Династическая составляющая карлизма

May 02, 2012 00:07

"Этим полукреслом мастер Гамбс начинает новую партию мебели", т. е. - я попробую сделать серию постов о карлизме.

Как известно, предлогом для возникновения карлизма и для карлистских войн, сотрясавших Испанию в XIX веке, был вопрос о престолонаследии: так называемая "прагматическая санкция", принятая королем Фердинандом VII в 1830 г., сделала его наследницей малолетнюю инфанту Изабеллу. Это шло вразрез с древним салическим законом, которого до тех пор придерживались испанские Бурбоны и согласно которому наследование не переходит по женской линии. Поэтому по смерти короля претендовать на престол стал его младший брат, дон Карлос граф де Молина, по карлистской версии - король Карл V (откуда и само слово "карлисты").

Однако создается впечатление, что для карлистского "rey legitimo" ("законного короля") не столь важно его происхождение, сколько то, чтобы он был "правильным" с идейной точки зрения. Карлисты поддержат того, кто лучше соответствует их представлениям о прекрасном, даже если с чисто генеалогической точки зрения прав больше у другого. Первый звоночек в этом направлении прозвенел в 1864 году, когда дон Хуан (Иоанн III), имевший наклонности скорее либеральные, в плохом смысле этого слова, обнаружил, что его родная мама, Мария-Тереза Португальская, не только возглавляет карлистское движение de facto, но и объявила, что король теперь не он, а его старший сын, 16-летний Карлос (Карл VII). Дон Хуан потянул резину еще года четыре, после чего подписал декрет о собственном отречении в пользу сына.

В 1936 году умер Альфонс Карл I - последний прямой потомок дона Карлоса Старого (первого дона Карлоса - Карла V) по мужской линии. Сам он был наследником своего племянника, Иакова III (дона Хайме), который, среди всего прочего, был подполковником гродненских гусар, но об этом как-нибудь в другой раз. А важно в данном случае то, что в своих манифестах уже очень пожилой Альфонс Карл I писал, что ему унаследует "любой, кто следует за мною согласно салическому закону и принимает наши фундаментальные положения о fueros". (Что такое "fueros" - "вольности" - я тоже когда-нибудь напишу). Не просто "кто следует за мною по салическому закону", а "кто принимает наши фундаментальные положения"!

А дело в том, что по салическому закону за Альфонсом Карлом следовал, видимо, Альфонс XIII - "конституционный король" Испании. Он занимал трон как внук Изабеллы II (его отец Альфонс XII был ее сыном) и в то же время происходил по прямой мужской линии от короля Карла IV. Правда, на тот момент Альфонс XIII был свергнут с престола и пребывал в изгнании (а в Испании была II Республика - та самая, с правительством которой воевал Франко), но когда это кого останавливало.

Однако - однако! - Альфонса XIII поддержала только небольшая часть карлистов, поскольку взгляды его были... ну, не те у него были взгляды, в общем. Большинство же пошло за принцем Хавьером Бурбоном-Пармским, которого Альфонс Карлос назначил регентом. А был этот принц хоть и Бурбоном (да не тем - из совсем другой ветви), но, главное - всего лишь племянником жены Альфонса Карлоса, причем имевшим огромное количество старших братьев. В общем, седьмая вода на киселе - зато идейно правильный.

И вот этот самый Хавьер регентствовал 16 лет (в качестве регента он успел послужить в бельгийской армии, поскрываться в лесах от вишистов и посидеть в Дахау). Затем всем это надоело, и в 1952 году он был объявлен королем. Племянник жены предыдущего.

Едем дальше: у Ксаверия I было два сына - Карлос-Уго и Сиксто-Энрике. Идейные разногласия между ними начались еще при жизни отца (умершего в 1977-м), причем отец поддерживал того из братьев, кто в данный момент успевал первым забрать его из больницы. Но, в конце концов, Карлос-Уго был старшим. Он и стал карлистским королем, а после него - его сын, тоже, естественно, Карлос (р. 1970). Но! - Но Карлос-Уго и его сыновья придерживаются левых взглядов, поэтому карлисты в большинстве своем поддерживают Сикста-Генриха, регента и знаменосца Традиции (abanderado de la Tradición). Поскольку, как уже не раз было сказано, не важно, кто тут больше Бурбон, а важно, кто придерживается наших, значит, традиционных карлистских ценностей - "Dios, Patria, Fueros, Rey" ("Бог, родина, вольности, король").



Дон Сиксто-Энрике, знаменосец Традиции
Дон Сиксто-Энрике не объявляет себя королем, поскольку надеется, что кто-либо из его племянников осознает и покается. Но пока что никто из них не осознаёт. Впрочем, и если бы объявил - толку было бы не так много, поскольку собственных сыновей у него нет. Я думаю, что в ближайшие годы карлизм окончательно утратит свою династическую составляющую и преобразуется во вполне обычную правую католическую партию (или, скорее, движение), каких так не хватает Испании и Европе.

social, carlism

Previous post Next post
Up