6 мая. Репортаж из автозака

May 07, 2012 21:44

То, что 6 мая будет что-то более серьёзное, я понял ещё дня за три до этого, когда ко мне в гости приехали на митинг трое питерцев - один парень и две девушки (одна из них добралась прямиком из Астрахани, где принимала участие в голодовке вместе с Шеиным). Всем по 17-18 лет, безбашенные и ничего не боявшиеся. Готовили к акции противогазы и респираторы, жаловались, что не успели вовремя купить файеры, свысока говорили про москвичей, что мы тут, хипстеры недоделанные, пороху не нюхали, и вспоминали, как они мутузились с ОМОНом на питерских акциях. В общем, при взгляде на них стало понятно, что имеют в виду, когда говорят, что революцию в арабских странах делает агрессивная и безработная молодёжь и что из-за почти полного отсутствия такой молодежи в России у нас революции не будет.

К трём часам поехал с этими ребятами на «Октябрьскую», где они тут же убежали вперёд и я их больше в тот вечер не видел. Чуть позже подошли мои товарищи Слава, Женя и Лёша и мы вместе потопали на Болотную.

Все, кажется, ехали сюда с похоронным настроением - мол, протест сдулся и выйдет от силы пару тысяч, так что надо хоть как-то протест поддержать. Но оказалось, что с таким же настроением приехали как минимум тыщ пятьдесят. В итоге людская масса почти полностью заполонила Большую Якиманку. Ну и настроение стало постепенно таким, каким было на первых митингах - весёлое и радостное. Кругом масса интересных и смешных плакатов, костюмов, причёсок и т. д.

При заходе на Болотную набережную вдали показался Большой Каменный мост, перегороженный в несколько рядов полицией, военными и грузовиками. Зрелище впечатляет. А на самой Болотной площади народу оказалось совсем мало, так что мы присели на бордюре, прихватив по случаю раздававшиеся тут брошюры «Путин. Итоги». Через десять минут очередной оратор со сцены сказал, что Навальный и Удальцов объявили сидячую забастовку у кинотеатра «Ударник» и, если кто-то хочет их поддержать, может идти туда. Большая часть людей, естественно, пошла туда. Полиция по глупости пыталась не пустить людей обратно с митинга, но через пять минут произошло невиданное доселе в Москве - рамки повалили, толпа повалила вперёд, а полицейские разбежались в стороны.

На площади перед кинотеатром Ударник, как выяснилось, скопилась большая толпа, зажатая с разных сторон полицейским оцеплением. Какое-то время все покорно толпились на пятачке, а потом кто-то впереди пошёл в прорыв. Цепь полицейских разбилась на несколько частей, и я вместе с толпой, потеряв из виду своих товарищей, очутился уже за рядами оцепления. Тут в наступление пошли полицейские с Большого Каменного моста и начали вытеснять людей, зажатых между двумя цепями, и выхватывать из толпы случайных людей. Раньше я не очень представлял, как это происходит, а тут увидел живьем: один ОМОНовец показывает на кого-то (в основном, на тех, кто стоит не прямо в толпе, а чуть в стороне, никем не защищённый) и пару ребят его хватают и тащат в автозак. Таким же образом двое амбалов в камуфляже схватили меня с двух сторон за руки и, как я написал позже в дополнении к протоколу, «не представившись и не обосновав своих действий, повели в автозак». Автозаки находились за несколькими рядами оцеплений, так что повели меня через всю площадь под весёлыми взглядами сотен и тысяч полицейских. Психоделическая картина - между двумя цепями полицейских на небольшом возвышении стояла какая-то непонятно откуда здесь взявшаяся сумасшедшая бабка, которая, едва увидев меня, закричала: «Правильно, отправьте его в армию! И дедовщину ему устройте!» Жесть какая-то. Перед входом в автозак меня обыскали и, не найдя ничего противозаконного, провели внутрь. Так первый раз в жизни я оказался в автозаке, где провел ещё четыре незабываемых часа.

Пару слов об устройстве автозака, с которым, боюсь, многим неравнодушным гражданам придётся еще не раз познакомиться: это большой грузовик, кузов которого превращён в камеру. В передней части кузова оставлено небольшое пространство для полицейских, а задняя огорожена решёткой и разделена стеной на два помещения. В обоих помещениях нет окон и вдоль стен стоят длинные деревянные скамейки. Видимо, одно помещение предназначено для женщин, второе - для мужчин, потому что меня отправили в комнату, где сидело несколько парней, а захваченную через десять минут девушку посадили в помещение за стеной. Через стену, если покричать, было все слышно, так что мы выяснили, что девушку зовут Юля и сидит она там в полном одиночестве. Впрочем, вскоре во второе помещение стали сажать и мужчин и женщин.

Компания подобралась хорошая - несколько парней в возрасте от 25 до 30 лет, культурные и интеллигентные, но, естественно, весьма злобно настроенные. Время от времени нам добавляли ещё ребят, так что всего у нас к концу мероприятия сидело десять человек. Все отзванивались знакомым и родственникам, читали, чего пишут в Интернете, и жадно расспрашивали вновь прибывших о том, что происходит на площади. Снаружи издалека доносились крики, удары и много других звуков. Причём пару раз крики становились настолько громкими, что мы подбадривали друг друга: «Сейчас наши сюда пробьются и нас освободят».

Вообще, думаю, акция стала настолько жёсткой из-за того, что на неё приехали люди из регионов. Москва все-таки за последние десять лет стала довольно спокойным городом с почти европейской атмосферой: тут почти нет гопников, уличных драк, а нынешние москвичи в массе своей люди неконфликтные и неагрессивные. Поэтому и зимние митинги были самыми спокойными в мире - ни разбитых витрин, ни столкновений, ни перевернутых машин. А люди в других российских городах более суровые и жёсткие, не боящиеся подраться с полицией в случае чего. Кстати говоря, у меня сложилось ощущение, что таких суровых парней особо и не задерживали - это ж надо силу применить, не боясь, что какой-нибудь провинциальный анархист или националист лягнет тебя ногой и не будет вырываться до последнего. Гораздо проще схватить какого-нибудь московского интеллигента, который не будет оказывать никакого сопротивления - по большей части у нас в автозаке сидели именно такие ребята.

Пару раз криками общались с Юлей, сидевшей в одиночестве за стеной. Кто-то даже хотел спросить у неё телефончик, а мы шутили: «Любовь, начавшаяся в автозаке - очень романтично» «Ну-ну, он полюбил её, когда она сказала ему три главных слова» «Каких?» «Каких-каких - Россия без Путина!»

Автозак, простояв часок-другой на площади, поехал потом в отделение полиции. Несколько раз по ходу поездки мы останавливались, но поскольку отделения, видимо, были переполнены другими задержанными, приходилось ехать дальше. В итоге уже через четыре часа после задержания нас довезли до ОВД в Восточном Дегунино. На наши крики о том, что три часа с момента задержания прошло и следовательно наc должны отпустить, полицейский сказал: «Ну раз такие умные, почитайте законы. Там написано про три часа с момента задержания, а вы ещё не доставлены в отделение, значит не задержаны». Вывод - возить граждан в автозаке можно до бесконечности.

Вообще было интересно подискутировать с полицейскими, которые нас сопровождали. Один даже оказался разговорчивым и начал нам объяснять: «Да мне самому многое в Путине не нравится. Но кого ещё поставить на его место? Вот даже если вы его свалите, что тогда? Лимонова что ли поставить?» «Да какого Лимонова, не дай бог!» «Просто должен быть чёткий план - как и чего нужно делать. Как бизнес-план на предприятии - вот у вас так же должно быть расписано, что будет происходить, когда Путин уйдет». А потом в отделении другой полицейский, охранявший нас, стал вообще рассказывать, как ему все осточертело, что в его родной деревне творится полный бардак и что кругом коррупция и беспредел. Но при этом данные сотрудники полиции не понимают, почему люди так волнуются. Один из сокамерников по автозаку рассказал, как общался с полицейским, который его задержал: «Я ему говорю - тебе что, Путин нравится? Нет, говорит. Я ему - чего ж ты тогда ему служишь? Молчит»

В итоге привезли нас в отделение полиции и начали всех оформлять. Полицейские в общем-то не скрывали, что протоколы у них все под копирку, нас никто ни о чем не спрашивал и никаких вопросов не задавал. Все дела фальсифицируются просто и буднично - участковые берут уже готовые протоколы, где указано, что человек нарушил общественный порядок и не повиновался законному распоряжению сотрудника полиции (ст. 19.3 часть 1 КоАП РФ), и вписывают в него твои ФИО и паспортные данные. Задержанных при этом, кстати, не запугивают и не заставляют оговаривать себя. Участковый даже сам дал мне отдельный листок бумаги, где предложил написать мою версию событий и приложил его к протоколу (в протоколе при этом было указано «см. дополнительное объяснение»). Всем все понятно, и тут даже нет нужды прессовать меня и заставлять отказываться от своих показаний - как уже не раз бывало, судья положит на показания задержанных известно что и заявит, что у неё нет основания не доверять сотрудникам полиции. Вот такие итоги двенадцатилетнего правления двух президентов-юристов.

Тут, кстати, интересно посмотреть, какой бардак творится в самом отделении полиции. Участковый, оформив протокол, отдал мне паспорт и отправил на верхний этаж, где у задержанных снимали отпечатки пальцев, а в отдельной комнате разъяснительную беседу вёл загадочный сотрудник ФСБ. С нами вначале стоял один полицейский, а спустя какое-то время ушёл и он. Мне с самого начала сама эта процедура показалась не совсем законной, так что я, тоже потоптавшись немного и пообщавшись с народом, решил пойти вниз. На лестнице меня задержал полицейский: «Ты куда?» «А меня всё, оформили» «Ща погоди, придёт тот, кто тебя оформлял, тогда пойдешь». Просидел немного в комнате с другими полицейскими, подождал участкового ещё минут двадцать и спросил в итоге «Слушайте, ну где он ходит! Меня правда уже оформили, вот даже паспорт отдали, может я пойду уже» «Ну ладно, иди» После этого прошел вниз и увидел, что другой полицейский выводит нескольких задержанных. «А меня уже оформили, можно с вами?», - говорю. «Да, хорошо» Ну и через пять минут был уже на свободе, не оставив ментам отпечатков пальцев и не пообщавшись с ФСБшником.

В отделении сказали, что нам пришлют повестку в суд и тогда уже нужно будет придти и выслушать окончательный приговор. А это, если кто не знает, штраф от пятисот до тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. Впрочем, на суд я, скорее всего, не пойду - через пару дней еду на север (Питер, Ленобласть, Вологодчина и т. д.) писать очередной путеводитель. А там через два месяца, глядишь, и срок давности истечёт. Кстати, бывалые люди как-то писали, что на суд по таким делам и вовсе ходить не нужно: «В камере у нас оказались подкованные люди (у одного из них это было уже тридцать девятое (!) задержание, и в этот же день он был задержан в сороковой раз, на Триумфальной, куда немедленно отправился прямо по выходу из ОВД) и эти люди разъяснили, что если ты приходишь на суд - то сажают через одного в штамповочном порядке, а если не приходишь - то также не глядя штампуют штраф и до свидания. Потому что чтобы сажать - это ж тебя искать надо, а на фиг ты кому нужен. Все же понимают, что и протоколы эти левые, и суд этот фарс галимый, и никому это все вообще на фиг не нужно, и заниматься этим никто не хочет, все из под палки». Так что если кто-то окажется в такой же ситуации, имейте в виду.

Вообще толку во всех этих задержаниях и процессах никакого. Если власти думают таким образом кого-то запугать, то получают ровно обратное. Все, кто был задержан вместе со мной, сказали, что их это только разозлило, а на подобные акции нужно продолжать ходить, а не то власти совсем обнаглеют. И если раньше их «свирепая ненависть к Диасу и его тирании была только чувством честных патриотов» , то сейчас у всех появились личные счеты с режимом. К слову сказать, из десяти задержанных, сидевших вместе со мной в автозаке, девятерых задержали первый раз.

Но еще неожиданно понял другую вещь. Я раньше считал, что полицейские должны быть довольны Путиным: ведь многие благодаря нему окончательно превратили свою работу в бизнес и могут творить что хотят, оставаясь полностью безнаказанными. Но оказалось, что даже среди полицейских много людей, которые не боятся и не стесняются выказывать своё недовольство. И тут в дело вступает главный фактор - что им предложить взамен. Потому что вещи известные любому образованному человеку - выборы на всех уровнях, сменяемость власти, равенство всех перед законом - так вот, для них необходимость всего этого вовсе не так очевидна. Да и многие из протестующих, честно говоря, считают, что главное - свалить Путина, а там уже как-нибудь разберёмся. Все-таки не хватает протесту лидеров и программы. Давно пора Навальному, Удальцову и другим товарищам чётко сформулировать, что плохого в нынешней системе, и что нужно в ней поменять - без абстрактных рассуждений, а со списком статей закона, которые нужно изменить, должностей, которые нужно упразднить и так далее и тому подобное. Причем сделать это надо так просто и доступно, чтобы их понял даже ОМОНовец с тремя классами образования (вот хороший пример на тему предпринимательства, правда, без законодательной базы). Полицейские вообще на удивление охотно идут на контакт - им самим любопытно, что же это за странные люди выходят на митинги и чего они хотят. И чем по десять раз объяснять одно и тоже, сбиваясь и пытаясь подобрать слова, хорошо бы иметь с десяток брошюр, где был бы чётко прописан тот самый бизнес-план, о котором твердил нам полицейский, и раздавать их при задержании всем, с кем придётся общаться. Надеюсь, такой план будет. Многим понятно, против чего мы, но, к сожалению, никто пока чётко не сформулировал, за что же мы.

Слава, Ксюша, Маша, Женя, Лёша, Марина - спасибо за звонки и моральную поддержку.

Хороший репортаж на Ленте.Ру - http://lenta.ru/articles/2012/05/07/shestoyemaya/
Итоги дня от krylov'а: «Полиция своими чёткими, уверенными действиями пресекла все попытки организаторов мероприятия слить протест»

Ну и напоследок добавлю: ботоксный карлик не вечен, а Россия будет свободной.

Всем приятных праздников.

И небольшое видео на десерт.

image Click to view


политика

Previous post Next post
Up