Я уже скоро завершу (надеюсь) эту бесконечную череду кавказских постов (тем более, что завтра вообще уезжаю и приеду только к сентябрю), потерпите, пожалуйста :-).
Искал материалы по осетинской этнографии на слово «кударцы» (кударцы - это одна из этнографических групп, составляющих, собственно, осетинский народ; насколько я пока что понимаю, кударцами в обиходе называют всех осетин, живущих к югу от Большого Кавказа, т. е. в Грузии, хотя это и не совсем правильно - там не все кударцы, есть и еще другие осетины). Ну так вот. Ни в коей мере не разделяю мнение автора, но просто хочу продемонстрировать наличие такого вот факта:
http://talks.guns.ru/forummessage/33/349350-13.html «Коротко о себе: я осетин, всю жизнь живу в Северной Осетии, во Владикавкзе.
Коротко о осетинах: среди осетин существует 3 диалекта: дигорский, кударский и иронский. Дигорцы и иронцы(собственно осетины) живут в Северной Осетии, а кударцы на Юге. Многие из вас жалеют бедных кударцев, мол ночью их обдолбили, бедные они несчастные, надо бы им приют в России дать. Все это так. Но!Большая часть из них хотят остаться в Северной Осетии, а это примерно 30000, а нам они нафиг здесь не нужны!!!!Объясню почему:когда в 92г Гамсахурдия начал их геноцидить все тогда тоже их жалели и особенно их северные братья по разуму, мол, бедные кударцы, да как вы смеете, на что Гамсахурдия им ответил, примерно следующее: "Когда они к вам приедут, вы все от них взвоете".Он как в воду глядел. Кударцы раздолбали ВСЕ наши санатории и детские лагеря. Криминогенная обстановка ухудшилась в разы. Они во Владикавказе нападали и избивали местных грузин, патриоты хреновы, вместо того чтобы вовевать за свою родину. Они сильны только в стае. Многие из них хреново говорят по русски, хотя во Владикавказе почти все говорят на русском. А я не хочу слышать кударскую речь в моем городе.
Вообщем, если какой нибудь регион, по дурости, приютит их, то все местное население об это трижды пожалеет. попомните мои слова. Вы не знаете кого вы жалеете. Разумеется не все они такие плохие, я знаю достаточно много просто хороших людей среди них.
П.С. Я не поддерживаю ни грузин, ни кударцев, мне до всех пофигу, мне эта война ну нафиг нигде не нужна!Если хотят воевать, то пускай хоть перережут друг друа, но там за горами. А в моей республики пусть удет мир. Надоела уже эта проклятая война.»
На
другом форуме (по-моему, это общеосетинский форум):
"Была Я в Цхинвале и как заговорила по Чисански, все дружно меня обсмеяли, и рассказали о диалектах, а то в Тбилиси Я даже не знала, что Осетины делятся. И обсмеяли ни просто так а очень грубо, типа Я не такая как они."
Ей отвечают:
"я жил и в тбилиси и в цхинвали, деление есть везде, и в принципе ничего плохого в этом нету. в тбилиси, грузины сочиняют анекдоты про сванов, в цхинвали кударцы посмеиваются над чесанцами, НО ни те не другие не терпят когда кто-то другой национальности высмеивает их. если азер (к примеру) скажет при кударе типа эти чесанцы такие сякие, он рискует получить по морде со словами: для тебя мы все осетины. (как-то наблюдал такую картину=))"
И довольно много пишут: зачем, мол, делиться на иронцев, дигорцев и кударцев, мы все - одна великая аланская нация. Короче говоря, создается впечатление, что этническое единство осетин - явление довольно искусственное. (Еще в одном месте приезжих-кударцев обвиняют в эскалации конфликта между осетинами и ингушами... и даже не в одном, а в разных местах - в одних осетины, в других - сами ингуши). В целом многие сходятся на том, что кударское "общество" (так называются племенные союзы, из которых и состоят северокавказские народы) - основной генератор национализма среди осетин.
При этом надо всегда помнить, что в "Georgia proper" (не знаю, как лучше сказать по-русски - в общем, в тех частях Грузии, которые не являются Южной Осетией) живет довольно много осетин. Один автор (осетин) называет число в 400 тыс., хотя официально осетинами на 1979 г. было записано 170 тыс. жителей Грузии (при том, что все население Южной Осетии - вместе с изгнанными грузинами, уехавшими или тоже изгнанными евреями-эбраэли, перебравшимися на север кударцами и т. д. - составляло в советское время 99 тыс. чел.)
, при том, что многие из них заметно ассимилированы: кто-то идентифицирует себя как осетина, но не знает осетинского языка, кто-то носит фамилию с грузинским окончанием (в качестве примера часто называют Дзугаевых, ставших Джугашвили: и осетины, и грузины часто утверждают, что Сталин был, по крайней мере по отцу, осетином); кто-то вообще идентифицирует себя как грузина осетинского происхождения, как есть грузины происхождения сванского, менгрельского и т. д. Имеется национальное движение - люди изучают язык предков, культуру, обычаи. В Тбилиси есть Центр осетинской культуры.
При Гамсахурдиа, надо заметить, были довольно большие трения. (Но тогда у всех со всеми были трения, и не только в Грузии: время было такое). При этом и при Гамсахурдиа были осетинские школы и все такое прочее. Сейчас же Саакашвили ведет пропаганду единства народов Грузии. "Все этнические осетины в Грузии являются неотъемлемой частью истории Грузии на протяжении многих и многих веков. Мы гордимся вами. И мы гордимся нашим единством. Грузия сильна своим многообразием. Грузия никогда не была и не будет моноэтнической страной, страной одного этноса - грузин. Грузия принадлежит нам всем равномерно, несмотря на наше происхождение", - это слова из его обращения от 7 июля (согласитесь, от Звиада ждать такого не приходилось: он, мингрел по происхождению, выступал как раз за унитарную в этническом отношении страну). Большое количество грузинских осетин выступает за мир и единство страны; насколько я понимаю, именно они составляют основу анти-кокойтовских движений - "Народ Южной Осетии за мир" и "Кокойты, фандараст!" (что, по сути, одно и то же). Есть грузинско-осетинское общество "Ивер-Ирон" ("Иверия" - значит "Грузия", а "Ирыстон" - "Осетия"). В общем, конфликт на настоящий момент уже не этнический, а просто политический.