Увлекаясь чужими идеями,дизайнеры забывают о русских традициях.

Nov 09, 2006 17:37


     Каким должен быть интерьер дома и офиса? Как оборудовать и оформить внутренние помещения? На первый взгляд ответить на эти вопросы несложно. Помещение должно быть удобным, не очень тесным и шумным, прилично выглядеть, выполнять основные функции. При этом пространство должно хорошо вентилироваться и освещаться, ведь в противном случае вы и ваши сотрудники просто не сможете нормально и высокопродуктивно работать, и под угрозой окажется здоровье людей. Современное офисное помещение -- один из важнейших инструментов работы, и ошибки в его обустройстве приводят к серьезным неудачам в бизнесе.
     

ИНТЕРЬЕР = ФУНКЦИЯ + СТИЛЬ?

Дизайн дома и офиса влияет не только на имидж хозяина, но и в значительной степени формирует его быт, душевное настроение, представление о себе. В минувшем веке в искусстве создания интерьеров произошло несколько революций. И сейчас мы наблюдаем великое разнообразие предлагаемых дизайнерских решений, стилей и подходов. За последние десять лет слова "дизайн" и "офис" стали у нас по-настоящему культовыми. Они характеризуют нашу эпоху почти так же, как слова "большевик" и "ЧК" отражали эпоху революции. Сегодня Россия стремится поскорее расстаться с пресловутым "совком", который берет начало с 50-х годов после смерти Сталина и отличается умопомрачительной дешевизной и безвкусицей внутренних помещений. Эпоха копеечного дерматина, низкокачественных древесностружечных плит и картонных подвесных потолков с круглыми дырочками уходит навсегда.
     Теперь все по-другому. Российские магазины предлагают новейшие отделочные материалы и технологии, нет недостатка и в ультрасовременных "дизайнерских проектах". При желании и при наличии необходимых средств вы можете оформить свою квартиру или офис не хуже, чем в "лучших домах Европы".
     И хотя интерес к проблемам интерьерного дизайна в минувшее десятилетие был очень большим, эйфория от "дизайнерской революции" 90-х начала спадать. Модные "приколы" приелись, новейшими технологиями уже никого не удивишь, а осмысленного понимания того, как все-таки нужно устраивать внутреннее помещение, так и не появилось.
     Между тем вкусы и пристрастия российских заказчиков стали гораздо более изощренными. И наряду с понятным желанием копировать новинки западной моды возник интерес к древним, традиционным принципам формирования жизненной среды. В первую очередь широкую публику заинтересовало "все китайское и японское".

МАСТЕР ФЭН-ШУЯ

Впервые о древнекитайском искусстве формирования жизненной среды я услышал несколько лет назад. На какой-то вечеринке моя приятельница, сотрудница крупного банка, огорошила меня вопросом: "Ты случайно не мастер фэн-шуя?" Я ответил в шутку, что, конечно, мастер, но что такое фэн-шуй, не знаю. "Продвинутая" девушка объяснила мне, что это древнее эзотерическое искусство, которое основал мастер Ян Юн Цанг, служивший в Поднебесной главным советником при дворе императора Хи Цанга за девятьсот лет до нашей эры. "Теперь все наши банкиры расставляют стулья и диваны в своих домах и офисах в соответствии с искусством фэн-шуй", -- добавила приятельница. Я заинтересовался темой и стал собирать информацию.
     Как выяснилось, это древнекитайское искусство и в самом деле весьма популярно на Западе, добралось оно и до России. Немало известных людей и фирм постоянно прибегают к услугам консультантов по фэн-шуй при проектировании интерьеров, зданий, прилегающей территории и инфраструктуры. Но этим поклонники древнекитайского знания не ограничиваются. Они заявляют, что умеют не только правильно строить дома и формировать их интерьер, но также "улучшать судьбу" и "гармонизировать личные отношения".
     Подобный интерес ко всему древнему и восточному в наши дни вполне объясним. Современный человек, оторванный от национально-религиозной традиции, испытывает колоссальную усталость от окружающей его бессмысленной и грубо-материальной реальности мира высоких технологий. Восток же обещает дать новое духовное начало и к тому же манит грандиозностью своих философских построений, древностью и экзотикой.

КРЕСТ И "НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ФОРМЫ"

Впрочем, московские консультанты, создающие интерьеры в соответствии с древнекитайским искусством, первым делом стараются убедить клиентов в абсолютно нерелигиозном характере своих услуг. Типичное объяснение звучит примерно так: "Фэн-Шуй -- не религия, это система, основанная на принципах движения потоков энергии, на законах природы. И задача человека -- использовать эти законы себе во благо... На Руси, как и во многих других странах, тоже существовали свои вековые законы организации жизненного пространства. И истинный специалист Фэн-Шуй, используя древние знания китайских мастеров, старается сохранить русские традиции" (я взял этот текст с сайта одного из консультантов).
     Но действительно ли древнекитайское искусство полностью нерелигиозно, а потому приемлемо для крещеного русского человека? Давайте разберемся.
     В любом популярном пособии по фэн-шуй можно найти описания различных магических ритуалов, гадательных практик и сведений по астрологии. Не нужно лишний раз доказывать, что они даже при всем желании не могут быть совмещены с христианством. Церковь осуждает занятия магией, гаданиями и астрологией и считает их тяжким грехом. И это не случайно. Приобщаясь к таким занятиям, человек неизбежно соприкасается с миром инфернальных, демонических существ, входит с ними в контакт.
     Так что заявления о нерелигиозности фэн-шуй содержат в себе изрядную долю лукавства. И в древнекитайском учении о формировании внешней среды духовный (читай: религиозный) момент занимает довольно значительное место. Иначе и быть не могло. В отличие от современных европейцев древние китайцы (как, впрочем, и древние русские, греки, египтяне) не отделяли религиозную сторону своей жизни от остальных сфер. И поэтому любой традиционный интерьер (китайский, русский, греческий, египетский) представлял собой гармоничное и осмысленное целое, подчиненное не только функциональным или художественным задачам, но и -- самое существенное -- задачам духовным. В основании традиционного интерьера всегда лежат некие фундаментальные принципы, непонимание и забвение которых разрушает суть. Можно сколь угодно точно воспроизводить древние орнаменты, нашпиговывать помещение предметами, имеющими сакральное значение, но все это не воссоздаст традиционной среды обитания.
     С другой стороны, то, что приемлемо и нормально для язычника, для православного христианина может граничить с кощунством. И в этом смысле показательно, что консультанты по фэн-шуй, например, считают форму креста неблагоприятной. Они не рекомендуют клиентам держать дома кресты и возводить крестообразные здания. Но ведь Крест -- центральный христианский символ, не говоря уж о том, что одна из самых распространенных форм православного храма -- византийского и русского -- крестово-купольная. В каждом христианском доме должно быть изображение Креста, а на Руси было принято помещать этот знак на всех сторонах дома -- "да погибнут бесы от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением". Крест является не только символом распятия Христа, но и главным знаком Его победы над смертью и силами ада.
     Так что китайские консультанты и их русские ученики, рекомендуя отказаться от формы креста, фактически предлагают своим клиентам-христианам отказаться от православной веры. А то, что крестообразная форма показалась им неблагоприятной, вполне понятно. Крест "страшен для бесов", а поклонники фэн-шуй, как известно, пытаются находиться "в гармонии" со всеми без исключения силами, в том числе явно демоническими.

ЧТО ИМЕЕМ -- НЕ ХРАНИМ…

Стремление приобщиться к целостной и древней традиции и обустроить свое жилище в соответствии с ней выражает, однако, очень глубокую духовную потребность нынешнего человека. И если тут не могут помочь китайцы, может быть, стоит обратиться к нашему собственному наследию? Тем более что на Руси, как и в других странах, тоже существовали свои вековые законы организации жизненного пространства. Чтобы убедиться в этом, достаточно побыть подольше внутри старинной постройки XVI--XVII веков. Зимой там не холодно, а летом не жарко, глаз отдыхает на полукруглых сводчатых потолках, помещение хорошо поглощает шум и при этом обладает своеобразными акустическими свойствами. Но главное -- в таких домах по непонятным причинам начинаешь чувствовать себя лучше, душа успокаивается, а мысли проясняются. Вероятно, такое благотворное воздействие старинных палат на современного человека не случайно, а обусловлено искусством их создателей. А раз такое искусство было, значит, его можно попытаться возродить. Впрочем, это тема для отдельного разговора, и мы еще не раз к ней вернемся на страницах нашего журнала.

ИНТЕРАКТИВНЫЙ ОБРАЗ

Для того чтобы более точно определить предназначение и специфику интерьера, следует назвать его самые характерные и типичные атрибуты. В Европе для классических дворянских и буржуазных интерьеров XVIII--XIX веков такими предметами являлись зеркало и портрет. Разглядывая свое изображение на зеркальной поверхности, обитатель интерьера воспринимал и познавал себя, вокруг зеркала выстраивал свои бытовые ритуалы. И совсем не случайно "зеркальная тема" вызвала в означенный период многочисленные ассоциации в литературе, философии, мистике. Даже человеческое сознание воспринималось в ту пору как "зеркало окружающей действительности". Зеркала, как и портреты, выражали ведущие мотивы новоевропейской культуры -- антропоцентризм, индивидуализм, замкнутость человека на себе, преимущественное внимание к внешнему и материальному, а не к внутреннему и духовному.
     Если же говорить о современном интерьере, то самым выдающимся его атрибутом, пожалуй, можно назвать монитор телевизора или компьютера. Между прочим, экран -- в некотором роде развитие зеркала и портрета, он приводит мир "зазеркалья" в движение, делает его гораздо более насыщенным в информационном плане.
     Что же является подобным знаковым, центральным предметом для традиционного русского интерьера? Ответ очевиден -- это икона.
     В молитве перед иконами дома и в храме постепенно, год за годом, формируется духовный и душевный мир православного человека. Образа имеют огромное значение не только в процессе храмовых и домашних богослужений, но и при совершении почти всех бытовых действий -- от совместной трапезы до входа в квартиру и выхода из нее. Жизнь традиционного русского дома всегда протекала "под иконами". Не случайно именно эти предметы первым делом спасали при пожаре (вспомним выражение "хоть святых выноси…").
     В чем же принципиальное отличие иконы от портрета и зеркала с точки зрения организации среды обитания?
     Зеркало и портрет выражают фундаментальную для западного мира последних столетий идею однородности места и времени. За зеркальной и портретной поверхностью человек видит пространство, полностью подобное своему собственному. Тот мистический мир "зазеркалья", которому посвящено столько литературных фантазий, так же, как и виртуальный мир информационных систем, -- лишь обратное отображение обычного мира.
     Икона, напротив, соединяет два разнородных мира -- землю и небо, мир материальный и мир духовный. При помощи иконы Господь, ангелы и святые оказываются доступными и близкими нам. Современному человеку трудно понять радикальность основополагающего православного утверждения об иконах: "слава, воздаваемая образу, восходит к первообразу". То есть, обращаясь к иконе святого Николая Чудотворца, вы обращаетесь напрямую к самому Святителю, и он слышит вас и отвечает вам. Икона "интерактивна"! Причем ее "интерактивность" намного более последовательна, чем интерактивность мониторов, претендующих сегодня на то центральное место в среде обитания, какое раньше занимали портреты и зеркала.
     В противовес классическому, замкнутому на себе "буржуазному" интерьеру современное помещение стремится "открыться". Мониторы, игра с дверными проемами и окнами, устранение рам, свободные, неординарные решения перекрытий, оформление стен показывают эту тенденцию. Но "открывается" нынешний интерьер пока что явно не в сторону горнего мира… Экраны телевизоров соединяют людей не с сонмом ангелов и святых, а с иной, гораздо более прозаичной реальностью…

ДОМ И ХРАМ

В очень популярном на Древней Руси толковании на Шестоднев (история Творения мира Богом) святого Иоанна Экзарха Болгарского рассказывается, как "…во дворце сделано перекрытие посередине (между верхом и низом), так и Господь как бы построил единый храм между землей и небом и создал перегородку (перекрытие) -- второе небо…". Космос здесь уподобляется дому, а дом -- храму. Мир для человека подобен дворцу, а в своем жилище, как и в храме, человек должен приобщаться к Творцу и воздавать Ему подобающую славу. В этом случае дом, храм и мир в целом будут все больше напоминать человеку о Рае. Замечательный историк древнерусской архитектуры Михаил Петрович Кудрявцев показал, что и город Москва в целом строился по образу Небесного Града и самой своей структурой должен был задавать определенное отношение к жизни.
     Трудно даже представить, насколько далеко мы отошли от тех принципов, которые вдохновляли создателей и обитателей древнерусских домов. При разработке дизайна современного интерьера обычно исходят только из двух соображений: во-первых, функциональности, а во-вторых, художественного вкуса и оригинальности. О духовной же стороне при устройстве среды обитания почти всегда забывают. Проектируя детские комнаты, спальни и гостиные, не говоря уже об офисах, никто не вспоминает о возвращении в Рай. Жилище становится все более атеистическим. И в современной квартире часто для иконы не находится места: она, видите ли, совсем "не вписывается" в интерьер...
     И все же кроме тенденции обезбоживания интерьера существует и другая, способная при благоприятных условиях привести к противоположному результату. Сегодня наиболее "продвинутые" дизайнеры и фирмы-производители модельной мебели стараются тщательно изучать душевный мир, образ жизни и быт, привычки и духовные ориентиры заказчика, чтобы приспосабливать к ним свои изделия. Поэтому, учитывая нарастающее желание многих русских людей привести свою среду обитания в соответствие с духовными приоритетами, можно надеяться, что в ближайшем будущем появится новое направление в дизайне, которое будет стремиться воплощать в современных формах традиционные для России принципы.
     Дмитрий Другов

СОВЕТУЕТ БАТЮШКА

Икона -- это главная вещь в помещении. Она может быть большой или маленькой, но при этом должна как бы господствовать в пространстве комнаты или на столе, если речь идет о рабочем месте. Желательно размещать образа так, чтобы они были видны и от входа, и с максимального количества точек. И, конечно, перед иконой должно быть удобно молиться. Для этого дома полезно создать "святой" или "красный" (в смысле красивый) угол: небольшой -- в гостиной или столовой и побольше -- в личной комнате. На Руси богатые люди в своих жилищах устраивали даже особые молитвенные комнаты, часовни и домовые храмы.
     Оформляя помещение, нужно помнить, что его внешний и внутренний вид, цветовое решение, живые и неживые обитатели передают ваше восприятие мира, истории и культуры. Иерархия и гармония вашей души, сочетание национального и вселенского -- все это должно найти выражение в организации жилья. И наоборот. Внешняя среда способна оказывать самое серьезное воздействие на душу. Чем больше живого, природного и светлого, тем лучше. Поэтому когда вы приглашаете специалиста или консультанта по оформлению, будьте внимательны и придирчивы. Не всегда то, что модно и дорого, на самом деле хорошо и полезно.

Священник Максим Первозванский

"Русская цивилизация".11.03.2006.http://www.rustrana.ru/article.php?nid=19822

русский быт, тексты, интерьеры, русский стиль, традиции

Previous post Next post
Up