Кортес-избавитель

Aug 14, 2013 01:00

«Omnes dii gentium daemonia», «все боги язычников суть бесы» (Пс. 96:5 по Вульгате) - мы знаем эту максиму в теории, но нам, выросшим на романтической ревизии древних культур Европы, не так легко ее принять. Отважные в своем ледяном величии асы, изящные и мудрые олимпийцы, даже лукаво подмигивающие из лесной чащи божки финно-угров и уж, конечно, ( Read more... )

photos, mother europe, stories, facts

Leave a comment

solovushka August 14 2013, 08:42:51 UTC
Ммммм... А воспринимать их как валар нельзя-нельзя? :-) Просто поставив их на соответствующее место после Эру. Просто традиция относить всех необычных существ именно к злым бесам мне кажется странной, на самом деле, в свете свидетельств об эльфах-христианах, например. Не, наверняка многие боги действительно были бесами, они же требовали человеческие жертвоприношения:-) Но идея ангелов, заботящихся о мире, делающих личный вклад в сотворение мира и тд, мне лично весьма симпатична.

Reply

hithlin August 14 2013, 09:57:09 UTC
Мне тоже эта идея симпатична, а еще я сторонник теории о примитивном монотеизме. В принципе, можно сказать также, что это не боги требуют жертв, а люди в своем искаженном сознании приписывают им такое желание; и/или что представления о богах - это отголоски неких реальных, но нисколько не сверхъестественных фактов (тот же Кецалькоатль в первой итерации был вполне себе человеком, великим вождем тольтеков; нечто подобное пишет и Снорри Стурлусон об Одине). При том, что я вообще не склонен проводить такую четкую границу между "естественным" и "сверхъестественным". И вообще надо заметить, что хотя и Вульгата, и церковно-славянская Библия говорят в переводе этого псалма о демонах, Синодальная Библия, опираясь, вероятно, на другой еврейский текст, употребляется слово "идолы", которым переводит еврейское слово, означающее буквально "нечто пустое, бессмысленное". То есть в этом варианте речь идет не о противопоставлении Бога и реальных бесов, а скорее о противопоставлении реально существующего Бога и выдуманных (или, по крайней мере, не ( ... )

Reply

kurt_bielarus August 14 2013, 11:35:40 UTC
Но есть же другой фрагмент с "Богом, которого вы почитаете, сами того не зная".
А это несомненно были а)язычники, б) один из их богов.

Довольно логично предположить, что боги язычников - это и демоны, и разнообразные искаженные представления об Боге и Его ангелах. Это если не предположить, что за некоторыми "богами язычников" вообще нет ничего кроме фольклора о деревьях, ветрах и кузнечном ремесле.

Reply

hithlin August 14 2013, 11:39:59 UTC
В общем, да, как-то так.

Reply

kurt_bielarus August 14 2013, 13:16:16 UTC
Противоречие можно, наверное, разрешить, если считать, что «Omnes dii gentium daemonia» - именно о тех сверхестественных сущностях, которые действуют под масками языческих богов. А не о любых представлениях язычников о божественном.

Reply

hithlin August 14 2013, 14:08:44 UTC
Да; или же что тут речь идет о демонах, которым поклонялись (и тоже с человеческими жертвами) именно те народы, с которыми соприкасались древние иудеи.

Reply


Leave a comment

Up