Когда рассматривал схему метро Бангкока, чтобы понять, как мне добраться до гостиницы, где я собирался остановиться, заметил новую станцию, которая называется Royal Thai Air Force Museum. Это неспроста, сообразил я. Похоже, в Бангкоке есть музей ВВС Таиланда. Оказалось, действительно есть. Я такие музеи люблю. До этого я уже был в Аэрокосмическом музее в Вашингтоне (
https://hitman77.livejournal.com/26573.html) и в музее ВВС Финляндии (
https://hitman77.livejournal.com/52034.html). А теперь вот побывал и музее Королевских ВВС Таиланда.
Добираться до музея очень просто, хотя и находится он довольно далеко на север от центра города. Музей располагается примерно в 100-200 метрах от станции метро. Музей бесплатный.
Музей содержит большую коллекцию самолетов и вертолетов, которые находились на вооружении Таиланда фактически с момента основания тайских ВВС. Расположены экспонаты в нескольких павильонах и на открытой площадке. У большинства экспонатов есть информационные таблички на английском языке. Но у некоторых экспонатов табличек нет. Еще там в павильонах часто такой свет, что как не пытайся свотографировать самолет, какая-нибудь лампа будет светить прямо в объектив. Так что фотки так себе.
1. Вход в музей.
2. При входе в музей в холле вот такой самолет. А дальше начинаются тематические залы.
Тайские ВВС появились в 1912 году. Первые пилоты учились у французов. Я, правда, не понял, их отправили обучаться во Францию или, может, они в Индокитае учились.
3. Биплан Breguet. Один из первых двух типов самолетов, состоявших на вооружении тайских ВВС. Второй был Ньюпорт. Таиланд закупил эти самолеты во Франции. А так же это первый самолет, построенный в Таиланде. Использовались с 1913 по 1919 год.
4. Бомбардировщик Paribatra. Это первый самолет, спроектированный и построенный в Таиланде. Когда-то Таиланд строил свои самолеты. Использовался с 1927 по 1940 год.
5. Истребитель Prajadhipok. 1929 год. Еще один самолет тайской разработки. Возможно, и последний самолет, который был разработан в Таиланде. По крайней мере, в музее, кажется, больше самолетов тайской разработки нет.
Один из залов посвящен Франко-тайской войне или Индокитайскому конфликту, как его называют в Таиланде. Оказывается, была и такая война. Проходила в 1940-1941 годах. Таиланд напал на французский Индокитай, который тогда подчинялся правительству Виши, с целью присоединения его к Таиланду. Вот так, Таиланд тоже пытался быть хищной агрессивной страной и вел захватнические войны. Да еще против хоть и колониальной армии ослабленной, но европейской державы. Кто бы мог подумать. По результатам войны Таиланду удалось присоединить к себе несколько провинций тогдашнего Индокитая, но в 1946 году пришлось все вернуть обратно. Сейчас это провинции Лаоса и Камбоджи.
6. Vought V-93S/SA Corsair. Создан в конструкторском бюро Chance Vought Corporation в США. Серийно производился с 1927 года. В США было построено более 450 самолетов данного типа и 72 единицы в Таиланде. В Таиланде состоял на вооружении с 1934 по 1950 год и использовался в войне с французским Индокитаем и во Второй мировой войне.
7. Curtiss Hawk III. Еще один самолет, применявшийся в Индокитайской и Второй мировой войнах.
8. На самолете Curtiss Hawk III использовалась так называетмая "пирамидальная" схема уборки/выпуска шасси. В фюзеляже самолета сделаны вырезы для стоек и колес. Чтобы убрать шасси лётчику требовалось совершить 40 оборотов лебедки, что занимало около минуты и в боевых условиях имело угрожающее значение.
9. Один из залов музея.
10. Boeing Model 100E. 1931 год. Находился на вооружении ВВС Таиланда с 1931 по 1949 год.
11. Учебно-тренировочный самолет Ki-55 Tachikawa производства Японии. Таиланд приобрел 24 таких самолета в 1942 году. Это один из двух сохранившихся самолетов данного типа. Второй находится в музее в Пекине.
12. Еще один самолет Второй мировой войны. Piper L-4J Grasshopper. Самолет связи и корректировщик. Правда, в ВВС Таиланда использовался уже после Второй мировой войны с 1947 по 1959 год.
13. Один из залов музея пафосно назван "In Defense of Liberty". Там представлена вот такая пропаганда.
14. Еще плакат.
15. Защищали Liberty тайцы на таких самолетах. Republic F-84G Thunderjet. Таиланд закупил 31 такой самолет в 1956 и 1957 годах. Использовались в ВВС Таиланда с 1956 по 1963 год.
16. F-5B Freedom Fighter. Самолет, активно применявшийся в многочисленных войнах, в том числе во Вьетнаме. Несколько тайских F-5 было сбито над территорией Камбоджи и Лаоса в 70-х - 80-х годах. Модификация B это учебно-тренировочный самолет. До сих пор стоит на вооружении Таиланда. В музее есть еще модификация A, но тот уже снят с вооружения.
Один из ангаров музея посвящен вертолетам.
17. Bell UH-1H Iroquois. Как написано на сопроводительной табличке, непосредственно этот вертолет был дважды обстрелян огнем с земли во время эвакуации раненых солдат с мест боевых действий во время антикоммунистических кампаний. Сняты с вооружения в Таиланде эти вертолеты совсем недавно, в 2021 году.
18. Этот вертолет не имел сопроводительной таблички.
19. Sikorsky S-58T.
20. Sikorsky H-34C/UH-34D Choctaw. Еще один вертолет, который применялся Таиландом в антикоммунистических кампаниях.
21. Westland WS-51 Mk.1A Dragonfly. Вертолет производства Великобритании. Это первый вертолет, который появился в Тайских ВВС. Находился на вооружении с 1950 по 1954 год.
22. Kaman H-43B Huskie. Вертолет c перекрещивающимися несущими винтами производства американской фирмы Kaman Aircraft Corporation. Еще один вертолет, активно применявшийся в антикоммунистических кампаниях. Как сказано на сопроводительной табличке, этот выставленный вертолет совершил множество героических вылетов, подбирая сбитых летчиков и раненых солдат из зон боевых действий. Загуглил что же за антикоммунистические кампании они имеют в виду. Таиланд, оказывается, участвовал в войне во Вьетнаме на стороне США. Ну и были еще пограничные стычки с Камбоджей и Лаосом. Но скорее всего, имеется в виду Вьетнам. Там Таиланд активное участие принимал.
23. Bell OH-13H Sioux.