Поскольку тут некоторые спрашивают, некоторые недоумевают - изложу свою позицию по актуальному вопросу. Во-первых, я, естественно, не украинец, хотя и испытываю по отношению к украинскому народу определенные родственные чувства, а также - не националист, уже хотя бы потому, что знаю всю условность межэтнических границ в Европе. При этом в своей оценке нынешней ситуации в Украине я, в кои-то веки, вполне солидарен с украинским греко- и римо-католическим епископатом, что весьма для меня утешительно. И вообще говоря, когда люди массово цепляют на карманы разгрузок розарии, а со сцены почти нон-стопом звучат молитвы, у меня нет особых вопросов на тему «кто тут свой, а кто - чужой».
Однако же заметную силу на Майдане представляли собой украинские националисты, так называемые бандеровцы. Это и респектабельная парламентская партия «Свобода» (больше 10% голосов на парламентских выборах), и независимый «Правый сектор» под началом брутального Дмитро Яроша. Последний, кстати, при всей своей специфичности, выглядит гораздо приятнее. При этом: во-первых, не надо считать, что «бандеровцы» - это и есть весь Майдан. Самые громкие - да; самые подготовленные к реальным боевым действиям - вполне возможно. Но, как справедливо указала Ольга Чигиринская, «Правый сектор» поставил только одну из почти сорока «сотен» самообороны. Немаловажно и то, что Ярош является противником евроинтеграции, а Майдан в целом скорее за нее. (Хотя, понятно, дело давно уже не в ЕС, и многие успели в нем разочароваться за прошедшие три месяца).
На полях: А вот если бы Янукович в ноябре решил всё-таки кинуть не ЕС, а Путина, и подписал бы в Вильнюсе бумагу! Либералы были бы рады, а националисты - очень даже наоборот, и вполне возможно, что пошли бы митинговать и даже, может, что-нибудь штурманули бы. Зуб даю, что эти ужасные русофобские бандеро-эсесовцы вмиг бы превратились в милых и добрых няшечек и практически защитников русского мира от гомосексуалистов... конечно, только в глазах российских телезрителей.
Тем не менее, и «Свобода», и «Правый сектор», и другие национально-ориентированные структуры определенную роль в украинском освободительном движении играют, это очевидно. Давайте посмотрим на них повнимательней.
Степан Бандера «довоенного разлива» был, разумеется, террорист, и в этом качестве его и других радикалов осуждало в том числе и руководство Украинской Греко-Католической Церкви во главе с митрополитом Кир Андреем Шептицким. В Польше Бандера был приговорен к смертной казни, которую по амнистии заменили пожизненным заключением. Всего по разным делам он имел семь пожизненных сроков, и я бы не сказал, чтобы все их он имел зря. На счету УПА, как и у любой другой фракции, участвовавшей во Второй мировой войне, множество преступлений. Гитлер - это Освенцим, Союзники - бомбардировка Дрездена, СССР, чтобы не далеко ходить - массовые бессудные убийства заключенных на территории той же Западной Украины как до 22 июня, так и в первые дни после него. УПА в этом списке занимает не самое почетное место со своей Волынской резней. Также и польские юниты в ряде случаев уничтожали украинское мирное население; например, 10 марта 1944 года бойцы АК и Батальонов хлопских перебили, по разным оценкам, от 200 до 1300 гражданских - украинцев и русинов - в селе Сахрынь (Сагрынь), 2-3 марта 1945 г. в селе Павлокома бойцами АК было расстреляно 366 украинцев во главе с греко-католическим настоятелем о. Володимиром Лемцьо - не убивали только мальчиков до 5 лет и девочек до 7 лет. И так далее. Каждой из многочисленных сторон, участвовавших во Второй мировой войне, можно много чего предъявить.
Однако вот что
пишет в своем обращении к украинцам польская правая организация «Narodowcy»: «Чтобы идея центральноевропейского сотрудничества могла осуществиться, нам необходимо рассчитаться с нашим прошлым, часто тяжелым для наших народов. Для поляков весьма болезненной раной является геноцид на Волыни. (...) Память о жертвах того времени является для нас вопросом наших правил, правды и чести. Вам нужно знать, что ни политика Второй Речи Посполитой [т. е. межвоенной Польши], ни ответные акции польского подпольного сопротивления не оправдывают убийства наших земляков. В этом вопросе мы не отступим ни на шаг. Однако эта позиция не направлена против современных украинцев. Мы понимаем, что вы почитаете УПА, черно-красные цвета которой сегодня реют над Майданом, не за убийства на Волыни, а за ее борьбу против красного и немецкого оккупантов». Дальше предлагается вести по этому вопросу цивилизованную дискуссию.
(Кстати, на полях такой вопрос к российской общественности: вот Бандера плохой, резал поляков и заодно евреев. А Богдан Хмельницкий - хороший? На территории, охваченной его восстанием, еврейские общины исчезли полностью, да и польским не поздоровилось. И как-то ничего страшного: улицы в двух десятках российских городов - в Москве Маросейка носила имя Богдана Хмельницкого до 1990 года, когда ей вернули историческое название, советский орден, памятники и изображения на марках и в московском метро. Как насчет осудить?)
Не всякий, кто благоговейно смотрит на портрет Бандеры или поднимает черно-красный флаг, является приверженцем терроризма и этнических чисток. Иначе пришлось бы сказать, что каждый, кто на 9 мая повяжет «георгиевскую» ленточку - идейный сталинист, строитель нового ГУЛАГа и одновременно насильник и грабитель мирного населения Кенигсбергщины и Берлинщины. УПА - это их, западно- и центрально-украинское, дедывоевали. Ну, извините, не НКВД, а УПА, ничего не поделаешь.
А за что же они, собственно, выступают? Я не знаю, может быть, ночью у себя в подвале загородного дома Дмитро Ярош пьет кровь русскоязычных младенцев, наколотых на гербовый тризуб. Но публично он говорит следующее: «Наше отношение к русским такое же, как и к другим представителям национальных меньшинств, целиком вписывается в методологию, предложенную Степаном Бандерой: побратимство к тем, кто вместе с нами борется за державность украинской нации, толерантность к тем, кто признает наше право быть хозяевами на своей земле, вражеское к тем, кто это право оспаривает». (Я, откровенно говоря, не знаю, действительно ли С. Бандера предлагал такую методологию, но, как уже было сказано выше, и не считаю это особенно важным). «Призываем всех граждан Украины, независимо от национальности и языка общения присоединяться к революционной борьбе. Вместе - сместим преступный режим, который эксплуатирует и уничтожает украинское общество, не обращая на внимание на национальность того или иного гражданина». Цит. из обращения политсовета «Правого сектора» к русским и русскоязычным гражданам Украины. Кстати, до кучи, пресс-секретарь «Правого сектора» - русский, уроженец Москвы, прихожанин Московского Патриархата и выпускник того же журфака МГУ, что и я (на несколько лет позже) - Артем Скоропадский.
Или вот хорошо снятый видеоролик, который так и называется: «За что борется «Правый сектор».
Click to view
Тут что-то кому-то может не понравиться, но уж точно я не вижу здесь никакого нацизма. Если, конечно, не считать нацистскими короткую стрижку, военный свитер и кулаки на столе.
Есть два вида национализма. Один можно свести к формуле «ненавижу всех соседей». Другой - это любовь к своей нации и желание ей добра, что предполагает также и всяческое ее очищение. Вот лозунг «русский - значит трезвый»: чем он плох? Я не русский, но ничего против не имею того, чтобы русские не пили лишку. Даже если им для этого надо противопоставить себя каким-то другим народам, которые, видимо, пьют. Так же и украинский национализм, если он предполагает не ненависть и агрессию по отношению к другим народам Украины и мира (русским, полякам, венграм, цыганам, евреям, грекам, румынам... их там в Украине много), а предполагает, что гордость за свое украинство должно побуждать человека становиться лучше и делать лучше окружающую действительность такой национализм не вызывает у меня никаких негативных чувств.
* * *
Это было «кто виноват». Теперь перейдем к «что делать».
На мой скромный взгляд, благополучие Украины возможно только при достаточном уровне субсидиарности. Субсидиарность - общественно-правовой принцип, включенный в том числе в традиционное социальное учение Католической Церкви, согласно которому любой вопрос должен решаться на том уровне, на котором он может быть эффективно решен, и не выше. (Это, впрочем, относится не только к Украине, а и к любой другой стране). То, что можно решить на уровне собрания жильцов такого-то дома, должно быть решено именно там, а не в Киеве (или в Москве). Нельзя на уровне дома - решаем на уровне муниципалитета, нельзя на уровне муниципалитета - решаем на уровне района, далее - области, и т. п. Этот принцип если не снимет, то, по крайней мере, значительно смягчит проблемы этнических меньшинств в районах их компактного проживания. Человек - хозяин своего дома, а государство существует только для оказания людям определенного спектра услуг. И, в принципе, компактно проживающая группа, достаточно большая для самоорганизаци и самообеспечения, вправе отказаться от таковых услуг и расстаться с тем или иным государством. (Разумеется, при соблюдении интересов всех других людей, проживающих на этой территории - так, чтобы не получалось ни беженцев, ни этнических чисток; впрочем, если новое государство тоже будет субсидиарным, их и не получится).
При этом как гражданин и житель РФ, я решительно против попыток присоединить Крым к Российской Федерации или как-то еще его обслуживать за счет российского бюджета. Самостоятельность - пожалуйста, но за свой счет, а к нам - не надо. Донбасса, самого дотационного из всех дотационных регионов Украины, это касается еще в большей степени.