Оригинал взят у
skimmen в
Странная история История эта случилась прошлой зимой.
Итак.
В ФСБ решили построить храм.Не храм - так, храмик, для внутреннего пользования. Храм Покрова Богородицы. Прямо там. На Лубянке. Во внутренних помещениях. В одной из комнат, окно которой выделили снаружи карнизом с куполочком.
Пригласили архитектора и команду иконописцев. Переделали одну из комнат. Отделали пол , столбы и двускатный потолок (как будто крыша) натуральным кедром. Сделали дубовые двери. Солидное все-таки лицо должно быть.
Командой иконописцев и прорабскими работами согласился руководить Сергей Шихачевский. Пригласил иконописцев А. Артемьева и А. Тронина. Жена его Наталья Лаптева взялась выполнять керамические работы.
Сделали проект. Проект одобрили. Начали работать.
Будущий настоятель за работой не наблюдал, не интересовался - ни разу. Когда почти все было закончено, пришел. Страшно испугался. Ожидал что-то от привычного, а тут поди разберись.
Пригласили Соню Соркину - Софью Соломоновну - она пришла. Сказала - ужас, ужас.
Пришел о. Борис Михайлов от Патриархийной комиссии. Сказал - ужас.
Тогда Сергей Шихачевский стал звать людей. Привез Ольгу Сигизмундовну Попову. Она увидела. Сказала - отлично, очень любопытно!
Довезли Льва Исаковича Лифшица. Он сказал - прекрасно! Интересно! Оба подписали бумагу в защиту росписей.
Думали обратиться за словом к Г. Ревзину. Не успели.
Итог. Принято решение: росписи и декоративную отделку сбить. Как не соответствующую утвержденным эскизам.
Далее. Пригласили перерасписывать храмик А. Чашкина. Он вроде бы согласился. Прежних художников попросили свою работу сбить и вернуть задаток. С. Шихачевскому нужно довести работу в качестве прораба до завершения храма.
Подоплека истории в том, что С. Шихачевский несколько раз совершил экспедиции в пещерные храмы Каппадокии и великолепно отснял росписи XI-XIII веков. Страстно ими увлечен. Сочинил храм соответственно.
Попробую сказать своё:
Росписи - отлично! Хорошо. Быть среди них - хорошо. Современному христианину и знающему, и не знающему традицию. Молиться хорошо. К тому же они точно попадают. Не отвисают от стены и не создают иллюзию, и не декорация. Это живое. Также попадают стеклянные расписные светильники. Соотношение с человеком, стоящим в храме, - прекрасное.
Но... Зачем поставили "византийский" иконостас с тяжелой штампованной басмой? Зачем такая керамика? - в керамике видно, Н. Лаптева не чувствует храмового пространства, не понимает его.
Зачем в сочетании с "каппадокийской" росписью шаблонные тяжелые дубовые двери. От кого им там внутри закрываться?
Зачем я задаю зачем? А зачем ТАМ внутри - Покровский храм - что, кого покрывать? Анна Ильинична Шмаина:ТАМ может быть только храм Новомученикам. Все остальное будет рушиться, сколько бы не строили.
Дальше судите сами.
Съемки сделаны 22.02.10 за несколько дней до сбивания фресок. Открыли дворик Лубянки. Кто знал, успел прибежать - увидеть. На первом снимке С. Шихачевский с А. Корноуховым.
В светильниках ручная роспись сочетается с штамповкой металла. Сейчас светильники на складе ФСБ.
Работа Н. Лаптевой. Алтарь и нижний фриз стен.
Иконостас с басмой.
Честно говоря, я бы тоже не поняла, что здесь эскизы для выполненных фресок