Вѣстникъ Европы, №1, Январь, 1811 годъ

Oct 01, 2009 01:03


Предлагаю благосклонному читателю небольшую статью перепечатанную мною из журнала ВЕСТНИК ЕВРОПЫ 1811 года о почитании Св. Николая во Франции и представлениях французов о почитании Его у Русских.

III. СМѣСЬ.

О почитанiи Св. Николая во Францiи.
Французскiе историки, обогатившiе насъ предорогими свѣдѣнiями о нашемъ отечествъ, объявляютъ о Чудотворцѣ Николаѣ много такого, чего мы совсѣмъ незнали. Вольтеръ пишетъ, что въ старину въ Россiи погребали мертвыхъ съ письмомъ къ С. Петру и къ С. Николаю, которое влагалъ попъ въ руки умершаго. Леклеркъ, яко самовидецъ , повѣствуетъ несколько иначе; онъ свидѣтельствуетъ , что покойнику влагаютъ въ руки не письмо, а пашпортъ съ надписью на имя одного только С. Николая , которой принимаеть душу усопшаго и препровождаетъ оную въ жилище праведныхъ. Г-ну Леклерку извѣстно, что, по мнѣнiю Русскаго народа, С. Николай не восхотолъ быть Богомъ, и что сей Святитель послѣ Бога Отца заступитъ его мѣcто. Словоохотный сей историкъ увѣдомляетъ современниковъ и потомcтво, что С. Николай есть патронъ Россiской Имперiи, и что по древнему преданiию С. Николай прибыль въ Новгородъ водою. Не во гнѣвъ нашимъ простосердечнымъ галломанамъ, французскiе писатели такъ много написали о Россiи, что все и упомнить трудно, а особливо тѣмъ людямъ, которые , дорожа временемъ, не часто заглядываютъ во французскiя книги.

Можетъ быть некоторые читатели захотятъ вѣдать, что французы для себя пишутъ о Святомъ Николаѣ, и какъ они почитаютъ сего Чудотворца. Я рѣшился выписать слѣдующую статью (кто подумалъ бы ? ) изъ парижскаго Моднаго журнала!


"Святый Николай; Епископъ города Mvpa, въ Лvкiи, празднуемый по мѣсяцослову 6 го Декабря, имѣлъ титло великаго. Кажется, что, память его торжественно почитается съ шестаго столѣтiя. Историки согласны, чшо нѣтъ ничего вѣрнаго о жизни и смерти сего Святителя; извѣстно, что въ христианствѣ онъ заступилъ мѣсто боговъ древней мифологiи, покровительствующихъ мореходцамъ и что матросы призываютъ его въ случаѣ опасностей, подобно какъ древнiе призывали Нептуна, Кастора и Поллукса.



"Балье (Baillet) и все другие, описавшiе намъ многiя чудеса, симъ Святителемъ содѣланныя, увѣряютъ, что онъ, плывучи въ Палестину, утишилъ бурю на морѣ; а Рибаденсира прибавляетъ, что во время того же путешествiя Св. Николай воскресилъ матроса, которой съ вершины мачты упалъ на палубу. Вѣроятно по сей причинѣ матросы почитаютъ его своимъ покровивделемъ.



"Во всѣхъ церквахъ и часовняхъ, воздвигнутыхъ въ честь Св. Николая, онъ изображается въ архiерейскомъ облаченiи, съ тремя нагими дѣтьми въ небольшомъ чанѣ, у ногъ его находящемся. Я перечитывалъ жития Святыхъ и разныя объ нихъ извѣстiя, и нигдѣ не отыскалъ изЪясненiя, почему Епископ Mvpcкiй такъ изображается. Только г. Милленъ въ своихъ Национальных древностяхъ находитъ причину того въ особливомъ чудотворенiи: Святитель воскресилъ трехъ малолѣтныхъ школьниковъ, которыхъ одинъ содержатель гостинницы умертвилъ и положилъ въ соль, съ намѣренiемъ послѣ продать ихъ мясо.



"Извѣстная пословица: Saint Nicolas, qui marie les filles avec les gars (т. е. Святый Николай, который выдаетъ дѣвушекъ за мужъ), думать надобно вышла oтъ того что Св. Николай, какъ написано въ житiи его, несколько разъ въ ночную пору бросалъ мѣшки съ деньгами въ домъ одного обѣднѣвшаго жителя города Патары, чтобы доставить ему средство трехъ молодыхъ и прекрасныхъ дочерей своихъ выдать за мужъ.



"Не входя въ дальнѣйшiя подробности, скажемъ, что въ прежней Лотарингiи народъ весьма почитаетъ Святаго Николая, именемъ коего и донынѣ тамъ называется одинъ городъ, близъ Нанси. Онъ слыветъ покровителемъ малыхъ дѣтей обоего пола и въ особенности юношей. Дѣвушки отъ десяти до двенадцати лѣтъ лишаются покровительства сего великаго Святителя, и въ то же время начинаютъ принадлежать заступленiю Святыя Екатерины, общей их покровительницы; а мальчики до самой женитьбы по прежнему остаются вѣрными почитателями Св. Николая, коего праздникъ ежегодно совершаютъ пиршествами и другими увеселениями.



"Отцы и матери, въ простомъ народе, разсказываютъ малолѣтним дѣтямъ, что Св. Николай въ день праздника своего, ночью 6 Декабря, ежегодно посѣщаетъ всѣ домы, спускаясь въ каминъ трубою, и что для каждаго дитяти оставляетъ знаки своего удовольствiя или неудовольствiя, смотря по тому, хорошо или худо вели себя дѣти въ минувшее время. Св. Николай, говорятъ они, путешествуетъ по воздуху; за нимъ ходитъ оселъ, навьюченный двумя корзинами съ конфектами и съ лозами: оставивши осла на кровлѣ, Святый опускается въ низъ трубою. Дѣти съ вечера должны положить у камина башмаки свои, по одному, или оба вмѣстѣ; и по утру находятъ въ башмакахъ одни сахарныя закуски, игрушки и деньги, a дpyгiя розги.



"Cie обыкновенiе, которое по справедливости можно назвать нравоучительнымъ, прежде революцiи было наблюдаемо людьми всякаго состоянiя. Въ бѣдныхъ домахъ дѣти клали деревянные башмаки свои подъ печку, и вмѣсто сахарныхъ закусокъ находили плоды или пироги.



"Не знаю начала сего обыкновенiя; не знаю также, во всѣхъ ли частяхъ Францiи оно было наблюдаемо. Думать надобно, что оно и въ Голландiи было извѣстно. Въ Амстердамѣ есть естампъ съ подписью: праздникъ св. Николая, сдѣланный съ картины Корнелiя Троста, историческаго и портретнаго живописца. На немъ представлена внутренность Голландскаго дома; въ присутствiи отца и матери дѣти находятъ въ башмакахъ своихъ дары Св. Николая; одно дитя, которому достались розги, плачетъ; а прочiя три веселятся, нашедши пирожки и игрушки.



Вѣстникъ Европы, №1, Январь, 1811 годъ.

вестник европы, николай чудотворец

Previous post Next post
Up