III. СТРОИТЕЛЬСТВО. ОБРАБОТКА ДЕРЕВА. Фальковский Николай Иванович (в интернете публикуется впервые)

Jan 08, 2012 04:22

источник: Фальковский Н. И. - Москва в истории техники. - М.: Московский рабочий, 1950, Стр. 170-172.



Основным строительным материалом в Москве в течение долгого времени являлось дерево.

В древности бор покрывал Кремлёвский холм, леса и рощи были в изобилии в пределах современного города, а тем более вокруг него. Заготовка дерева велась зимой. Вывоз его происходил также по зимнему пути, а летом вёлся сплав плотами по реке Москве. Её берега в самом городе были завалены строевым лесом. В громадных лесных рядах его продавалось столько, что, по словам современников, из этого леса можно было выстроить целый город.

Это выражение не расходилось с истиной, так как после пожаров, истреблявших значительные части столицы, постройка новых жилищ осуществлялась в весьма короткий срок. Удивительная быстрота возведения деревянных домов (постройка и отделка дома некоторыми плотниками производилась за один день) станет понятна, если учесть, что на рынке продавались тысячами совершенно готовые дома. Нужно было только разобрать их, перевезти и собрать 1.



Строительство Московского Кремля. А. Васнецов.
Естественно, что удобная и быстрая сборка была возможна только при хорошей заготовке, пригонке и разметке всех частей. Примечателен и самый факт, что в Москве XVI-XVII веках существовала массовая заготовка домов, очевидно типовых размеров. При этом, конечно, отдельные детали - окна, двери, лестницы, полати - должны были заготовляться выработанных практикой ходовых размеров.

«Подле Скородома обширнейшая площадь завалена невероятным множеством дерева, брусьев, досок, даже мостов, башен и домов, уже срубленных и совершенно готовых, так что когда вы купите, то их тотчас разберут и перевезут куда вам угодно. По причине частых пожаров в Москве, это придумано весьма удачно» 2.
______________________________________________________________________
1. В. О. Ключевский. Сказания иностранцев о Московском государстве, стр. 239, П. 1918.
2. Я. Рейтенфельс. О состоянии России при царе Алексее Михайловиче. ЖМНП, № 7, стр. 20-21. СПБ. 1839.
_____________________________________________________________________

В качестве строевого леса применялась главным образом сосна. Но для городских стен употреблялся также дуб, причём иногда огромных размеров: в укреплениях Ивана Калиты толщиной до 1 аршина.

Доски делались топорные или тесаные и потому имели большую толщину. Для характеристики стоимости тесин привёдем, что в 1674 году к хоромному строению в селе Костино куплено на берегу реки Москвы у кадашевца Филипки Анофреева 300 штук их длиной в 3 сажени за 18 рублей с провозом 1.

Фундаменты зданий часто основывались на сваях. Тем более широко применялись они в гидротехническом строительстве. Заготовляли сваи подмосковные крестьяне. Так, в 1674 году для Нового аптекарского двора поставляли 2 тысячи своих свай на своих подводах крестьяне дворцового села Хорошова Иван да Алексей Фомины и Фёдор Елисеев по цене 1 рубль за сотню. Сваи были в 4 вершка, 3 1/2, 3 и 2 1/2 вершка, но не менее 2.



Вид ансамбля центра Москвы с севера, от Кузнецкого моста. М. Кудрявцев.
По той же цене доставлял тысячу свай садовник Петровского сада Иван Тихонов. Но у него оговорена длина свай-1 сажень и порода леса-дубовые сваи 3.

Весной того же года били сваи для целей рыбной ловли на реке Москве под селом Соколовым, где старое русло имело ширину 36 саженей. Требовалось 72 сваи (по 2 штуки на сажень), из них 20 штук по 4 сажени и 42 штуки по 3 сажени. В городе они стоили соответственно по 11 алтын 4 деньги и 6 алтын 4 деньги да провоз был по гривне со сваи 4.

Кадашевец Филипка Анофреев подрядился в 1666 году поставить в селе Измайлово 6 тысяч дубовых свай в 2 сажени, в отрубе 3 вершка, 4 и 4 1/2  вершка с провозом по 7 рублей за сотню 5.

Делали в Москве и паркет. Например, крестьянин Офонька Васильев сын прозвище Добрынин поставил для церкви 3 тысячи штук «кирпича дубового» 1/2 аршина X 1/2 аршина X 3 вершка 6.

Нуждаясь в большом количестве различных изделий из дерева, царское правительство использовало для изготовления их не только силы московского населения, но и достаточно отдалённых районов.

Среди изделий из дерева большое значение имели колёса и лафеты (станки) для пушек. Эти работы выполнялись в XVII веке мастерами-колесниками, причём они заселяли целые слободы, например «колесная слобода Сольцы» погоста Мусецкого (в Шелокской пятине). Они в 1654 году изготовили для Пушкарского приказа «к большому наряду, к пищале Троилу, к пищале Аспиду и другим пушкам 200 колёс больших и 100 колёс середние статьи». В 1660 году было послано в Москву 736 разных пушечных колёс.

В 1658 году изготовили 37 пушечных станков с осями и колёсами, 35 станков, 46 колёс с осями.
_________________________________________________________________________
1. РИБ, т. 23, ст. 291. СПБ. 1904.
2. Там же, ст. 244-245.
3. Там же, ст. 263.
4. Там же, ст. 265.
5. Там же, ст. 747.
________________________________________________________________________

Однако Пушкарский приказ загружал их и другими работами. Так, в 1665 и 1666 годах от солецких крестьян принято на Пушечный двор: 24 ведра, 24 ушата, 28 корыт, 68 ночовок, 47 саней с оглоблями, 45 пушечных станочных сосновых досок, 40 колес, посольские сани и даже 14 верёвок по 50 саженей 1.

Так как лесные разработки особенно были развиты на Северной Двине, то там ранее, чем в других местах, заведены были и водяные пильные мельницы.

В 1624 году Масса просил позволения устроить их там, чтобы вывозить за границу доски. Но сведений об их постройке нет. Позже существовали пильные мельницы на реке Вавчуге; их осматривал в 1694 году Петр I (2). Принадлежали они Бажениным.

В связи с постройкой на следующий год военного флота в селе Преображенском царь устраивает там такую мельницу.

В 1697 году он заводит пильные мельницы в Москве и Воронежском уезде 3. В 1700 году А. Д. Ментиков устраивает в Москве пильную мельницу 4.

Эти мельницы были «вододействующие» и носили вспомогательный характер, обслуживая обычно другие предприятия. На полотняной фабрике Тамеса была ветряная пильная мельница; её обслуживало только три человека.

Лесопильное дело, однако, развивалось медленно. В 1748 году было велено употреблять для строения судов и барок пильные, а не топорные доски. Но ввиду недостатка пильного леса в 1756 году разрешено временно использовать для строения судов и топорные доски 5.

В 1787 году в Московской губернии имелось 15 лесопильных мельниц небольшой производительности 6.

Заслуживает внимания, что русские люди давно интересовались обработкой дерева для защиты его от гниения. Среди документов Петра I хранится интересная рукописная книжка Петра Ларионова: «Ксилобал-замум, или деревянный балсам», где имеются рассуждения о влиянии соли, спирта, квасцов в качестве консервирующих веществ и говорится о пропитке дерева бальзамом 7.

С развитием капитализма в России в Москве важной отраслью промышленности становится изготовление карет, мебели, которое ранее носило преимущественно кустарный характер.

Организуется производство и таких предметов, которые прежде ввозились из-за границы. Например, с 1841 года в Москве существует фабрика роялей, на которой, как подчеркивает её владелец, работают в 1882 году только русские мастера в количестве до 35 человек. Выпуск составляет 50-60 инструментов в год 8.

В 1878 году основана паровая фабрика гнутой мебели с числом рабочих около 70 человек 9.
_______________________________________________________________________
1. Доп. к АИ, т. VII, № 36, стр. 201. СПБ. 1859.
2. Б. Г. Курц. Сочинение Кильбургера, стр. 289. Киев 1915.
3. ЦГАДА. Фонд Разрядного приказа. Столбцы Белогородского стола № 13.
4. Там же, 7. Столбцы Московского стола.
5. А. Семёнов. Изучение исторических сведений, ч. I, стр. 180. СПБ. 1859.
6. "Историческое и топографическое описание городов Московской губернии", стр. 108, 193, 214 и др. М. 1787.
7. ЦГАДА, Фонд Кабинета Петра I, отд. I, кн. 38, л. 902-910.
8. ВХПВ, № 16, стр. 124. СПБ. 1882.
9. Там же, стр. 123.

москва в истории техники, фальковский

Previous post Next post
Up