Оригинал взят у
saygotakamori в
Иван Сусанин: легенды и действительность Подвиг Ивана Сусанина занимает в нашем общественном сознании совершенно особое место, а сам Сусанин издавна и прочно отнесен к числу национальных героев России. С именем этого костромского крестьянина связан особый пласт русской культуры: ему посвящена огромная литература, его подвиг нашел яркое отражение в музыке, скульптуре, фольклоре. Однако широчайшая известность в сочетании с неясностью того, что же на самом деле произошло на излете Смутного времени в северном углу Костромского уезда, обусловили тот факт, что начиная с выхода в 1862 г. знаменитой статьи Н. И. Костомарова "Иван Сусанин" вокруг этого события идут непрекращающиеся споры, по сути по одному вопросу: действительно ли Сусанин отдал свою жизнь, спасая Михаила Федоровича, первого царя династии Романовых? Именно отсутствие ясного ответа на данный вопрос приводит к тому, что традиционная трактовка подвига Сусанина периодически ставится под сомнение. Новейший пример - опубликованная в "Вопросах истории" (1993, N 1) заметка А. С. Вайсмана "Не исторический факт, а монархическая легенда".
24 августа 1619 г. Москва провожала уезжавших на богомолье молодого царя Михаила Романова и его мать Марфу Ивановну. Впервые с тех пор, как весной 1613 г. Михаил с матерью приехали в разоренную столицу из костромского Ипатьевского монастыря, они покидали Москву. Их путь лежал через Троице- Сергиев монастырь, Переяславль Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострому. Далее Романовы направились в находящееся в северной части Костромского уезда с. Домнино, родовую вотчину Марфы. Проведя там два дня, царь и его мать выехали на р. Унжу, в обитель преподобного Макария. Последние 20 верст до монастыря они с сопровождавшими их сановниками шли пешком. Причина поездки 1619 г. - принести молебные благодарения "по обещанию" у гроба чудотворца Макария в связи с возвращением из 8-летнего польского плена царского отца Филарета Никитича. Под Вязьмой он был обменен на полковника Струся, бывшего командира польского гарнизона московского Кремля, 14 июня торжественно въехал в столицу и вскоре на церковном соборе был возведен в сан патриарха.
Среди специалистов почти не вставал вопрос, почему благодарственную поездку царь совершил именно в скромную и малоизвестную обитель.
Читать дальшеН.А. Зонтиков