Правоведение для чайников - 28. Юридические термины

Apr 24, 2017 08:55

Очередная заметка из цикла "Правоведение для чайников". Предыдущие части: " 1. Что такое право?", " 2. Правоотношения, юридические факты и правосубъектность", " 3. Нормативные правовые акты как источники права", "4. Другие источники права" ( часть 1 и часть 2), " 5. Система права (часть 1)", " 6. Система права (часть 2)", " 7. Частное и публичное право", " 8. Что такое правонарушение?" , " 9. Правонарушения и юридическая ответственность", " 10. Ещё немного о правонарушениях", "11. Правоприменение", "12. Каучуковые нормы" ( часть 1 и часть 2), "13. Что такое государство?", "14. Формы правления", "15. Формы государственно-территориального устройства", "16. Политические режимы", "17. Ещё немного о государстве", "18. Судебная система: основные термины и принципы", "19. Высшие суды", "20. Суды общей юрисдикции", "21. Другие суды", "22. Проблемы судебной системы" ( часть 1 и часть 2), "23. Как обратиться в суд", "24. Чем занимаются правоохранительные органы", "25. Правоохранительные органы и юридические профессии - 1", "26. Правоохранительные органы и юридические профессии - 2", "27. Правоохранительные органы: проблемы и реформы".

В предыдущих заметках я подробно объяснил ключевые понятия и идеи правовой науки: "правоотношение", "субъект права", "источник права", "отрасль права", "государство", "суд" и "правоохранительные органы". Осталось лишь несколько терминов, о которых нужно рассказать.

Способы изложения норм права

Я писал, что правовую норму принято делить на три элемента - гипотезу, диспозицию и санкцию. Гипотеза - это условия, при которых нужно следовать определённому правилу, диспозиция - само правило, а санкция - это последствия нарушения правила. Или так: "если ... (гипотеза) ..., то ... (диспозиция) ..., иначе ... (санкция)...".

При этом норма права почти никогда полностью в законе не выражена. Бывает, что гипотеза находится в одном месте, диспозиция - в другом, а санкция - в третьем. В зависимости от этого способы изложения правовых норм делят на прямой, отсылочный и бланкетный.

Прямой способ изложения нормы права - это когда в одном месте прописаны все элементы (гипотеза, диспозиция, санкция) или хотя бы два (диспозиция и санкция - как в УК РФ). Пример: "Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, наказывается... лишением свободы на срок до двух лет" (ч. 1 ст. 158 УК РФ). Диспозиция - запрещено тайно похищать чужое имущество, санкция - до двух лет лишения свободы. Как видим, всё написано в одном месте.

Отсылочный способ изложения - это когда прописаны не все элементы, но есть отсылка к другой статье того же закона с недостающей информацией. Пример - "товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи с соблюдением правил, предусмотренных статьей 129 настоящего Кодекса" (ч. 1 ст. 455 ГК РФ) или "склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.2, 205.3... настоящего Кодекса..." наказываются лишением свободы от 5 до 10 лет и другими неприятными санкциями (ч. 1 ст. 205.1 УК РФ). Тут мы можем найти в другой статье того же закона все нужные сведения.

Бланкетный способ изложения - самый сложный для восприятия и требующий хорошего знания права. Это когда в законе прописано только наказание за нарушение правил, но нет ни самих правил, ни отсылки к другой статье. И тогда недостающие сведения нужно искать самому в других источниках права. Пример - "нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах... если это могло повлечь смерть человека... наказывается... ограничением свободы на срок до трех лет" (ч. 1 ст. 217 УК РФ). Как видите, здесь рассказано о нарушении правил безопасности. Но самих правил - кто, что и как должен делать на этих объектах - тут нет. Эту информацию надо искать самому в других законах и подзаконных актах.

Бланкетный способ используют в Уголовном кодексе, но чаще всего - в Кодексе об административных правонарушениях. Около 80% норм КоАП РФ - бланкетные. Т.е. там прописаны наказания за нарушения некоторых правил (дорожного движения, торговли, строительства и др.), а сами эти правила надо искать в других местах. Хорошее подспорье в этом случае - сайты справочно-правовых систем ("КонсультантПлюс" или "Гарант"). Бланкетные нормы в них часто снабжены гиперссылкой, ведущей на те самые недостающие правила.

Систематизация нормативных правовых актов

Систематизация нормативных правовых актов - это их упорядочивание и приведение в единую систему для удобного поиска и ориентирования.

В науке выделяют четыре способа систематизации: учёт, инкорпорация, консолидация и кодификация, однако в наше время актуальны лишь два последних.

Учёт - это сбор и хранение актов, необходимых для деятельности организации. Учёт был популярен до массового внедрения компьютеров: юрисконсульты любого предприятия покупали тексты необходимых законов и хранили их все в одном месте. Благодаря этому они всегда имели под рукой нужный закон. Сегодня учёт уже не нужен благодаря распространению компьютеров и электронных справочно-правовых систем.

Инкорпорация - это объединение в сборники различных нормативных правовых актов. Содержание актов по существу не меняется, но инкорпорация допускает правку нормативных актов: исключение статей, утративших юридическую силу, исправление опечаток, изложение закона в последней редакции.

Раньше государства активно занимались инкорпорацией и выпускали сборники действующих законов. Примеры инкорпорации - Свод законов Российской Империи 1832 г. в 16 томах и Свод законов СССР 1988 г. в 10 томах. Сегодня правительство издаёт "Собрание законодательства РФ" в печатном и электронном виде, где публикует вновь принятые законы и подзаконные акты. Но в таком способе систематизации опять-таки уже нет необходимости благодаря развитию электронных справочно-правовых систем.

Консолидация - это редактирование и сведение в один документ близких по смыслу нормативных правовых актов. Консолидация устраняет ненужные повторы и противоречия в законодательстве, сокращает число законов и делает их удобными для пользования. Новый документ становится самостоятельным источником права, а прежние утрачивают юридическую силу.

Пример консолидированного закона - ФЗ "О ветеранах", принятый в 1995 г. и объединивший десятки нормативных актов об этой категории граждан. Авторы закона определили категории ветеранов (Великой Отечественной войны, боевых действий, труда и т. д.) и перечислили меры социальной поддержки для каждой категории. Другой пример - указ президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. "О праздничных и памятных днях". Он заменил около 50 других указов, каждый из которых в разные годы вводил тот или иной праздник.

Кодификация - это коренная переработка действующих законов и объединение их в новые, единые и логичные нормативные правовые акты (кодексы). При кодификации содержание нормативных актов радикально меняют: вводят новые нормы права, исключают устаревшие, меняют формулировки, устраняются противоречия и пробелы.

Самый известный в истории пример кодификации - принятие при Наполеоне в 1804 г. первого Гражданского Кодекса (Code Civil des Français). Французский ГК (известный также как "Кодекс Наполеона") заменил множество старых законов и обычаев о собственности, договорах, наследовании, причинении вреда и семейных отношениях. Теперь основополагающие правила по всем этим вопросам стало возможным найти в одном законе. Вдохновлённые французским примером, законодатели других стран тоже стали принимать подобные законы.

Кодификация помогает объединить в одном акте главные нормы целой отрасли права. В результате некоторые люди даже начинают отождествлять отрасль права с её базовым кодексом и считают, что Гражданский кодекс - это и есть гражданское право, Трудовой кодекс - трудовое право, Уголовный - уголовное право и т. д. Однако это не совсем так: хотя кодексы и содержат большинство важных норм соответствующей отрасли, каждая отрасль имеет и другие источники права.

Технико-правовые категории

Технико-правовые категории - это некоторые понятия и принципы, которые используют в праве.

Правовая презумпция - это предположение о наличии или отсутствии определённых фактов. Слово презумпция происходит от латинского praesumptio ("предположение", "ожидание"). Презумпция означает, что закон предписывает считать какие-то факты истинными или ложными, пока не установлено обратное.

Презумпции делят на общеправовые (приняты во всех или нескольких отраслях права) и отраслевые (действуют в одной отрасли права). Пример первой категории - презумпция невиновности в административном и уголовном праве (человек считается невиновным, пока не доказано обратное). Пример второй категории - презумпция отцовства мужа матери в семейном праве. Т.е. если ребёнок родился у замужней женщины (или в течение 300 дней после развода), то отцом ребёнка признается супруг матери, пока не доказано иное (ч. 2 ст. 48 СК РФ).

Юридическая фикция - это несуществующее положение, признаваемое законодательством в качестве существующего. В переводе с латыни fictio - выдумка или вымысел. Немецкий юрист Рудольф фон Иеринг характеризовал правовые фикции как "юридическую ложь, освященную необходимостью" или "технический обман". Например, пропавший без вести человек считается погибшим с того дня, когда вступает в силу решение суда о признании его умершим. Именно с этого момента открывается наследство и наступают другие важные юридические последствия.

Некоторые также относят к фикциям юридическое лицо, государство и другие нематериальные понятия. Ведь их тоже в реальности нет, они существуют лишь на бумаге и в сознании людей.

О преюдиции я уже как-то упоминал. Суд должен принять без проверки и доказательств факты, ранее установленные другим решением суда.

Правовая аксиома - это положение, принимаемое без доказательств в силу его очевидности. Оно похоже на один из источников права - принципы права. В частности, существуют аксиомы "закон обратной силы не имеет", "никто не может быть судьёй в собственном деле" и другие.

Наиболее известная правовая аксиома или принцип права - "закон обратной силы не имеет". В частности, он относится к случаям ужесточения наказания для нарушителей. Ведь когда человек нарушал закон, он знал, на какой риск идёт и в случае неудачи ожидал именно такой расплаты. Поэтому несправедливо наказывать его жёстче, чем он рассчитывал.

А вот в противоположном случае - когда наказание смягчается или деяние вообще перестаёт быть нарушением - закон имеет обратную силу. Ведь если государство перестаёт считать опасным какое-то действие (например, продажу наркотиков), то нецелесообразно, негуманно и несправедливо держать в тюрьме осуждённых по этим статьям.

Лирическое отступление: расстрел за обменник

Самое известное отступление от аксиомы "закон обратной силы не имеет" - знаменитое дело Рокотова.

Ян Рокотов и двое его друзей Файбишенко и Яковлев занимались в Москве в 1950-е гг. обменом валюты и скупкой товаров у иностранцев. В Советском Союзе такой бизнес был преступлением. В 1960 г. валютчиков поймали и приговорили к восьми годам лишения свободы. Это было максимальное наказание, предусмотренное на момент ареста статьёй 88 Уголовного кодекса РСФСР (на тогдашнем криминальном сленге - "бабочка").

Никита Хрущёв, руководитель Советского Союза, узнав об этом, возмутился "мягкостью" приговора и потребовал поменять закон и провести новый суд. Статью изменили, добавили в качестве наказания смертную казнь и затеяли ещё два судебных процесса. В итоге троих валютчиков приговорили к смертной казни и расстреляли в 1961 г.

Столь вопиющее беззаконие возмутило даже следователей, занимавшихся этим делом. Кроме того, многие советские и зарубежные общественные деятели обращались к Хрущёву с просьбой отменить приговор. Однако Хрущёв остался непреклонен, и это дело превратилось в своеобразный памятник нарушению базовой правовой аксиомы.

Пробел в праве и аналогия закона и права

Пробел в праве - это отсутствие нормы права, согласно которой должен решаться какой-то вопрос.

К понятию "пробел в праве" близко понятие "каучуковая норма", о которой я уже рассказывал. Это когда ситуация в законе вроде бы урегулирована, но очень расплывчато и абстрактно. "При наличии достаточных оснований" - это фактически тот же пробел, поскольку нам всё равно ничего не ясно из текста.

В юридической науке различают мнимые и реальные пробелы в праве. Мнимый пробел (он же "квалифицированное молчание") - это когда авторы закона сознательно оставляют вопрос открытым, отдавая его на усмотрение судей. Например, приобретённые в браке вещи индивидуального пользования (обувь, одежда), "за исключением драгоценностей и других предметов роскоши", не становятся совместной собственностью супругов и в случае развода не делятся пополам (ч. 2 ст. 36 СК РФ) Тут неясно, что считать "предметом роскоши". Видимо, авторы закона посчитали, что нужно толковать это обстоятельство применительно к конкретному времени и конкретной семье. Для бедной семьи предметы роскоши будут одни, для богатых - другие, в кризис роскошью кажется одно, при экономическом подъёме - другое.

Ну а реальный пробел - это именно недостаток правовой системы и ущербность законодательства. Например, в России вопрос о принятии новой Конституции должно решать Конституционное собрание. Созывают его в соответствии с федеральным конституционным законом (ст. 135 Конституции РФ). Однако такой закон до сих пор не принят, в результате принять новую Конституцию официально невозможно.

Лучший способ устранить пробел - принять недостающую норму или группу норм. Это может сделать парламент или другой госорган, выпустивший нормативный правовой акт. Но если норма пока не принята, а у людей возникает спор, суд должен самостоятельно восполнить пробел. Делает он это при помощи аналогии закона или аналогии права.

Аналогия закона - это когда решение принимают на основе нормы той же отрасли права, регулирующей схожую ситуацию. Например, договор купли-продажи недвижимости считается заключённым с момента госрегистрации (ч. 2 ст. 558 ГК РФ). О договоре дарения недвижимости в законе такого указания нет. Но, поскольку эти договоры похожи, а последствия для статуса недвижимости - идентичны, эту норму по аналогии применяют и к дарению.

Аналогия права - это когда решение выносят на основе общего смысла и духа законодательства. В ч. 2 ст. 6 ГК РФ, например, указано, что "при невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости". Аналогия права очень подходит ленивым судьям. Не нужно долго рассуждать и искать похожие нормы - достаточно лишь написать: "Исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований разумности вопрос нужно решить таким-то образом".

Иногда ещё выделяют "субсидиарное применение права", когда пробел заполняют при помощи нормы из другой отрасли права. Это та же аналогия закона, но закона, относящегося к другой, родственной отрасли. Такое возможно, например, между нормами гражданского и семейного права.

Внимание! Аналогия закона и права запрещены при определении ответственности за преступление или административное правонарушение. То есть нельзя решить, что человек совершил плохой поступок, подыскать похожий состав преступления в УК РФ и применить такое же наказание. Нет, здесь действует принцип или правовая аксиома "нет преступления без указания на то в законе". Впрочем, учитывая "каучуковость" российского Уголовного кодекса и работу судебной системы, почти для любого поступка можно найти какую-нибудь уголовную статью.

Коллизия в праве

Если пробел в праве возникает, когда ситуация не урегулирована законом, то коллизия - в противоположном случае. Это когда один и тот же вопрос регулируют несколько правовых норм.

Наиболее очевидные случаи такого рода - отношения между субъектами права из разных государств. Французская компания выдала доверенность немцу, турок женился на украинке, аргентинец завещал австралийской организации дом в Таиланде. Во всех этих и множестве других ситуаций не сразу понятно, законы какой страны применять. Преодолением такого рода коллизий занимается отдельная отрасль права - международное частное право. Основные правила, которые применяют российские суды, прописаны в разделе VI Гражданского кодекса РФ.

Бывают, впрочем, и внутригосударственные коллизии - когда одна и та же ситуация урегулирована разными нормами российского права.

Есть несколько способов разрешения таких коллизий. Если это нормы из разных нормативных правовых актов, то можно посмотреть, когда они приняты и какую юридическую силу имеют. Если у акта больше юридической силы, то нужно применять норму из него (то есть, например, указ президента имеет приоритет над постановлением правительства). А если два акта имеют одинаковую юридическую силу, то следует применить тот, который принят позже. Ещё один способ я уже упоминал в теме "Источники права" - принцип римского права lex specialis derogat legi generali. Он означает, что норма, регулирующая специальный вопрос, имеет приоритет над нормой, регулирующей общий вопрос.

Юридическая техника

Юридическая техника - это правила подготовки и оформления правовых документов. Два основных вида юридической техники: законодательная (она же "нормотворческая") и правоприменительная. Законодательная техника - это правила написания законов и подзаконных актов, правоприменительная - это правила написания судебных решений и постановлений об административных правонарушениях.

Юридическая техника должна делать правовые тексты простыми, понятными и логичными. Для этого применяют несколько приёмов. Так, каждый акт (закон или судебное решение) имеет наименование, название госоргана, который его принял, дату и место принятия. Текст закона обычно структурирован по разделам, главам, статьям, частям и пунктам.

Известный приём юридической техники: выделение в некоторых законах "Общей части" (общих предписаний и принципов) и "Особенной части" (более детальных норм). Например, Общая часть УК РФ (ст. 1-104.5) рассказывает, что такое "преступление", "вменяемость", "наказание", "соучастие", "покушение", "совокупность преступлений" и т. д. А Особенная часть УК РФ (ст. 105-361) описывает конкретные составы преступлений и наказания за них.

Иногда куда-то в середину действующего закона нужно вставить новую статью. Например, в законе, состоящем из двадцати статей, нужно прописать норму между статьями 11 и 12. Можно было бы дать новой статье номер 12, бывшую 12-ю переименовать в 13-ю, бывшую 13-ю - в 14-ю и т. д. Но тогда вся нумерация полетит к чертям, а судебные решения, имеющие ссылку на этот закон, сразу станут непонятными. Чтобы этого не происходило, новую статью добавляют под номером 12.1. А поскольку законы у нас меняют часто, в них и появляются многочисленные статьи с номерами вроде 5.65, 10.1.4 или 7.1-1.

В идеале законы и судебные решения должны быть краткими, понятными и однозначными. Однако в России качество юридической техники очень низкое и становится только хуже.

Для сравнения - принятый при Наполеоне французский Гражданский кодекс был написан таким простым и ясным языком, что писатель Стендаль рекомендовал читать его для "получения вдохновения и ощущения красоты французского языка".

Нынешние российские законы никакой нормальный человек для вдохновения читать не станет. Их пишут очень косноязычные люди, которые русский язык не любят и никакой красоты в нём не находят. Из всех текстов на русском языке именно юридические документы наиболее запутанные, трудночитаемые и многословные.

Больше всего бросается в глаза форма изложения. Скажем, автор закона никогда не сократит слово "Российская Федерация" до "РФ" - это будет выглядеть несолидно. В результате появляются громоздкие конструкции вроде "Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу" (ст. 113 Конституции РФ).

Многие авторы законов не умеют пользоваться абзацами. Скажем, если вы захотите узнать о сроке привлечения к административной ответственности и откроете ст. 4.5 КоАП РФ, то испытаете затруднение. Дело в том, что первая часть этой статьи представляет единый абзац в стиле: "постановление не может быть вынесено по истечении двух месяцев по таким-то правонарушениям, по истечении года - по таким-то правонарушениям и т. д.". Самих этих правонарушений очень много, и сложно найти момент, где заканчивается одна категория и начинается другая.

Законодатели не знакомы с простейшими приёмами сокращения текста. Яркий пример - ФКЗ "О судах общей юрисдикции в РФ". Поскольку в России есть разные виды регионов, то и главный суд региона называют по-разному: "верховный суд республики", "краевой суд", "областной суд", "суд города федерального значения", "суд автономной области" и "суд автономного округа". Все они обычно имеют одинаковые функции, прописанные в разных статьях закона. Казалось бы, можно перечислить их где-то в первой статье закона и указать, что далее они будут обозначены словосочетанием "региональный суд". Но нет, в законе каждый раз всё это перечисление идёт целиком: "верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа действуют в таком-то составе" и т. п.

Проблемы есть не только с формой, но и с содержанием. Иногда разные статьи одного и того же закона дают противоречивые указания. Пример - ФЗ "О миграционном учёте...". В начале он указывает, что иностранец должен встать на миграционный учёт (в народе это называют "сделать регистрацию") "по истечении 7 рабочих дней со дня прибытия в место пребывания" (ст. 20 ч. 2). Место пребывания - это жилое помещение, где он будет жить. Получается, что, если иностранец путешествует по России, проводя в каждом месте не больше 7 дней, ему вообще не нужно вставать на миграционный учёт. Но потом тот же закон, говоря о лицах, не подлежащих постановке на миграционный учет, помимо моряков, дипломатов, пилотов и т.п., упоминает лишь об иностранцах, прибывших в страну "на срок не более 7 дней" (ст. 20 ч. 6). То есть получается, что иностранец, проведший в России больше 7 дней, все-таки должен встать на учёт. Причем здесь срок почему-то сокращают до семи календарных дней вместе рабочих. Как всё это понимать - неизвестно.

Про многочисленные каучуковые нормы, которые каждый волен понимать по-своему, я уже писал.

Качество написания законов различается. Неплохим языком написаны частно-правовые кодексы: Трудовой, Гражданский и Семейный. Но как только мы переходим к публичному праву, где государство описывает правила своей работы, законы становятся всё более запутанными и сложными для понимания. Самые неудобочитаемые законы, на мой взгляд, - это КоАП, УПК, Налоговый кодекс и ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ".

Ещё интересно, что в России нет общепринятой системы наименования законов. Одни законы названы по схеме "О чём-то в Российской Федерации", другие - "О чём-то Российской Федерации", а третьи - просто "О чём-то". Например, у нас есть федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", но одновременно - федеральный закон "О полиции" (без указания на РФ), есть ФЗ "О системе государственной службы РФ", и одновременно - ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", есть ФЗ "О таможенном регулировании в РФ", но одновременно - ФЗ "О техническом регулировании", есть ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ", но одновременно - ФЗ "Об аудиторской деятельности".

В некоторых законах статьи делят на части, в других - на пункты, а в третьих - просто на абзацы без нумерации (как в Трудовом кодексе). Иногда в начале закона основные понятия излагают в алфавитном порядке, иногда - в порядке уменьшения значимости, иногда - в случайном порядке.

В общем, юридическая техника - одна из самых слаборазвитых сфер в российском праве, где ещё многое предстоит сделать. К сожалению, на юридических факультетах не изучают русский язык и литературное редактирование, поэтому юристы часто не умеют ясно выражать свои мысли. Чтобы научиться писать лучше, рекомендую юристам (особенно судьям и законодателям) ознакомиться с книгами "Слово живое и мёртвое" Норы Галь и "Пиши, сокращай" Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой.

Лирическое отступление: неуловимая подсудность

Закон не должен быть понятен абсолютно всем. Есть термины, которые знают лишь юристы или читатели этой книги: "источник права", "нормативный правовой акт", "правоотношение", "отрасль права" и т. д. Но даже юристы с трудом понимают некоторые законы из-за многословности текста и обилия однородных членов, причастных и деепричастных оборотов и придаточных предложений.

Характерный случай произошёл с адвокатом Игорем Труновым в конце 2016 г. Он представлял в России интересы французского музыканта Дидье Маруани и обратился в суд с иском к певцу Филиппу Киркорову о взыскании компенсации за предполагаемый плагиат.

Нужно было решить, в какой суд подавать иск. По общем правилу, в суд нужно идти по месту жительства ответчика. Однако Трунов, видимо, прочитал в Гражданском процессуальном кодексе следующую норму: "Московский городской суд рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела, которые связаны с защитой авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет"" (ч. 3 ст. 26 ГПК РФ).

Вроде бы текст не самый длинный, но неясно, как его понимать. Первый вариант - "Мосгорсуд рассматривает... дела, которые связаны с защитой авторских... прав (кроме прав на фотографические произведения...) в информационно-телекоммуникационных сетях". Второй вариант - "Мосгорсуд рассматривает... дела, которые связаны с защитой авторских... прав (кроме прав на фотографические произведения... в информационно-телекоммуникационных сетях)". В первом случае Мосгорсуд рассматривает все дела о защите авторских прав, кроме прав на фотографии в интернете; во втором - Мосгорсуд рассматривает все дела о защите авторских прав в интернете, за исключением прав на фотографии.

Трунов истолковал эту норму первым способом. Однако Мосгорсуд вернул иск, сославшись на ошибку в подсудности. Оказалось, что всё же верен второй вариант, и дело пришлось начинать заново.

"Насколько легко этот смысл уловить вот в этой страшной конструкции? - задаётся вопросом юрист Николай Чудаков. - Нет, это возможно, конечно. Если вытаскивать его аккуратно - как будто обезвреживая бомбу. Но насколько легко? И какова вероятность ошибиться?.. В общем, неудивительно, что юристы ошибаются. Вот только непонятно, зачем так писать законы" ("Тест Тьюринга для адвоката Трунова").

Другие термины

Правотворчество - это создание, изменение или отмена правовых норм. Наиболее важные виды правотворчества: законотворчество, подзаконное правотворчество и непосредственное правотворчество. Законотворчество - это когда парламент страны принимает законы. В России, соответственно, этим занимается парламент - Федеральное собрание (Государственная Дума плюс Совет Федерации). Подзаконное правотворчество - разработка и принятие подзаконных актов. Этим занимаются президент, правительство, министерства и ведомства. Наконец, непосредственное правотворчество - это когда народ на референдуме принимает или отвергает какой-то закон или решает тот или иной вопрос.

Есть ещё судебное правотворчество - это когда суды создают нормы права, фиксируя их в судебных решениях. Это больше характерно для стран с прецедентным правом (Англия, США и т. д.), но и в России, как я уже сказал, судебная практика играет важную роль.

Толкование права - установление смысла правовой нормы. На первый взгляд, процесс несложный: просто читай, что написано. Но нужно представлять себе не только конкретную статью, но и понимать, в каком законе она находится, нет ли из этого правила исключений, можно ли применить эту статью к данной ситуации и т. д. Не зная этих тонкостей, можно попасть впросак. Толкование права делят на уяснение (когда человек выясняет смысл нормы, принимая решение) и разъяснение (когда он разъясняет смысл другим людям - например, в судебных решениях).

Лучшая книга о толковании закона - изданное в 1913 г. "Руководство к толкованию и применению законов" Евгения Васьковского. Книга написана хорошим языком и содержит много ярких и остроумных примеров из законодательства Российской империи.

Правосознание - совокупность взглядов на право. Правосознание может быть у отдельного человека (индивидуальное), у группы людей (групповое) и у целого народа (общественное). Например, отношение к праву разное у адвокатов, судей, полицейских, заключённых. Также отличается отношение к праву у немцев, американцев, русских, китайцев или узбеков. Для одних людей право - наиболее полное выражение справедливости, для других - правила, навязанные государством, для третьих - тёмный лес за семью печатями. Считается, что в России уровень правосознания очень низкий. У нас даже судьи, чиновники и полицейские не уважают право и часто нарушают закон, а простые граждане следуют их примеру.

Права человека - устойчивый термин, обозначающий те права людей, которые обеспечивает государство. Т.е. в понятие "права человека" не входит право арендодателя требовать деньги от арендатора и другие подобные вещи. Нет, сюда включаются лишь те права, которым соответствуют различные обязанности государства: разобрать спор в суде, исполнить решение, не подвергать человека пыткам, не вмешиваться в его частную жизнь, не запрещать ему высказывать своё мнение и т. д.

Термин "права человека" возник после Второй Мировой войны, когда в документах нужно было зафиксировать, какие права есть у разных людей в разных странах. Наиболее известный документ такого рода - Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).

Юрисдикция (лат. jurisdictio - суд, судопроизводство) - полномочие давать правовую оценку фактам, разрешать споры о праве, решать какие-либо юридические вопросы. Я уже упоминал об этом слове, когда говорил о российской судебной системе. Касается оно не только судов, но и других государственных органов, особенно тех, которые привлекают к административной ответственности.

Правоохрана или охрана права - это деятельность по охране права от нарушений. Она нужна, чтобы граждане исполняли свои обязанности и могли свободно реализовывать свои права и свободы.

Правомерное поведение - это поведение, которое соответствует нормам права. Т.е. человек выполняет возложенные на него обязанности, не нарушает запреты и, если хочет, реализует принадлежащие ему права.

Юстиция (лат. justitia, произв. от jus - право и означающее справедливость, правосудие) - многозначный термин. Оно обозначает разные правовые учреждения (например, Министерство юстиции), совокупность судов либо их деятельность.

Правопорядок  - порядок в обществе, основанный на праве и законности.

Законность - строгое соблюдение законодательства всеми субъектами права (людьми, организациями, государством)

Резюме

Существует три способа изложения норм права: прямой, отсылочный и бланкетный. Последний - самый сложный. Это когда в законе прописано только наказание за нарушение правил, но нет ни самих правил, ни отсылки к другой статье.

Систематизация нормативных правовых актов - это их упорядочивание и приведение в единую систему для удобного поиска и ориентирования. В науке выделяют четыре способа систематизации: учёт, инкорпорация, консолидация и кодификация, однако в наши дни актуальны лишь два последних.

Технико-правовые категории - это понятия и принципы, которые используют в праве. К ним относят правовую презумпцию (предположение о наличии или отсутствии определённых фактов), юридическую фикцию (несуществующее положение, признаваемое законодательством в качестве существующего), преюдицию (обязанность суда принять факты, ранее установленные другим решением суда) и правовую аксиому (положение, принимаемое без доказательств в силу его очевидности).

Пробел в праве - это отсутствие нормы права, согласно которой должен решаться какой-то вопрос. Различают мнимые и реальные пробелы в праве. Мнимый пробел (он же "квалифицированное молчание") - это когда авторы закона сознательно оставляют вопрос открытым. Реальный пробел - это недостаток правовой системы и ущербность законодательства.

Суд может восполнять пробел в праве при помощи аналогии закона или аналогии права. Аналогия закона - это когда решение принимают на основе нормы закона, регулирующей схожую ситуацию. Аналогия права - это когда решение выносят на основе общего смысла и духа законодательства. "Субсидиарное применение права" - это когда пробел заполняют при помощи нормы из другой отрасли права.

Коллизия в праве - это когда один и тот же вопрос регулируют несколько правовых норм. Это могут быть как нормы права разных государств, так и нормы, установленные одним государством.

Юридическая техника - правила подготовки и оформления юридических документов. Два основных вида юридической техники: законодательная (она же "нормотворческая") и правоприменительная. Юридическая техника должна делать правовые тексты простыми, понятными и логичными, но в России с этим большие проблемы.

Правотворчество - это создание, изменение или отмена правовых норм. Толкование права - установление смысла правовой нормы. Правосознание - совокупность взглядов на право. Права человека - устойчивый термин, обозначающий те права людей, которые обеспечивает государство. Юрисдикция - полномочие давать правовую оценку фактам, разрешать споры о праве, решать какие-либо юридические вопросы.

Следующая статья из цикла "Правоведение для чайников" - " Все отрасли права: краткий обзор"

законы, правоведение для чайников

Previous post Next post
Up