МОСТЫ. Фальковский Николай Иванович

Jul 17, 2011 19:55

источник: Фальковский Н. И. - Москва в истории техники. - М.: Московский рабочий, 1950, Стр.81-97.

Своеобразие мостостроения в Москве определялось тем, что значительную часть года её реки были скованы льдом, вследствие чего не только никаких мостов не требовалось, но сама река являлась лучшей санной дорогой.

Сильный ледоход и высокий весенний паводок требовали сооружения не только очень прочных, но и высоко поднятых мостов. Это увеличивало длину последних, весьма усложняло и удорожало строительство, в частности деревянных мостов, и делало пользование ими мало удобным для населения. Постройка мостов небольшой высоты на судоходных реках затрудняла судоходство. Поэтому русская практика в этом отношении давно выработала свои оригинальные решения, вследствие своей простоты и целесообразности дожившие до наших дней, например в военном мостостроении. Так, например, в 1477 году во время похода на Новгород Великий был построен через реку Волхов под Городищем мост на судах, который использовался и впоследствии.

Уже первые иностранные писатели, побывавшие в России, упоминают о московских мостах. Так, Иосафат Барбаро, путешествовавший в Тану (1436-1452 годы), говорит о «значительной реке Москве» и городе Москве. «На этой реке, протекающей внутри самого города, построено несколько мостов» (1), - пишет он. А. Контарини указывает: «Для переезда через эту реку в городе (Москве) построено несколько мостов» (2) . О мосте на реке Москве в 1483 году упоминает и летопись (3).

Вообще мостовые работы русские люди вели издавна не только в городах, но и на проезжих дорогах, причём в большом объеме.

По росписи 1602 году о состоянии мостов от Новгорода до Тесова, по Ивангородской дороге было мостов на мхах, болотах, ручьях, на грязях и на топких местах 18 290 саженей (сюда входило и мощение).

На 16 062% саженей требовался ремонт, при этом на 1 262 саженей - новым лесом. Наново мостить 347 саженей проломившихся мостов да вновь сделать нужно было 40 саженей (4).

Весьма характерно понимание русскими людьми общегосударственного значения строительства мостов. В царской грамоте 1623 года новгородскому воеводе о сборе денег на построение в Новгороде мостов указывается: «потому что то дело всее земли и ездят мостами всякие люди; а на Москве и во всех наших городех такие дела делают посады и уезды всеми сохами, белыми и чёрными людьми, по тому ж все без выбору» (5).

Мосты воздвигались быстро и были хорошего качества. В начале XVII века в короткий срок были построены мосты через реку Москву (6). От Смоленска на каждой реке были хорошие мосты до самой Москвы» (7).

Конечно, состояние многочисленных мостов на дорогах зависело от положения государства и в разное время было различным. На пути от Москвы до Смоленска в 1678 году насчитывалось 533 моста. В некоторых местах на протяжении 4 миль попадалось свыше 40 мостов.

________________________________________________________________
1. Библиотека иностранных писателей о России, т. I. И. Барбаро, стр. 58. СПБ. 1874.
2. Там же, А. Контарини, стр. 109.
3. ПСРЛ, VI, 335.
4. РИБ, т. 22, стр. 520.
5. "Акты археографической экспедиции", т. III, № 145, стр. 208. СПБ. 1836.
6. "Сказания Массы и Геркмана о Смутном времени в России", СПБ. 1874.
7. Марина Мнишек. "Сказания современников о Дмитрие Самозванце", т. II, ч. 3, стр. 138. СПБ. 1859.
________________________________________________________________

На больших реках в большинстве делались наплавные мосты из толстых бревен, связанных между собою. При проезде в 1678 году польского посольства по такому мосту в Дорогобуже тяжелые экипажи погружались в воду до половины (1).

Однако при хорошем устройстве и состоянии, а также обычных небольших грузах даже такие «живые» временные мосты удовлетворяли своему назначению. Они наводились ежегодно вновь.

В середине XVII века на реке Москве вблизи Кремля, к Замоскворечью., находился наплавной мост. Он был сделан из больших деревянных брусьев, ровно пригнанных один к другому и связанных толстыми лыковыми веревками, концы которых прикреплены к башням и к противоположному берегу реки. Для пропуска судов отвязывали часть моста и отводили в сторону, а затем опять ставили на место. Мост этот основывался на плотах. На нём имелись лавки, в которых производилась бойкая торговля. На этом мосту стирали бельё, так как вода здесь стояла в уровень с мостом (2). Такие мосты местами удерживались на реке вбитыми сваями, иногда снабжались перилами (3).

В 1667 году, на Московском «пловучем» мосту, что под Москворецкими воротами, судя по описи оставшегося леса для корабельного дела, были уложены сосновые брусья «красного лесу длиною до 9 саженей, а в отрубе по 8 и 9 вершков, да брусья длиною по 10 саженей» того же размера (первых, было в остатке 100 штук, вторых 20 штук) (4).

Этот мост у Беклемишевской башни, хотя и собранный не в столь, хорошем виде, как это было в середине XVII века, изображён на виде Москвы времен Петра I (стр. 487).

Как указывается тем же источником, на реке Москве было также несколько мостов на свайном основании. При проходе под ними суда спускали мачту.

Кроме указанных, в XVII веке через реку Москву был переброшен наплавной мост на судах (5).

Таким образом можно установить, что в Москве применялись деревянные мосты трёх типов. Так как описаний постройки и конструкции их не сохранилось, рассмотрим мост, устроенный через реку Днепр в 1679 году московским стрельцом-«канатчиком» Василием Фёдоровым в г. Киеве.

В 1681 году этот мост был повреждён бурею, и опять для его починки: посылали Фёдорова. Конечно, он делал мост так же, как их устраивали в Москве.

Имеет значение, прежде всего, из чего строили мост. Об этом говорит «Опись государевых стругов больших, и плавных, и однодеревных лодок и якорей, и канатов, и всяких мостовых припасов». В ней числится: 30 стругов больших, 2 струга брянских, стружок «плавной». Кроме того, имеется 104 струга больших, присланных из Брянска в 1679 году, на которых «через реку Днепр построен мост».

_____________________________________________________________
1. В. О. Ключевский. Сказания иностранцев о Московском государстве, стр. 264. П. 1918.
2. П. Алеппский. Путешествие антиохийского патриарха Макария, вып. 4, стр. 2. М. 1898.
3. А. Петунников. Пути сообщения г. Москвы. МГУ, М. 1915.
4. Доп. к АИ, т. V, стр. 22. СПБ.
____________________________________________________________

После строительства его осталось и было в наличии 29 стругов больших, в том числе струг «обрасцовой», 47 стружков «плавных», 81 лодка.

На мосту было уложено 987 брусьев больших, 1 708 пластин. 333 доски коротких, 16 теснин, 18 брёвен. Кроме того, на нём находились в деле 69 якорей разных статей, 87 канатов, 7 причалок, 15 обрывков канатов, 169 колец, 68 больших скоб, 299 гвоздей, в том числе гвоздей ломаных. Такой точности учёта можно позавидовать!

Мост был сделан через Днепр и Черторею. От Крещатика против Малого городка, что на Печерской горе, как гласит описание, сделано моста на Днепре на 42 стругах длиною в 176 1/2 саж. Кроме того, были «примостки» (подъезд с берега) к стругам в 7 1/2 сажени. От этих Стругов между островами был сделан мост длиною в 124 1/2 сажени на плотах. Затем «на стрежни» был мост длиной в 194 1/2 саж., на 44 стругах. Вся длина моста у берега составляла 508 1/2 сажени. Далее, «меж Днепра и Чертореи на проливе», мост на плотах имел длину 25 саженей. На Чертореи на 18 стругах - 77 сажени. Наконец, с обеих сторон с берега к стругам шли примостки в 14 саженей. Общая длина всех трёх мостов составляла 624 1/2 сажени. Ширина его была 4 сажени 1 аршин и 4 1/2 сажени при трехаршинной сажени (1).

Для более удобного подъезда к мосту с Киевской стороны «зделано мосту на источниках и на грязях, против Хрещацкой башни в длину 108 саженей, поперек 4 1/2 сажени».

Таким образом, этот мост характерен не только своей длиной, но и различной конструкцией в разных местах в соответствии с особенностями водных протоков.

При пропуске судов из моста выводилась пара стругов, за что брали с большого струга по 1 рублю, со среднего - полтину, с лодки «ошивки» по 6 алтын 4 деньги.

На Днепре был также мост на плотах; устраивали мосты и паромы для переправки войск в 1679-1680 годы (2).

Таковы же были мосты и через реку Москву.

Каменные мосты в Москве также строились давно. По мнению И. Забелина, каменный мост от Троицких ворот через реку Неглинку был построен еще в 1367 году, при сооружении первых каменных стен Кремля (3).

В 1471 году митрополит Филипп встретил великого князя Ивана Васильевича после Шелонской победы над Новгородом у этого моста: «только с мосту большого каменного сшед до кладезя площадного близь церкви».

Когда в начале XVI столетия был устроен широкий ров, обделанный камнем и отделявший Кремль от Китай-города, то был построен и каменный мост на арках от Спасских ворот. Он имел в длину 21 сажень, в ширину 5 саженей. Был мост и у Константиновских ворот.




Рисунок 42. Каменный мост через Неглинную (с плана Кремля времён Годунова).
Подобный же мост был через этот ров и у Никольских ворот. Имелся также каменный мост из Китай-города через реку Неглинную в Белый город (рис. 42) у Воскресенских ворот, построенный Годуновым (4).

___________________________________________________________
1. Описание документов и бумаг МАМЮ, кн. 348, М. 1884.
2. Там же, стр. 348-349.
3. И. Забелин. История города Москвы, ч. I, стр. 417. М. 1905.
4. "Москва в её прошлом и настоящем", вып. III, стр. 18.
___________________________________________________________

К сожалению, данных о производстве и организации работ по строительству древних московских каменных мостов, о применявшемся при этом инструменте и других подробностей почти не сохранилось. Тем больший интерес представляет постройка Большого каменного моста через реку Москву.

Связь центра города с Замоскворечьем, осуществляемая летом только по наплывным мостам, а зимой по льду, прерывалась во время ледостава и половодья. Это создавало серьезные неудобства в обычной жизни. Но ещё важнее был вопрос военный.

Противник обычно нападал на Москву с юга. Через реку Москву часто приходилось переправляться русским войскам навстречу врагу. Перевозка артиллерии, особенно тяжелой, представляла огромную трудность. Поэтому постройка моста была совершенно необходима.

Однако при внезапном нападении врага мост мог облегчить ему доступ к сердцу столицы - Кремлю. Поэтому большой Каменный мост был задуман в сочетании с мощным предмостным фортификационным сооружением, которое могло бы оборонять подступы к нему.

Для успешного прохода войск и артиллерии требовалась ширина моста не менее 10 саженей. Серьёзным являлся вопрос о конструкции моста (обычные пушки были весом в сотни пудов), о колебании горизонта воды, о сильном ледоходе на реке, какого в других странах не знали.

Поэтому московские люди решили пополнить свой опыт по мостостроению иностранным, и в частности получить специальный инструмент. Для этой цели в 1643 году пригласили палатного мастера Анце-Якова Кристлера (Ивана Яковлева), который приехал «служить ремеслом своим, на своих проторях и снастях» и привёз «палатного дела многие снасти железные и меденные» (1), «палатной рухляди и железных запасов» 1 600 пудов.

_______________________________________________________________
1. ЦГАДА. Фонд «Дела о выездах иностранцев в Россию», д. № 6, л. 60. 1643
_______________________________________________________________

Здесь имелись железные снасти к пильным, ветряным мельницам, к «двум водяным подъёмам, которые пригожаютца, как где строить большие палаты и копать глубокие основы, и теми водяными подъёмы воду вывесть», на бумажную мельницу и к «большому молотовому делу» (1).

Среди инструмента мастера имелись «9 наковальней да насека, 9 кирок жорновых, 2 пилы больших брусчатых, 16 пил малых, 60 закрепок больших, 62 малых, 14 колец с цепми, 8 колец, 4 крюка, 8 образцов кирпичных, 20 лопаток известных, 15 гвоздей больших, 4 обойма к пушечному наряду, 36 полиц» (2).

Предварительно решили сделать «мостовый образец, по которому образцу быти сделану каменному мосту через Москву реку» (3), то есть деревянную модель моста. Она имела значительные размеры, судя по тому, что для этой цели из приказа Большого прихода истрачено денег: «за 30 бревен кленовых, за 18 досок липовых, за 6 досок дубовых, за 4 доски лавочных больших, за 2 бревна сосновых, за 18 тесниц трехсаженныу 6 рублев 15 алтын. За точило рубль. За гвоздье рубль 11 алтын 2 деньги. Да к тому же плотником за неделю корму 18 алтын 4 деньги. И обоего и с кормом 9 рублев 11 алтын 4 деньги» (4).

Модель делали с 14 июня по 8 июля дворцовые плотники Янка Григорьев и Мишка Онтонов, но уплатили им только за 1 неделю и то лишь по два гроша в день человеку, в то время как другие плотники в Оружейном приказе получали по 3 алтына. «И мы, холопи твои (писали они государю), перед своими товарищи поденным кормом оскорблены» (5).

31 июля 1644 года вопрос о строительстве моста рассматривался в Посольском приказе дьяками Григорием Львовым и Степаном Кудрявцевым. Решили мост делать по тому образцу, «какое он образец ныне зделал и на чертёж написал», то есть были рассмотрены и модель и чертёж (6).




Рисунок 43. Столбец из дела 1643 года (ЦГАДА).
Так как весной на Москве-реке «сверху бывает большой лед и река быстра, а лёд толщиною живёт в два аршина крепкой, и мочно ли будет тому мосту его дела устоять от такова льду» (рис. 43), то постановили, что на Москве-реке выше моста будут сделаны 6 каменных острых быков. «И на те быки учнёт лёд приходя рушится, а тот рушенный лёд учнёт проходить под мост между сводов мостовых, а своды будут пространны, порозжева места будет по 40 аршин». При этом у самых сводов столбы (быки) будут сделаны «отлоги острые». И остальной лёд будет тут ломаться и проходить под своды. Поэтому никакой порухи (повреждения) от льда мосту не будет.

____________________________________________________________
1. ЦГАДА. Фонд "Дела о выездах иностранцев в Россию", л. 7. 1643.
2. Там же, л. 11.
3. Там же, д. №6, л. 75.
4. Там же, л. 13.
5. Там же, л. 48, 12.
6. Там же, л. 14.
7. Там же, л. 14-15.
____________________________________________________________

Ввиду 40-аршинного пролёта сводов возник вопрос, выдержит ли мост, когда по нему повезут «большой пушечный наряд» (тяжелую артиллерию). Пришли к решению, что своды будут сделаны толстые и крепкие («твёрдые»), и потому от большой тяжести никакого повреждения их не будет. Что же касается потребности в камне, кирпиче, извести и железе, то решили составить смету, посмотрев камень и кирпич (1).

В тот же день мостовой образец осматривал царь Михаил Федорович (2).

12 августа 1644 года строитель подал в Посольский приказ смету на строительство моста. Предусматривались камень, обожженный кирпич, известь, железо и другие строительные материалы. Для пяти больших сводов нужен был камень 1 X 1 X 1/2 аршина в количестве 25 600 штук. Камень требовался белый, крепкий, ломать его предполагалось в Настасьине (3). Записано было 12 бочек горшечной золы, которая предназначалась, конечно, в виде гидравлической добавки к извести, что в мостостроении вполне целесообразно.

Ледорезы должны были покрываться литым железом. Относительно их цен указывалось: «А цены железу и плавленным железным надобьям, которые к тому ледовому ломанью нужны и надобны, поставить нельзя, доколе они сделаны будут» (4).

Для устройства «крепостей в воде железных, обо что льду ломатца, чтобы до большого моста не доходил» (ледорезы), в росписи требовалось: на сваи и подошву дубовых бревен длиной 10 аршин, толщиной в вершине по 9 пальцев-40 брёвен. Такого же соснового лесу, но длиною 9 аршин для основания подошвы-150 брёвен. Сосновых досок по 7 аршин, шириной в вершине 3 3/4 аршина, толщиной на 4 пальца-200 досок.

__________________________________________________________

1. ЦГАДА. Фонд «Дела о выездах иностранцев в Россию», № 6, л. 15.
2. Там же, л. 17.
3. Там же, л. 56.
4. Там же, л. 57.
__________________________________________________________

Гвоздей больших по 9 пальцев - 1000; гвоздей средних по 4 и по 5 пальце длиной - 5 тысяч (1).

Таким образом, на свайном дубовом основании устраивалась подошва из дубовых и сосновых бревен, которая покрывалась широкими и толстыми сосновыми досками, судя по их количеству, в два ряда, вероятно, крест-накрест.

На этом основании велась кладка ледорезов. На них требовалось 6 300 камней 1 X 1X 1/2 аршина. Средняя часть заполнялась кирпичом, которого шло 6 тысяч. Извести нужно было 40 ластов по 12 бочек в каждом, то есть всего 480 бочек. Для укрепления «связей и сцепов» нужно было «50 берковцев железа и 10 берковцев свинцу для заливания» (2), то есть камни между собой схватывались железными скобами, которые в них заливались свинцом. Вся кубатура кладки составляла около 150 кубических саженей. Зимой начали готовить строительный материал. Но к постройке моста не приступили. В 1645 году затеявший постройку царь Михаил Федорович умер; умер и приглашенный им строитель. Новый царь Алексей Михайлович менее всего думал об этом сооружении. Даже впоследствии он больше заботился о своих личных вотчинах, о постройке моста в селе Измайловском, через реку Москву. Решили использовать камень и железные снасти, поручив дело Василию Бурцеву.

В связи с этим составлена роспись оставшихся железных снастей. Здесь были: «45 берковцев мелкого широкого железа, 270 прутов тонкого и 37 прутов толстого железа, 110 кругов больших и малых, 13 воротов железных с лопаты, 11 гирь, 34 крюка, 2 ступы и наковальня большая (3), 15 скоб, 80 напарей и сверл, 9 гирь малых, 6 зубил, 65 долот корабельных, 12 долот не в отделке; ножницы, чем доски железные режут; 18 точил железных, точат медь и олово; 18 гвоздей мельничных, 7 подъемных снастей, 4 колеса, да 2 шестерни окованы железом, а в них веретена железные, 3 веретена запасных, 8 пил, 6 обоем колесных мельничных, 10 обоем больших на 4 петлях с загвоздками, что укрепляют прутья большие к водяному делу (4), 16 подпятков мельничных, 40 костылей к мельничному делу, 26 долот, 41 о камень режут, 2 веретена больших, 8 кружал, 8 ломов, 40 долотец малых, 7 правил, 90 пряж, 2 цепи» (5).

Использование оставшегося имущества встретила затруднения. Каменного приказа дьяк Василий Ключарёв от него отказался: у него характер работ был совершенно иной. А мастера Пушкарского приказа признали, что их приказу ничто не годится, «потому что деланы те снасти не на их руку» (6).

Оружейная палата составила в 1646 году роспись не нужного ей различного инструмента (7) и роспись ею приобретенного. В последнем списке значится: 51 молот, «4 тиска с ключи с 6 петлями, да 4 тиска выкованные, а не шурупленные и без ключей», 2 клещей, 10 наковален, 2 пилы больших «брусчатых назубренных», 20 пил и терпугов, 5 долот, ножницы для резки мостового железа, 2 кружала, 16 стругов, правило железное .

______________________________________________________________
1. ЦГАДА. Фонд «Дела о выездах иностранцев в Россию», д. № б, л. 94. 1643l
2. Там же, л. 95.
3. Там же, л. 40.
4. Там же, л. 41
6. Там же, л. 43. 8 Там же, л. 44.
7. Там же.
______________________________________________________________

Мостовые и гидротехнические работы получили значительное развитие при организации царской Измайловской вотчины.

С 1663 года здесь сооружаются пруды, каменные плотины, мельницы, разнообразные хозяйственные постройки. В то же время был устроен и прекрасный высокий каменный мост, длиной в 50 саженей, шириной в 5 саженей в селе Измайлове от проезжей каменной башни через Измайловский пруд. По описи 1687 года «у него перила каменные с ростёсками и с образцами ценинными; столбы, с которых перемычки, обшиты тёсом красным в закрой». Мост был настлан еловыми брёвнами, поверх которых лежал тёс «байдашный» (2). Мост имел удобные подъезды с берегов и основывался на 14 арках.

Вид этого моста представлен на заставке стр. 74.

В 1687 году, пишет Желябужский, начали строить на Москве-реке у Всесвятского моста каменный мост. За год был сделан один каменный столб (бык). Работы по постройке продолжались пять лет, и вел их чернец (3), имя которого было неизвестным. По данным В. Н. Шумилова (ЦГАДА), им мог быть «мостового каменного дела» мастер старец Филарет. Мост был закончен в 1692 году (4). Он представлял выдающееся сооружение своего времени. Постройка стоила так дорого, что вошла в поговорку («дороже Каменного моста»).




Рисунок 44. Большой Каменный мост в начале XVIII века.
На сохранившемся перспективном виде Москвы времён Петра I (5) изображён и этот мост (рис. 44). Одним концом он примыкал к Всесвятским воротам Белого города, а в Замоскворечье заканчивался башней с двумя шатровыми верхами, представлявшей предмостное укрепление.

Мост имел 6 каменных быков с ледорезами, кроме береговых опор, и при 7 речных и 2 береговых пролетах длину 140 метров, ширину 22 метра.

На мосту стояли палаты Предтеченского монастыря, а также небольшие палатки и лавки. Деревянный спуск вел к Берсеневке. Здесь же находились каменномостские бани.

Быки моста были использованы для устройства плотин, у которых работали водяные мукомольные мельницы.

Благодаря напору и падению воды каменная кладка разрушалась, размывалось русло, подмывались основания моста. Поэтому указом 1731 года повелено было плотины и мельницы сломать (6), обеспечив свободный проход воды.

Тем не менее продолжительная эксплоатация моста сказывалась на его состоянии. В 1765 году производился его ремонт, причём работы были сданы с торгов (7). Но в 1780 году Каменный мост всё же был признан «без надлежащей поправки на долгое время безнадежен». У него сгнили деревянные части, сваи, ледорезы. Арки и каменные парапеты пришли в крайнюю ветхость.

_______________________________________________________________
1. ЦГАДА. Фонд "Дела о выездах иностранцев в Россию", д. № 6, л. 68, 67. 1643.
2. И. Забелин. Домашний быт русского народа, т. I, Материалы, стр. 53.
3. Записки Желябужского с 1682 г. по 2 июля 1709 г., стр. 18. СПБ. 1840.
4. И. Голиков. Дополнение к деяниям Петра Великого, т. IV,  стр. 53. И. Забелин. Опыты изучения, ч. II, стр. 177, М. 1873.
5. А. Вельтман. Достопримечательности Московского Кремля. М. 1843.
6. ПСЗ, т. VII, № 5763.
7. Указы 1765г., стр. 48-51. М.
_______________________________________________________________

Чины «Архитектурного класса» по поручению Каменного приказа обследовали мост, сделали опись ветхостей и «аккуратный план, продольные и поперечные всему профили и фасад с обеих сторон, каким образом оный мост в рассуждении силы вод и имеющегося фундамента исправить и привесть в надежное состояние» (1).

Так как понижение горизонта воды в пруде приостанавливало ра¬боты по плющению серебра на Монетном дворе (двигателем являлось водяное колесо), то велась длительная переписка между Московской губернской канцелярией, Правительствующим сенатом (Петербург) и Московским монетным двором.

Проект в 1781 году был представлен в Сенат. Весенний паводок 1783 года ещё более повредил мост, и указом от 29 февраля 1784 года было повелено его исправить (2).

В это время в Москве, кроме Каменного, было 25 мостов. Одним из наиболее интересных был Кузнецкий мост. Он был построен архитектором Дмитрием Ухтомским в 1756 году через речку Неглинную. Вопрос о перестройке возник ещё в 1751 году, в связи с ветхостью старого одноарочного моста.




Рисунок 45. Каменный Кузнецкий мост (ЦГАДА).
Он был подтоплен водою пруда Монетного двора, что не давало возможности осмотреть основание моста. Кроме того, сначала предполагалось оставить его в прежнем виде с одной аркой для пропуска воды (рис. 45). Однако в целях обеспечения прямого течения воды и большей прочности потребовалось разобрать переднюю стену и сделать её вновь, а также переделать и другую стену. Это вызвало необходимость вырыть рвы до прочного грунта (3).

____________________________________________________________
1. Описание документов и бумаг МАМЮ, кн. 122. М. 1891.
2. ПСЗ, т. VII, № 5763.
3. ЦГАДА. Фонд Правительствующего сената, № 2763, л. 119-120, 1753.
____________________________________________________________




Рисунок 46. Проект переустройства Кузнецкого моста (ЦГАДА).
Архитектор Ухтомский сделал проект переустройства моста в виде двух каменных стенок вышиной в 1 1/4 аршина и такой же толщины, на которых устраивались глухие парапеты вышиной в 1 1/4 аршина, толщиной в 1 аршин. Они выкладывались кирпичом и белым камнем, покрывались лещадью, швы гладко замазывались. Между стенками предполагалось насыпать щебня и сделать мостовую с прибавкой нового камня. Для «свободного течения воды сделать каналы» (рис. 46). По смете работа оценена в 713 рублей, но подрядчик просил 960 рублей (1).




Рисунок 47. Кузнецкий мост по проекту архитектора Ухтомского (ЦГАДА).
Вода всё же была спущена по самый шлюз на 1 аршин 2 вершка, что отразилось на производстве Монетного двора (2). Вместе с тем Ухтомский, придя к заключению о нецелесообразности намеченного решения, сделал проект нового моста на трёх арках и составил смету его на сумму в 19 144 рублей 50 копеек, из них 3 609 рублей 46 копеек за работу каменщикам, плотникам и кузнецам (3) (рис. 47).

_______________________________________________________
1. ЦГАДА. Фонд Правительствующего сената, № 2763, л. 110-111.
2. Там же, л. 121.
3. Там же, л. 123, 129.
_______________________________________________________

На новый каменный Кузнецкий мост требовалось свай сосновых длиной 9 аршин, диаметром 4 вершка - 2 190, брёвен длиной 4-14 аршин- 440 штук, белого камня 1 аршин X 8 вершков X 4 1/2 вершка- 52 тысячи, бута - 278 кубических сажени, кирпича - 217 тысяч штук, железа связного - 2 914 пудов, полосового - 232 пуда, щебня - 286 кубических саженей, извести - 4 492 бочки, песку-173 кубических саженей.

Рис. 46. Проект переустройства Кузнецкого моста (ЦГАДА).

Было разрешено на строительство моста взять камень с разваливавшегося строения бывшего Петровского кружала питейного погреба. На время постройки, «чтоб в проезде коммуникацию не пресечь», был сделан в объезд деревянный мост (1).

В 1756 году, когда строительство подходило к концу, Ухтомский решил, что если построить у моста каменные лавки и «отдавать вольным людям в наймы, то со временем оные как себя, так и объявленный Кузнецкий мост окупить и содержать в состоянии» (2).




Рисунок 48. План Кузнецкого моста с галереями по проекту архитектора Ухтомского (ЦГАДА).
Поставленный им вопрос о дополнительной постройке лавок с галереей был решен положительно (рис. 48). Это место заняли затем модные магазины.

В 1784-1792 годах вёлся ремонт Большого Каменного моста. Он обошелся в 213 тысяч рублей 3. Эти работы сопровождались устройством Водоотводного канала и вызвали ряд других работ.

_____________________________________________________________
1. ЦГАДА. Фонд Правительствующего сената, № 2763, л. 127, 131, 140.
2. Там же, № 2980, л. 69 и об., чертежи л. 70-71, 1756.
3. М. Гастев. Статистическое описание Москвы, стр. 98. М. 1841.
_____________________________________________________________

В 1786 году был построен Крымский мост, как наплавной, для того, чтобы разгрузить движение на Каменном мосту и вместе с тем иметь сообщение через реку во время его ремонта. За 1 погонную сажень моста из материалов и с работой подрядчика платили 11 рублей. При этом была устроена деревянная мостовая к мосту от Калужских ворот длиною в 195 саженей по цене 7 рублей за сажень.

Одновременно был построен Пятницкий мост. После этого запретили возить по Каменному мосту тяжелые грузы для его сбережения (1).

В связи с наводнением в 1788 году построен каменный Козмодемьянский мост, обошедшийся в 45 239 рублей.

Тогда же открыта была подписка на постройку каменного Москворецкого моста; стоимость исчислялась в 600 тысяч рублей, собрали же 89 729 рублей; казённых денег имелось 20 тысяч, вследствие чего вопрос был отложен (2).

Ограничились ремонтом (1787 год) обветшалого деревянного Москворецкого моста, который всегда в паводок разбирался (3).

В конце XVIII столетия Китай-город соединялся с Кремлём двумя каменными мостами - Спасским и Никольским. Белый город имел пять каменных мостов к Китай-городу и Кремлю: Варварский, Ильинский, Никольский, Воскресенский и Троицкий. Кроме того, через реку Неглинную в Кремль вёл деревянный Боровицкий мост. Имелся также каменный Кузнецкий мост.

Для сообщения с Замоскворечьем через реку Москву существовали: Каменный мост, во время половодья являвшийся основным средством сообщения, Москворецкий мост и «пловучие» мосты - Краснохолмский и Дорогомиловский.

Были деревянные мосты: Высоко-Пятницкий, Новомодельный и вновь выстроенный Николо-Хамовницкий.

Близ Тверской заставы па речке Кабанке имелся каменный мост, через Пресненские казенные пруды - деревянный. В других районах были мосты Химковский и Салтыковский.

На реке Чечорке стояли четыре моста, из которых один каменный. Через Синичку-реку было два деревянных моста, на Яузе - три моста, из них один каменный (4) и так далее.

Воскресенский каменный мост строился в 1740 году архитектором Гейденом. Он имел длину от Воскресенских ворот до Мучного ряда- 54 сажени, а ширину у ворот-10 саженей. Была сделана каменная ограда вышиной в 3 аршина. Для пропуска воды реки Неглинной имелась вторая арка длиной в 8 саженей, шириной через Неглинную по фундаменту в 6 саженей, вышиною от уровня воды до свода в 3 сажени. По обе стороны арки были положены и засыпаны землей фашины. Сверх свода также положены фашины, и над ними сделан из дубовых бревен накатный мост. На эти бревна насыпана земля и песок. Третья арка - длиной з 6 аршин, вышиной в 8 аршин; четвертая арка - длиной в 6 аршин, вышиной в 4 арш.; пятая арка - длиной в 6 арш., вышиной в 3 1/2 аршина. Внутри арки засыпаны землёй для мощения затем диким камнем.

______________________________________________________________
1. М. Гастев. Статистическое описание Москвы, стр. 168-169. М. 1841.
2. Там же, стр. 98.
3. "Историческое и топографическое описание городов Московской губернии", стр. 43. М. 1787.
4. Там же, стр. 62, 70, 78, 81. М. 1787.
_____________________________________________________________

На мосту сделан фундамент под ограду длиной в 31 1/2 сажени, а на нём сделана каменная ограда от Мучного ряда до Воскресенских ворот длиной в 43 сажени, шириной в 6 аршин, вышиной в 8 аршин.

Выложен был диким камнем на длину 48 саженей, ширину в одном конце 5 саженей, в другом 3 сажени (1).

Каменный мост на Яузе был запроектирован как одноарочный, с пролетом в 9 саженей, шириной в 12 саженей 2 аршина, высотой над уровнем воды в 13 саженей и длиной в 24 сажени. Смета составлена на 51 тысяч рублей.




Рисунок 49. Яузский мост (М. Гастев, 1841 год).
Работу взял с торгов купец Савелий Андреянов с тем, что он получит материал от им же сломанного Пушечного двора. Так как работа велась без надзора, то подрядчик снизил мост на З 1/3 арш. и удлинил на 1 аршин. (рис. 49).

Однако мост был принят 5 ноября 1805 году (2).

Не останавливаясь детально на дальнейшем развитии мостостроения в Москве, отметим только несколько наиболее важных моментов его. В 1829 году был построен Москворецкий мост на каменных опорах, но с верхним деревянным строением, которое было после пожара заменено металлическим (в 1871 году).

__________________________________________________________
1. ЦГАДА. Фонд Дворцового архива, опись № 7.  № 41181. Дело об отсылке в Монетную канцелярию из Интенданской конторы архитектора Гейдена, л. 11-12. 1743.
2. М. Гастев. Статистическое описание Москвы, т. I, стр. 157. М. 1841.
__________________________________________________________

В 1859 году вместо пришедшего в ветхость разобранного Большого Каменного моста был построен основательный металлический мост, однако за ним сохранилось старое историческое название Большого Каменного (1). Проектировал его Н. Н. Воскобойников.

В 1868 году вместо деревянного Дорогомиловского моста также сооружен железный. Затем то же самое делается с Москворецким и Краснохолмским мостами. Заменяется железным мостом и каменный Яузский (1876 год). В 1889 году строится Чугунный мост. В 1894 году через реку Москву вместо паромной переправы сооружается небольшой плашкоутный мост. В 1912 году устаревший Дорогомиловский мост заменяется новым (назван в память 1812 года).

Мосты, построенные в Москве в советское время, не только поражают своей красотой и смелостью инженерного решения, но и являются вместе с тем выдающимися по величине (2).

В Западной Европе только один Парижский мост можно сравнить по ширине с новыми москворецкими мостами (3).

___________________________________________________________
1. П. В. Кротков. Исторический очерк инженерных сооружений г. Москвы, стр. 24-30. М. 1896.
2. А. В. Беляев. Москворецкие мосты, стр. 6-7. М. 1940.
3. "Москва в цифрах", изд. 2, стр. 57. М. 1940.
___________________________________________________________

москва в истории техники, фальковский, мосты

Previous post Next post
Up