ЗОЛОТО НА ДНЕ УССУРИЙСКОГО ЗАЛИВА

Jan 15, 2011 21:10



Заметка из газеты "Далекая окраина" в номере 2403 от 9 ноября 1914 года. "Поиски парохода "Варягина" В 1906 году в октябре месяце в Уссурийском заливе ударился в мину и взорвался пассажирский пароход "Варягин", совершавший каботажные рейсы в ближайших к Владивостоку водах. При взрыве погибли почти все пассажиры, около 300 человек и весь груз очень ценный, а также около 60.000 руб. денег золотом. Спасшийся капитан парохода Г-н Овчинников получил разрешение на поднятие парохода. Подготовительные водолазные работы на глубине 13 сажен, были произведены еще в прошлом году и по словам водолазов, бывших там, груз поднять есть полная возможность и он частью сохранился, сохранились также и трупы погибших. В последних числах октября после неудачных опытов вследствие штормов удалось затралить и было приступлено к работам по выгрузке. Но по спуску водолазов к пароходу выяснилось, что пароход сильно замыло песком и требует громадных затрат для подъема. Партия водолазов теперь вернулась во Владивосток и если позволят средства, начнут работы с будущего года".

Cкажем сразу: приступая к публикации материалов о той давней трагедии, в которой еще немало загадочного, редакция "Русского острова" ставит главную цель - организовать поиск и подъем затонувших ценностей. Есть предварительный план. Непосредственное или косвенное участие в нем смогут принять читатели журнала, кому по душе морские приключения и бодрящие авантюры.
Но для начала побеседуем с человеком, открывшим для нас забытую историю, - это Алексей БУЯКОВ, действительный член Приморского центра Русского географического общества - Общества изучения Амурского края.

91 год назад близ Владивостока подорвался на мине и затонул пароход “Варягин”. По количеству жертв это - одна из самых больших морских катастроф XX века. Вместе с погибши ми пучина поглотила "очень ценный груз" и огромную сумму золотых монет.

- Алексей Михайлович, в начале 90-х годов вы публиковали в местной прессе найденные в архиве сведения о трагической судьбе парохода "Варягин". Какова была реакция?
- Самая впечатляющая - 15 тысяч долларов за пакет полной информации. Я отказался. Для меня и сейчас, после кропотливой работы в архивах, не все еще ясно.

- Расскажите нашим читателям, что же произошло в тот роковой день 7 октября 1906 года?

- Накануне, 4-5 октября, прошел тайфун, и погода в день отхода "Варягина" была скверной: морось, осенний ветер. В 7 часов 20 минут, с небольшой временной задержкой, судно отшвартовалось от Штабной пристани Владивостока курсом на Гонь-коудзы (бухта Суходол) Уссурийского залива. На борту находилось 13 пассажиров первого класса и 210 - третьего, не считая тех, кто покупал билеты прямо на пароходе или оказался там по знакомству. Таких было, наверное, еще человек 20. С выходом из Золотого Рога волнение моря усилилось, волны стали бить в борт, но судно шло намеченным курсом в видимости побережья полуострова Муравьева-Амурского со скоростью 9 миль в час.

Прошло около двух часов после отхода, как пароход потряс огромной силы взрыв. Он раздался в районе мостика. Столб воды и дыма поднялся над морем. Среди пассажиров началась, но не успела распространиться паника: в считанные минуты судно ушло под воду. Шлюпки спустить никто даже и не пытался, столь скоротечной была трагедия “Варягина”. Общее число жертв не установлено, вероятно, погибло около 250 человек.

- Чье это было судно?

- Принадлежало оно владивостокскому купцу Алексею Семеновичу Варягину, сдавшему судно в аренду "Товариществу пароходных предприятий на Дальнем Востоке", более известному как "Товарищество прапорщиков запаса флота".

- Видимо, проводилось расследование, какие были сделаны выводы?

- Следственная комиссия, назначенная командиром Владивостокского военного порта 8 октября 1906 года, сразу же выслала к месту катастрофы миноносцы "Беспощадный" и "Бесстрашный" - для выяснения правильности действий капитана Ивана Овчинникова и старшего помощника, спасшихся во время трагедии. В итоге комиссия подтвердила первоначальную версию: гибель парохода произошла от взрыва отечественной мины, установленной в этом районе в русско-японскую войну. Оказалось, что курс "Варягина" пролегал прямо по кромке минного заграждения, и только благодаря случайности предыдущие рейсы парохода обошлись без трагических последствий.

- Теперь, пожалуй, о главном на сегодня: что за груз перевозился пароходом?

- Пароход совершал рейсы по провозу сельхозпродуктов во Владивосток из деревень, расположенных в малых бухтах Уссурийского залива, а также доставлял почту и денежные средства для населения и воинских частей. В тот злополучный рейс на пароходе в сопровождении чиновника и охраны перевозили денежный груз - золотые монеты на общую сумму 60 тысяч рублей. По предварительным оценкам, стоимость золота, исходя из госцен на золотой лом, может быть оценена более чем в 3,5 миллиарда рублей.

Неизвестно, кому эти деньги предназначались, есть только версии. Но самое интересное, что помимо золота на борту находился какой-то "очень ценный груз". Попытку обнаружить и поднять его предприняли в 1913-14 годах. Но, видно, помешала мировая война.

- Сомневаюсь, что спустя 90 лет "очень ценный груз" будет представлять какую-то ценность.

- Как знать. Во-первых, судя по результатам экспедиции 1914 года, он не испортился через 8 лет после гибели парохода, во-вторых, сам факт попытки поднять его, говорит о его важности, причем, у меня есть данные, что искали именно этот груз, а затем уже золото.

- У вас есть версии о характере ценного груза "Варягина"?

- Можно только гадать - архивы хранят тайну. Но где-то, несомненно, есть свидетельства и документы, нужны новые исследования.

поиски кладов

Previous post Next post
Up