Можно выстроить порядочный дом рублей за 20 или за 30 или немного более даже там, где мало лесу» 1.

По заслуживающим доверия сообщениям XVII века, «к стропилам русские прибивают тесины, на них укрепляют длинные доски, на которые плотно кладётся кора берёзы или других деревьев. Всё это покрывается большими кусками свежевырезанного дёрна - кусками около пяди толщиной и 1 1/2 пяди по длине и ширине. Куски эти тщательно укладываются так, что от дождя они срастаются и выглядят одним сплошным куском. Через такое покрытие нелегко проникает дождь и строение не загнивает» 2. Дома рубились на месте и продавались готовые на рынке за Белой стеной 3. Богатые люди в Москве строили из сосны весьма высокие дома «в три или четыре комнаты, одна над другой».
_______________________________________________________________
1. Д. Флетчер. О государстве Русском, изд. 2, стр. 18-19. СПБ. 1905.
2. «Исторические записки», 17, стр. 299. Академия наук СССР, 1945.
3. Л. Олеарий. Описание путешествия в Московию, стр. 150. СПБ. 1906. _________________________________________________________________




Рисунок 87. Деревянные работы (миниатюра из царственной книги).
Из дерева делались, как ранее указывалось, мостовые, мосты, бани, палаты, церкви, хотя последние в Москве в XVII веке были в большинстве из камня 1. Способ производства работ ясен из рисунка 87. Плотники для всех выполнявшихся ими «прекрасных построек», по достоверным словам очевидца, в XVI веке пользовались только топором, скобелем и подобием кривого железного ножа, вставленного в ручку. Широко применялось быстро-сборное строительство. При Иване IV был срублен целый деревянный город со стенами, башнями, воротами. Все части в нём, бревна, балки переметили. Затем сооружение разобрали, сложили на плоты и сплавили по Волге. У реки Свияги всё опять собрали, заполнили промежутки между стенами землёй, поставили пушки. Так возник город Свияжск. Строил его Иван Выродков 2.

До какой высокой степени совершенства было доведено деревянное строительство, показывает царский дворец в селе Коломенском. Лес для него готовили с осени 1666 года. Выбирали лучшие деревья, зимой их везли, а в 1667 году дворец строили. Новая зима ушла на резьбу и изготовление деревянных украшений. В 1668 году производилась отделка хором, а в 1669 году их расписывали. Все основные работы велись русскими людьми. Строили дворец плотничный староста Сенька Петров и плотник стрелец Ивашка Михайлов. Столярным и резным делом ведал монах, старец Арсений. Мастера были из Белоруссии: Клим Михайлов, Давид Павлов, Герасим Окулов, Федор Микулаев. Железные украшения выполнили котельного дела мастер Иван Кулпа и кузнечного дела мастер Григорий Павлов. «Стенное и подволочное письмо» по грунтовым полотнам вели дворцовые иконописцы и живописцы под руководством Симона Ушакова 3.

Коломенский дворец представлял целый комплекс жилых и хозяйственных построек, занимавших площадь около 76X27 саженей.
____________________________________________________________
1. Л. Олеарий. Описание путешествия в Московию, стр. 324. СПБ. 1906.
2. Г. Штаден. О Москве Ивана Грозного, стр. 113. Л. 1925.
3. И. Забелин. Домашний быт русского народа, т. I. Материалы, стр. М. 1872.
___________________________________________________________________



Рисунок 88. План верхнего этажа Коломенского дворца (И. Забелин).В нём находились: I - государевы хоромы, II - хоромы царевича, III - хоромы царицы, IV - хоромы больших царевен, V, VI - хоромы царевен, VII - служебные постройки, VIII - церковь каменная (рис. 88).

Здания имеют большое количество крылец, сеней, лестниц, чуланов, соединяются между собой переходами. Имеется несколько мылен: государева (1), царицына (2), царевен (3, 4) и других помещений.



Рисунок 89. Государевы хоромы Коломенского дворца, фасад (И. Забелин).
Фасад государевых хором представлен на рисунке 89. На нём видны передний рундук крыльца, верхний рундук, передние сени, передняя, комнаты, светлица, столовая, терема или чердаки, подклеты. На рисунке 89а - боковой вид тех же хором.



Рисунок 89а. Государевы хоромы с южной стороны (И. Забелин).Поражает разнообразие архитектурных форм, своей красотой производящих поистине сказочное впечатление.



Рисунок 90. Хоромы царицы (И. Забелин).
На рисунке 90 изображены хоромы царицы (на правой части), видна северная сторона; слева вдали - верх хором царевича. Кроме его комнат, здесь находятся служебные помещения.

Коломенский дворец был богато разукрашен и горел золотом (на его позолоту пошло 202 тысяч листов) и расписан красками. Он поражал современников-русских и иностранцев. Симеон Полоцкий назвал его «осмым дивом», после семи чудес древности. Другие сравнивали дворец с игрушкой, только что вынутой из ящика. Создали дворец простые русские люди, жестоко эксплуатировавшиеся царём и боярами, жившие в невыносимых условиях, но в своем творчестве выразившие всё величие и красоту народного духа.

Коломенский дворец имел около 270 больших и малых комнат и 3 тысяч окон. Даже такого «европейски» образованного человека, как камер-юнкер Берхгольц, он поражал необыкновенной величиной. Несмотря на свою ветхость, дворец и в 1722 году производил сильное впечатление величиной и красотой ряда комнат. В это время здание дворца поднимали для подведения под него каменного фундамента 1.

Столетие простояло это дивное произведение русского мастерства и архитектуры. Но дерево не могло противостоять времени без особых забот и материальных затрат. В 1767 году за ветхостью дворец ремонтировался и переделывался, а в 1816 году был сломан, навсегда оставив по себе память как о необычайной мечте, воплощенной простыми русскими людьми в древние самобытные строительные формы, со сверкающими чешучайтыми крышами, слюдяными окнами и кружевами деревянной резьбы.

С XVIII века деревянное строительство в крупных зданиях и сооружениях, особенно во дворцах, уступает в Москве место постройкам из камня и кирпича.
______________________________________________________________
1. Дневник камер-юнкера Берхгольца, ч. II, стр. 236. М. 1860

москва в истории техники, фальковский

Previous post Next post
Up