"Левиафан" это те же "Особенности национальной охоты" - много водки, только не смешно.
Бывают фильмы тяжелые, но с определенным посылом на будущее- вот мол на, посмотри, осознай и измени свое отношение, взгляды, действия.
Есть другая категория фильмов, тех что несут в себе переизбыток жестокости, даже в некоторой степени мерзости, при этом оставляя вязкий осадок задумчивой горечи, которая способна побудить зрителя все к тому же изменению себя.
А есть фильмы под лозунгом "Очевидные очевидности от капитанов О!". И как не странно " Левиафан" как раз таки оказался именно таким.
Вокруг картины развернулись большие дебаты, смотревшие разделились на два лагеря: тех кто относится Положительно и не устает восхвалять талант режиссера, распинаясь о глубоком смысле ленты и чрезвычайно важном подтексте, и те кто выступает категорически Против, считая, что сюжет переполнен чернухой и все это "прозападные реверансы", с целью опять таки очернить Русь-матушку.
Но самое печальное, что ни те, ни другие не правы. Фильм банален, однообразен, безыдеен и главное пуст. Звягинцев пошел по проторенным дорожкам, кои видны в каждом эпизоде:
- Русская водка?! Ну так этим уже давно не удивить, ни западного, ни тем более отечественного зрителя, начиная года эдак с 1995, когда образ русского Вани-алкаша уверенным тяжеловесом промаршировал и укоренился в российском кино.
- Коррумпированность чиновников?! ребята, это смешно, ЭТИМ в современном мире можно поразить разве, что папуасов живущих в лесах Амазонки и незнающих о примитивном построении политического общества.
- Загнивающая глубинка?! Пожалуй этим могут поразиться разве что иностранцы, в голове которых никак не может уложиться логическая цепочка Страна богатая ресурсами и бедность населения. Но и это уже уходит в прошлое, достаточно гостям из-за бугра проехаться трипом по России и посмотреть на то, как живут обычные граждане Необъятной. Для коренного населения данный факт не является чем-то сверх и воспринимается в формате обыденной реальности, от которой убежать сложно,но все таки можно, главное не попасть под дружное распитие беленькой.
- Лжепастыри и продажность церкви?! Ну тут я даже писать ничего не буду, потому как вся история Государства Российского ясно и четко дает нам ответы по этому пункту. (Особо конечно доставили диалоги мэр-владыка "наставление и поучение". Привет Копполе и Пьюзо).
Благими намерениями вымощена дорога в ад. Хотели как лучше, а получилось как всегда. Именно это характеризует действия главных героев. Мэр, совершающий вроде бы как благодеяние, которое в итоге влечет за собой крах судеб "трагизм" ситуации.
В этой работе нет никакой чернухи, обычный захолустный городок, прозябающий в нищете, коррупции и произволе властей, ежедневно хлещущий водку и живущий без надежд на светлое будущее. Обычная российская действительность.
Восхвалять эту картинку все равно, что ставить памятник своей безнравственности, недостаткам и слабостям.
Еще одним показателем провальности ленты, лично для меня, стало изобилие мата. Я не ханжа и русский мат уважаю. Он хорош и уместен в определенные моменты. Но нужно им уметь пользоваться и владеть. Звягинцев же, напихал примитивные и убогие слова без особой на то надобности и "лишь бы было, это ж русские мужики, они ж такие суровые, бухают и матерятся". Мат должен усиливать смысл сказанного, подчеркивать настрой говорящего, придавать его словам твердую уверенность, а тут мы видим неприятную пошлятину, которая скорее отталкивает, нежели убеждает.
Скучно, пресно, затянуто и ни о чем. Получить награды за такую примитивную ленту можно только при определенных политических раскладах, в которых мы с вами сейчас и прибываем. Печально.