Восемьсот лет исполняется сегодня со дня одного из самых известных и, пожалуй, самых важных сражений времен испанской Реконкисты. Речь идет о битве, состоявшейся 16 июля 1212 г. при Лас-Навас-де-Толоса, в узкой долине между андалузскими холмами. Соединенные войска христианских королевств разгромили тогда огромную армию мавров.
Неподалеку от места той битвы стоит сейчас памятник - он, кстати, как ни странно, открыт был уже не при Франко, а в 1981 году. Вот он:
Справа налево:
Санчо VII (1154-1234), прозванный «Сильным» (исп. Sancho VII el Fuerte, баск. Antso VII.a Azkarra по-баскски) - король Наваррский. Командовал левым крылом христианского войска. Как я
однажды уже писал, в битве при Лас-Навас-де-Толоса король Санчо подскакал к шатру арабского эмира Мираммолина и разрубил мечом цепи, которыми были скованы окружавшие шатер на манер живого щита рабы. Эти-то цепи и изображаются с тех пор в гербе Наварры, вместе с изумрудом, который Санчо VII выдрал из шлема эмира. Расположение их, однако, подсказывает сравнение с традиционным баскским орнаментом «Солнце смерти», который, возможно, был изображен на щитах наваррских рыцарей.
Альфонсо VIII (1155-1214), прозванный «Благородным» (Alfonso VIII el Noble) - король Кастильский. Командовал центром христианского войска. Нам известен не в последнюю очередь как отец Бланки Кастильской и, соответственно, дед святого Людовика Французского. Другая его дочь впоследствии вышла замуж за Хайме I Завоевателя (исп. Jaime I el Conquistador, кат. Jaume el Conqueridor) - арагонского короля, сына Педро II, который (сын, а не сам Педро) воспитывался до смерти отца у Монфора. В гербе Кастилии, естественно - за́мок, давший этой стране название.
Педро II (1174/1176-1213), прозванный «Католиком» (исп. Pedro II el Católico, кат. Pere el Catòlic) - король Арагонский. Командовал правым крылом христианского войска. Несомненно, самая трагическая фигура эпохи Альбигойских войн. Чуть больше, чем через год (12 сентября 1213 г.) он погибнет в битве против крестоносцев под Мюре, которая станет как бы печатью под написанным при Навас-де-Толоса: победа одерживается не числом, а правотой. Здесь мавры превосходят христиан в два или три раза - и христиане побеждают; там соединенные войска Раймона VI, Педро Арагонского, графов Комминжа и Фуа и виконта Каркассона составят две с половиной или три тысячи конных - против тысячи у Монфора, десятки тысяч пехоты - против монфоровых нескольких сотен... но потерпят сокрушительное поражение. В гербе Арагона - в золотом поле четыре красных столба.
Дон Родриго Хименес де Рада (Rodrigo Ximénez de Rada, ок. 1170-1247) - архиепископ Толедо. Никак не прозванный, и герба (на памятнике) тоже не имеет, поэтому его мы отобразим гербом архиепархии - конечно, более поздним. Человек большой учености, один из «сыновей Европы», каких в ту пору было много - родился в Наварре, учился в Болонье и Париже, епископствовал в Кастилии, умер на реке Роне, возвращаясь с Первого Лионского (XIII Вселенского) Собора. Историк, деятель не только религиозный, но и культурный. Он убедил Папу Иннокентия III придать освободительной войне против мавров в Испании статус Крестового похода, а это означало не только духовные плоды деяний ее участников, но и папскую защиту их собственных владений от нечистых на руку соседей, то и дело норовящих под шумок ухватить себе кусочек, пока хозяин занят Реконкистой.
Диего Лопес II де Харо (1162-1214), прозванный «Добрым» (Diego López de Haro «el Bueno») или иногда «Недобрым» («el Malo») - сеньор Бискайский. По происхождению баск. Один из важнейших «магнатов» Кастилии и брат королевы Леона, он имел с королем Альфонсо VIII довольно сложные отношения и не раз побывал в изгнании, откуда, впрочем, возвращался каждый раз богаче и влиятельней, чем был. В битве при Лас-Навас-де-Толоса он командовал большим кастильским отрядом. Как говорят, король предназначал ему быть регентом при своем сыне, будущем Энрике I, но дон Диего умер за несколько недель до смерти самого короля, и о 10-летнем наследнике пришлось заботиться его старшей сестре. Забота была, видимо, так себе - спустя еще три года мальчик-король погиб от упавшей ему на голову с крыши черепицы. В гербе рода де Хара мы видим двух черных волков, несущих каждый в пасти по ягненку.
В битве при Лас-Навас-де-Толоса участвовали также войска из Леона, Португалии и Франции (эти последние состояли из участников альбигойского похода, у которых на их собственном фронте по ту сторону гор было в то время затишье), а также отряды духовно-рыцарских орденов. Среди погибших были знаменосец ордена Калатравы Педро Гомес де Асеведо, коммендатор ордена Саньтяго Альфонсо Фернандес де Валлядарес, магистр того же ордена Педро Ариас (умер от ран 3 августа), магистр потругальских тамплиеров Гомес Рамирес. Руй Дас, магистр ордена Калатравы, был так тяжело ранен, что ему пришлось выйти в отставку.
Еще одна фигура перед монументом изображает пастуха, указавшего христианским войскам путь через горы, в обход ловушек, расставленных для них Мираммолином. За спиной же у королей - стелы, возносящиеся к небесам и символизирующие в то же время сами эти горы. Между горами же - крест.
Битва при Лас-Навас-де-Толоса не принесла испанцам немедленных выгод, но навсегда подорвала влияние Альмохадов. Кроме того, она позволила Кастилии возвыситься над другими христианскими государствами Испании и определила ее решающую роль в последующем объединении всей Испании.