Израиль. Часть 1. По берегу Средиземного моря

Jan 29, 2015 23:35




Хотя Израиль - страна небольшая и пробыли мы там недолго, но запостить фотоотчёт за один раз у меня не получилось - уж больно это место разноплановое и интересное. Как хорошо сказал один мой российско-израильский знакомый, «здесь самая высокая в мире плотность смысловой насыщенности». Поскольку про израильскую историю и современность написаны тонны книг и статей, сам я особо про них распространяться не буду. Просто покажу немного фотографий и вкратце опишу впечатления от разных городов Израиля, чтобы дать общее представление об этой стране. И заранее прошу прощения у знатоков этой страны, если я где-то что-то напутаю.

Сегодня - средиземноморское побережье Израиля. Хотя это место ещё несколько тысяч лет назад было одним из центров цивилизованного мира и перекрёстком торговых путей, тут осталось не очень много исторических памятников. Причина тому, как я понял, - нашествие египетского султана Бейбарса, который в XIII в. прошёл по всему побережью с юга на север, выгоняя отовсюду недобитых крестоносцев и уничтожая заодно города и пристани, чтобы поганым неверным негде было закрепиться. Так что вплоть до конца XIX в. весь этот край был пустынной и плохо освоенной окраиной арабского мира. Только с началом движения сионизма и массовым наплывом евреев здесь начали появляться новые поселения и города. Сейчас побережье застроено современными, но не слишком интересными городами, среди которых только иногда можно встретить остатки древних цивилизаций. Наиболее интересными и живописными мне показались исторический центр Яффы, руины Кесарии и старинный город Акко.

Вот примерно так мы ехали из Тель-Авива до города Акко




Правда, начали мы не с самого Тель-Авива, а немного к востоку от него - с аэропорта Бен-Гурион. Сразу по прилёту мы решили попробовать, как работает автостоп в Израиле, и стали голосовать на выезде из аэропорта. Первым нас подвёз молодой араб из Рамлы, работавший в аэропорту, после него - ещё двое водителей (на этот раз - евреев), так что мы через час были уже в Тель-Авиве. Нельзя сказать, что автостоп в Израиле супербыстрый, но, в принципе, терпимый, так что дальше мы передвигались в основном именно таким образом.

Итак, первый город, куда мы направились после прилёта, - Тель-Авив. Вообще, официально он называется Тель-Авив-Яффа. Яффа - это старинный город, с которым Тель-Авив слился в процессе развития, так что их названия объединили. Но до сих пор большинство людей называет его просто «Тель-Авив».

Тель-Авив - город молодой, модный и продвинутый. Из всех городов Израиля он, пожалуй, самый европейский - со всеми минусами и плюсами. Тут живут мигранты из Африки и недавние русские переселенцы, гей-активисты и арабы, хипстеры и художники, офисные клерки и другая разношёрстная публика. Разве что ортодоксальных евреев мало - уж больно не любят они всю вышеперечисленную публику, поэтому предпочитают селиться в других районах Израиля.

Внешний вид у города тоже весьма разнообразный - есть и небоскрёбы с офисами, и тихие спальные районы, и криминально-трущобный район мигрантов возле автовокзала, и одно-двухэтажная застройка района Неве-Цедек, похожая на европейские средиземноморские города, и средневековые улочки Яффы, и конструктивистская застройка 1930-х годов в модном тогда стиле "Баухауз".

В Тель-Авиве мы были дважды - в начале и в конце путешествия, поэтому фотографии где-то солнечные, где-то пасмурные (перед нашим отлётом разыгралась непогода).

Занятный архитектурный ансамбль - три дома, которые в разрезе выглядят как круг, квадрат и треугольник.



Макет Тель-Авива в вестибюле небоскрёба Shalom Meir Tower (он же Migdal Shalom)



Вид с одного из верхних этажей этого небоскрёба. К сожалению, окна плохо вымыты. Но других мест, откуда можно бесплатно взглянуть на город с высоты, мы не обнаружили



Симпатичные домики с красными крышами - это уже упоминавшийся район Неве-Цедек, основанный еврейскими поселенцами в конце XIX в.



Вид на Яффу из центра Тель-Авива



Вид на центр Тель-Авива со стороны Яффы



Исторический центр Яффы занимает буквально несколько кварталов и при этом явно очень сильно отреставрирован, поэтому атмосфера средневекового города здесь сохранилась плохо

Вход с набережной в исторический центр - через ворота с соответствующей надписью









Рынок Яффы






А это уже Кармельский рынок в центре Тель-Авива









Набережная на севере Тель-Авива



Русский магазин



В Тель-Авиве, как в настоящем европейском городе, встречается много образцов современного искусства - разного рода скульптурных композиций, арт-объектов и инсталляций. Вот эта композиция мне понравилась больше всего






Как и положено европейскому городу, имеются велодорожки. Но спроектированы они не всегда удачно, что здесь особенно хорошо видно - велодорожка занимает полтротуара, никак не огорожена и кончается совершенно внезапно. Картину ещё дополняет припарковавшийся на тротуаре автомобились. Нет на них Каца с Варламовым!



А вообще центр Тель-Авива застроен большей частью домами первой половины XX в. в модном тогда стиле "Баухауз". Его придумали немецкие архитекторы, проповедовавшиеся утилитаризм и строившие дома в строгих геометрических формах. Фанатов, прямо скажем, у этого стиля не так много, но определённая изюминка в нём все-таки есть.









Суровое Средиземное море






Иммигрантский район Неве-Шаанан в районе автовокзала. Считается бедным и криминальным, здесь живёт множество мигрантов из Африки - как беженцев из разных горящих точек, так и чернокожих евреев из Эфиопии (есть и такие), которые уже получили гражданство Израиля, но сохраняют некоторые старые привычки



Публика тут и правда немного гопническая с виду - множество чернокожих парней в чёрных куртках и с капюшонами на голове (впрочем, это, скорее, просто от дождя). Кажется, что к любому можно подойти и спросить: "Слышь, есть чё?" - и он тебе предложит богатый выбор наркотических веществ



И тут же несколько заведений с эфиопской кухней и надписями на амхарском языке






А тут же рядом - ничем не прикрытая пропаганда нетрадиционных семейных ценностей. Хотя в Израиле есть свои аналоги Милонова и Мизулиной, но в Тель-Авиве, похоже, они власти совсем не имеют



А мы тем временем покидаем Тель-Авив, едем автостопом на север и общаемся с израильскими водителями






Развалины Кесарии - крупного города времён римского владычества в Палестине. Отсюда римские наместники правили территорией нынешнего Израиля. После эпохи крестовых походов город пришёл в запустение, а нынче стал весьма интересным и живописным туристическим объектом.



С руин древней гавани (большей частью ушедшей под воду) ловят рыбу



Римские дома



Ипподром



Театр



Остатки римских колонн, а на заднем плане - угольная электростанция "Орот Рабин"



По всему Израилю можно встретить интересные устройства - длинные трубки, вдоль которых растут кусты и деревья. Эту система капельного орошения, которую начали использовать в Израиле с середины XX в. Благодаря этому изобретению и его повсеместному внедрению некогда пустынная страна превратилась в цветущий сад.






Едем дальше на север









А это дальнобойщик из Дагестана, который подобрал нас на въезде в Зихрон-Яаков. Один из представителей немногочисленной этнической группы под названием "горские евреи". Живут они в количестве нескольких тысяч человек на Кавказе, в основном в Дагестане. Этот товарищ получил израильское гражданство, но окончательно переезжать сюда не хочет и живёт по полгода то в Махачкале, то в Зихрон-Яакове. По характеру, конечно, не еврей, а чистый дагестанец - тут же стал звать в гости и оставил свой телефон на всякий случай. Но мы торопились, поэтому после осмотра города сразу поехали дальше.



Город Зихрон-Яаков. Израильский аналог Суздаля - тихий, красивый и чрезвычайно затуризированный город. Хотя по всей стране в это время шаббат, здесь открыты все кафешки, и погулять по его живописным улицам приехал народ со всей страны















Едем дальше с очередным израильским водителем









Эта женщина из Зихрон-Яакова работает гидом. Она ехала в Хайфу, чтобы сесть на самолёт и на следующий день утром в Эйлате забрать туристическую группу, которая приплывала туда на круизном лайнере



Ночная Хайфа






Дневная Хайфа






Хайфа - город большой и современный. Местная пословица говорит, что "в Иерусалиме молятся, в Тель-Авиве - развлекаются, а в Хайфе - работают". Здесь находится морской порт, нефтеперерабатывающий завод, крупные университеты, инновационные предприятия, а сам город славится своей интернациональной и космополитичной атмосферой. Говорят, даже арабы и евреи тут живут гораздо дружнее, чем в других городах.



Город замечателен своим живописным расположением на склоне горы. Почти из любой точки Хайфы открывается великолепный вид на море и на расположенные ниже районы



Кстати, вот этот район, находящийся на самом побережье, считается не очень благополучным. Находится он за железной дорогой, выбраться из него можно только по одной улице, а живут там выходцы из СНГ, до сих пор слабо интегрированные в израильское общество






Группа африканских туристов



Жители Хайфы









Бахайские сады - центр религии Бахаи, малоизвестной широкой публике. Тем не менее, место весьма красивое и внесено даже в список всемирного наследия ЮНЕСКЕ - видимо, как уникальный пример ландшафтного дизайна. Здесь регулярно проходят бесплатные экскурсии









Хайфский фуникулёр "Кармелит". Был создан в 1950-х годах и до сих пор выполняет функции метро. Для города с таким рельефом штука весьма полезная. Выглядит несколько старомодно, но интересно












Нижний город, прилегающий к морскому побережью



Красивое монументальное здание, возвышающееся над портом - элеватор. Сразу понятно, что Хайфа - город труженников. Вот в Иерусалиме главные архитектурные шедевры - это храмы и мечети, в Тель-Авиве - офисные здания, а здесь, в Хайфе - портовое зернохранилище.



А это так называемая "Немецкая колония" - район, где в начале XX в. жили представители секты темплеров из Германии и разные немецкие торговцы и моряки. Здесь стоят многочисленные симпатичные особнячки, в некоторых местах сохранились немецкие надписи



Жительница Тель-Авива: "А в 30-е годы, когда Гитлер пришёл к власти в Германии, здешние немцы тоже начали его поддерживать и даже стали устраивать в городе нацистские марши и демонстрации. Тогда жители Хайфы сказали: "Ах вот вы какие редиски! А ну вон отсюда!" и выгнали их"






Кстати, в Хайфе весьма большой процент русскоговорящих, и в этом городе, как нам рассказали, 9-е мая отмечают больше, чем в любом другом городе Израиля






Город Акко (он же Акка, он же Акра). Находится на севере страны и из всех старинных городов на побережье сохранился лучше всего. Султан Бейбарс дошёл сюда, но крестоносцы город удержали, так что разрушен он не был. В итоге здесь есть весьма обширный исторический центр с хорошо сохранившейся архитектурой и атмосферой. Центральная часть города заселена в основном арабами и напоминает старые города Марокко и других мусульманских стран - только дома тут не глинобитные, а каменные



Фрагмент крепости крестоносцев в центре города









Плывём вдоль стен крепости












Укрепления по периметру города. Бывший ров превратился в парковку



Рынок Акко



Известное в Акко место, где готовят вкусный и недорогой хумус






И на этой вкусной ноте я пока заканчиваю. После Акко мы поехали дальше по северной части страны - в город Цфат, заселённый евреями-ортодоксами, на Голанские высоты, бывшую сирийскую территорию, озеро Кинерет и город Назарет, где когда-то тусовался Иисус Христос, и в Палестинскую автономию. Но об этом в другой раз.

фото, путешествия

Previous post Next post
Up