Оригинал взят у
mozhav в
Их нравыИстория из практики лондонской археологии, завязкой своей напоминающая скорбное приключение на Биржевой площади. Если бы и разязка была похожей - можно было бы говорить, что Москва в этом вопросе отстаёт от Лондона на 30 лет, но оказывается, что намного больше.
В 1988 году на Huggin Hill (Верхняя Темз-стрит) были найдены руины вот этих купален 2 века н.э. - из числа наиболее крупных и наиболее сохранившихся в бывших римских колониях.
Одновременно в строительном котловане на противоположном берегу Темзы показалось основание театра Роуз - одной из сцен, на которой работал Шекспир (через улицу от найденного годом позже Глобуса).
На месте обеих находок должны были возникнуть уже согласованные новостройки: археологам было выделено ровно два официально положенных месяца на охранные раскопки. Когда стало понятно, что в котловане показались кирпичные и деревянные конструкции легендарной Розы, которые не только требуют большего времени для исследования, но и достойны не предусмотренного проектом сохранения, на защиту реликвии встала общественность.
Городские власти отказались оплачивать изменение проекта, а значит руины театра должны были быть уничтожены. Петиции писали Иэн Маккеллен, Рэйф Фэйнс, Алан Рикман, Патрик Стюарт, Джуди Денч (оцените компанию!), сам Лоренс Оливье, а также нарочно прибывший из Америки Дастин Хофман. Горожане дежурили у стройки днём и ночью, к спору
подключились политики.
Click to view
В итоге девелопер и правительство таки согласились потратить 11 млн фунтов на корректировку проекта и включение руин в нижний ярус нового здания. Конструкции театра, помещенные под прозрачное покрытие, стали частью театрального зала The Rose Playhouse.
Лондиниумские римские руины Huggin Hill тоже были сохранены, но им повезло меньше - они засыпаны песком и надолго скрыты под полом новостройки. Когда-нибудь непременно станут музеем.
Самый важный итог событий 1989 года - принятие правительством инструкции
PPG 16 , определившей роли археологии и девелопмента в спорных ситуациях. Этот документ обозначил приоритет физического сохранения значительных археологических объектов на своём месте, нормой стала археологическая разведка до получения разрешения на строительство. И общественная договорённость своё не сдавать, которая иной раз много дороже бумажных записей.
Москва-2017: найдите, как говорится, 120 отличий.
Комментарий археолога Игоря Кондратьева: Касательно нашего отставания от Лондона. Знаменитая инструкция PPG 12, принятая в 1989 году, была совершенно синхронна и аналогична нашему Решению Моссовета №1584. Это решение в 1989 году готовили мы с А.Г. Векслером от УГКОИП совместно с ИА РАН по следам раскопок в Историческом проезде в 1988 году. Просто с тех пор наша московская археологическая служба деградировала, а лондонская осталась в силе.