КОСТЮМИРОВАННЫЙ БАЛ 1903 ГОДА В ЗИМНЕМ ДВОРЦЕ.

Nov 29, 2007 17:40



Портреты участников костюмированного бала 1903 года остались запечатленными в фотоработах столичных фотографов Л.Левицкого, Д.Асикритова, В.Ясвоина, Д.Здобнова, Ив.Войно-Оранского, Е.Морозовской, М.М.Рейссерти и Е.Флиге, Ренца и Ф.Шрадера, Ф.Боассон и Ф.Эгглера и других.

11 февраля 1903 года в Зимнем дворце состоялся вечер, а 13 февраля - грандиозный костюмированный бал. Это был последний бал императорской России. До настоящего времени этот бал, за которым закрепилось условное название «Бал 1903 года», остается самым известным праздником в Санкт-Петербурге времени царствования последнего из рода Романовых.

Замечательно то, что несколько костюмов, в которые были одеты участники этих празднеств, сохранились в фондах Государственного Эрмитажа. Они поступили в музей из различных источников: из дворцов, принадлежавших членам императорской фамилии (Зимнего и Ново-Михайловского), из особняков петербургской знати (Юсуповых, Голицыных, Бобринских), а также из музеев и Музейного фонда, который существовал в 1920-1930-х годах (туда поступали предметы искусства из многочисленных национализированных особняков петербургской знати). Сохранившиеся на вещах маркировки и документы поступления подтверждают их происхождение.

Большое значение для атрибуции маскарадного платья Эрмитажного собрания имеет альбом с портретами участников бала 1903 года. По распоряжению Александры Федоровны после балов 11 и 13 февраля лучшие фотографы Санкт-Петербурга - Боассон и Эглер, Александр, Ренца и Шредер, Левицкий и другие - выполнили одиночные портреты и групповые снимки участников бала. Эти фотографии послужили основой для издания альбома с фототипиями, содержащего около двухсот изображений. Альбомы распространялись (за определенную, довольно высокую, плату) с благотворительной целью в первую очередь среди участников бала. Прекрасно выполненные фотографии позволяют увидеть мельчайшие детали костюмов и на основании сопоставления с имеющимися в музее вещами атрибутировать целый ряд одежд, головных уборов, рукавиц и обуви. Таким образом были выявлены отдельные предметы и комплекты, принадлежавшие двенадцати участникам маскарада. В этих же костюмах они появились на балу во дворце Шереметева, который состоялся 14 февраля того же года.

Знакомство с фототипиями позволяет представить направленность художественного оформления маскарадных костюмов участников бала в их реальном воплощении. Здесь представлены бояре и боярышни, различные придворные чины времен Алексея Михайловича, сокольничьи, стрельцы, горожанки в различных одеждах: от богатых ферезей и платен до крестьянских сарафанов с душегреями.



Великая княгиня Ксения Александровна в платье боярыни.



Великая княгиня Мария Георгиевна в платье крестьянки города Торжка.



Генерал-адьютант Князь Дмитрий Борисович Голицын - в костюме начальника царской охоты.



Герцог Георгий Георгиевич Мекленбург-Стрелицкий в костюме стрелеца Стремянного полка царя Алексея Михайловича".



Гофмейстер двора Граф Алексей Александрович Бобринский в костюме боярина.



Император Николай II в выходном платье царя Алексея Михайловича.



Императрица Александра Федоровна в парадной одежде русской царицы.



Княгиня Елена Владимировна Голицына в платье боярыни.



Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова в платье боярыни.



Князь Феликс Феликсович Юсупов в платье боярина.

источник: http://www.liepa.ru/eng/projekt/2003_02_26a.shtml

николай II, 17 век, костюмированный бал 1903 года, 20 век, алексей михайлович, русский стиль, костюм

Previous post Next post
Up