24. IV. S. Fidelis de Sigmaringa Mart., III cl.

Apr 24, 2013 19:43

Святой Фиделий Зигмарингенский родился, как вы понимаете, в Зигмарингене - на юге нынешней Германии, а в то время - в только что образовавшемся графстве Гогенцоллерн-Зигмаринген, в 1577 или 1578 году (как говорят, 1 октября), и звали его не Фиделием, а Марком Роем. Отец его, Иоганн Рой, был, как-никак, бургомистром, и сын пошел по юридической части: изучал право и философию в немецком - не в швейцарском - Фрайбурге, потом сам там же преподавал какое-то время в университете. Причем - вы можете себе представить средневекового студента, чтобы тот не пил вина? А вот Марк Рой - не пил, да еще и носил власяницу, и вообще славился скромностью, кротостью нрава и целомудрием. В 1604 году 27-летний Марк отправляется в долгое путешествие по Франции и Италии в качестве наставника нескольких юношей. В 1611-м - возвращается во Фрайбург, чтобы получить степень доктора «обоих прав» (гражданского и канонического) и начать карьеру адвоката. То есть, подводим итог - вполне состоявшийся господин в расцвете сил, хорошего происхождения, образованный, повидавший мир, с неплохими перспективами. Правда ведь, самое время уйти в монастырь? [Именно так.]

Именно так. Марк Рой вступает в орден капуцинов - ветвь францисканцев, отличающуюся особой строгостью устава и, в те времена, не самой выдающейся образованностью многих своих братьев. Можно предположить, что на их фоне брат Фиделий, «верный» - такое имя дает ему настоятель - выделяется своей ученостью; по крайней мере, уже 4 октября 1612 года, в день св. Франциска, он, успев изучить всё, что нужно для рукоположения в священный сан, совершает во Фрайбурге свою первую Св. Мессу. После монашеского новициата его отправляют в Констанц проходить курс теологии под началом первого капуцина-поляка о. Яна-Баптиста Дембиньского, а затем делают настоятелем - гвардианом - капуцинских общин по очереди в нескольких городах, последним из которых оказывается Фельдкирх. Мест под таким названием в немецкоязычных странах немало, но в нашем случае речь идет о том из них, что расположен на самом западе нынешней Австрии, на реке Илль.



Алтарь в монастырской церкви изображает св. Франциска
в объятиях распятого Христа. (clickable)
Фельдкирх стоит более или менее в низине, а югу от него, за лесом, поднимаются горы. Там, в горах, лежал в ту пору мятежный край Граубюнден, веками воевавший с собственным епископом. Одни здесь представляли «австрийскую» партию, та сохраняла католическую религию; другие - «французскую», она предпочитала реформатство - кальвинизм. То и дело вспыхивали кровавые стычки, а то и полномасштабные боевые действия - тем более, что граубюнденцам не терпелось поучаствовать в начинавшейся тогда Тридцатилетней войне...

На этом фоне Иоганн Флюги, епископ Кура - граубюнденской столицы, просил капуцинов о помощи. Просил уже давно - с 1614 года, но лишь в начале 1621 г. генерал ордена смог, наконец, выделить нескольких монахов, которые бы сделались миссионерами там, в самом сердце Европы. Позже к ним присоединился и отец Фиделий, за которым осталась при этом и должность гвардиана; всего их было девять человек. С собой он взял только распятие и три книги - Библию, бревиарий и орденский устав, в остальном полагаясь на Провидение.

Иных капуцинам удалось обратить, благо и опыт уже был - еще раньше отец Фиделий и в проповедях, и в написанных им памфлетах опровергал кальвинистскую и цвинглианскую ересь и сколько-то душ сумел вернуть в Церковь. Но тогда ему, по крайней мере, не грозила физическая опасность; теперь же он проникал всё глубже в пораженные ересью районы - туда, где давно уже не ступала нога католического священника, и ему прямо угрожали смертью. Если на людей попроще реформаты не обращали такого уж большого внимания, то переход в католичество Рудольфа де Сали - самого влиятельного человека в Куре, еще недавно командовавшего местным ополчением - поднял уже очень серьезную волну недовольства. Де Сали публично отрекался от ереси, его примеру следовали многие. Успех был очевиден, а это не могло не вызвать ответной реакции. Защитить капуцинов могли только австрийские солдаты. Но долго ли на них можно полагаться?

С тех пор, как отец Фиделий поступил в орден, он - как сам признался кому-то из собратьев - всегда молился о двух вещах: о том, чтобы не совершить никакого смертного греха, и о том, чтобы однажды умереть за веру. Не знаю, как насчет первого; второй же из этих даров был ему дан.

В течение Великого Поста 1622 года он проповедовал, как говорят, с особым рвением; на Пасху вернулся в Фельдкирх, чтобы принять участие в капуцинском капитуле. Только что созданная в Риме Свящ. Конгрегация распространения веры (de Propaganda Fide) официально назначила его главой граубюнденской миссии. Покидая обитель, он говорил, что предчувствует скорую мученическую гибель; в Граубюндене миссионеров «приветствовали» криками: «Смерть капуцинам!» 24 апреля в местечке Грюш недалеко от нынешнего курорта Давос он исповедался одному из собратьев, совершил Мессу и прочел проповедь - в конце вдруг смолк и замер, обратив взор к небу, и так какое-то стоял, после чего предрек, что смерть уже близка. Какие-то последние свои письма он подписал: «P. Fidelis, prope diem esca vermium» - «Отец Фиделий, в скором времени - пища червей». Из Грюша отправился в Зевис; спутники заметили, что он отчего-то особенно весел. В Зевисе зашел в церковь и стал проповедовать, тут в него выстрелили из мушкета. Перед церковью же завязалась свалка, в ходе которой убили нескольких солдат-австрийцев. Кто-то - одни говорят, что из католиков, другие - что из кальвинистов - предложил увести священника в безопасное место, тот поблагодарил, но отказался, говоря, что смерть ради Бога будет ему только радостью и приобретением.

Он вышел из церкви и двинулся было по дороге назад в Грюш, однако же его перехватили мятежники, человек двадцать во главе с реформатским проповедником; назвали лжепророком, но, однако, предложили добровольно принять их реформированную религию - тогда, мол, убивать не станем. «Я послан, дабы искоренять ересь, а не принимать ее, - ответил капуцин. - Католическая религия есть вера всех веков, а смерти я не боюсь». Ударом в голову его свалили наземь, он поднялся и, стоя на коленях, раскинув крестом руки, произнес: «Прости врагов моих, о Господи - они слепы от страсти и не знают, что творят. Смилуйся надо мной, Господи Иисусе. Мария, Матерь Иисусова, помоги мне...» Потом его долго били, расколов череп, и отсекли левую ногу - не ходи, мол, по нашей земле со своими проповедями.



Деревянный реликварий с изображением мученичества св. Фиделия.
Фельдкирх. (clickable)
Свидетельницей гибели святого стала одна женщина-католичка, что пряталась неподалеку; когда мятежники ушли, она подобралась к телу отца-капуцина и увидела, что глаза у него открыты и глядят в небо. На следующий день его похоронили.

Вскоре австрийские войска заняли Граубюнден. Тело мученика нашли спустя шесть месяцев после его смерти нетленным, только голова и левая рука лежали отчего-то отдельно от туловища. Их перенесли в Кур и с большою торжественностью положили под главным алтарем собора, а все прочие части доставили в монастырь капуцинов в Фельдкирхе. Проповедник-кальвинист, руководивший убийством о. Фиделия, раскаялся и публично отрекся от ереси. По заступничеству св. Фиделия и у его мощей стали происходить чудеса - сотни чудес.



Изображение св. Фиделия и частица его мощей в реликварии.
Декрет о беатификации первого мученика-капуцина (и первого мученика Конгрегации распространения веры) был подписан Папой Бенедиктом XIII в 1729 году. В 1746 г. Папа Бенедикт XIV провозгласил его святым. День его памяти в Римском Мартирологе - 24 апреля. Традиционно он изображается в капуцинском одеянии, с атрибутами мученика, раной на лбу и шипастой дубинкой или большим мечом.

В наши дни Граубюнден (Гризон) - один из 26 кантонов Швейцарской конфедерации. Протестантов в нем по-прежнему много, но католиков всё-таки больше (41% и 47% по данным на 2008 год).

Deus, qui beátum Fidélem, seráphico spíritus ardóre succénsum, in veræ fidei propagatióne martýrii palma et gloriósis miráculis decoráre dignátus es: ejus, quǽsumus, méritis et intercessióne, ita nos per grátiam tuam in fide et caritáte confírma; ut in servítio tuo fidéles usque ad mortem inveníri mereámur. Per Dóminum nostrum Jesum Christum, Fílium tuum: Qui tecum vivit et regnat in unitáte.

* * *
А у кого сегодня именины? А, например, у Фиделя Кастро, кстати, тоже юриста по образованию. Очень даже повод помолиться о его обращении, я полагаю.

politically incorrect saints, stories, facts, liturgy

Previous post Next post
Up