Как говорил в своё время мой любимый/нелюбимый Арнольд Тойнби? «Я всегда желал увидеть обратную сторону Луны». Конечно, он имел в виду некие процессы, которые скрываются под внешним слоем фактологической истории. Однако это выражение можно развернуть и по другому. Под слоем великих, эпохальных событий скрываются живые люди, которые существуют в этом мире как личности, индивидуальности, творящие свою историю, творящие свою судьбу. Может, далёкую эпоху можно более отчётливо разглядеть не с высоты птичьего полёта, а снизу?
Что мы представляем себе, когда говорим о XVII веке? Конечно, красную мантию кардинала Ришельё, кровавую бойню Тридцатилетней войны, Оливера Кромвеля с «Железнобокими», Алексея Михайловича со Стенькой Разиным. Однако весь ли это мир? Возьмём себе в помощники Натали Земон Дэвис, и посмотрим более пристально на оборотную сторону истории.
Твёрдо взяв нас за руки, Дэвис привела нас в страну Воображения, на пороге которой стоят три женщины. Они уже немолоды, повидавшие жизнь. Матери, вдовы, подвижники - каждая по своему проявляла себя. Они использовали всё, что могла дать им их эпоха, они старались открыть своё «Я» в тесных рамках своего, зачастую чрезмерно консервативного общества. Понять, кто они есть перед лицом Господа. И их половая принадлежность как-то уходит на второй план, когда ты понимаешь, что это - просто Личности, сильные и независимые.
Например, Гликль бас Иуда Лейб. Еврейка, которая после смерти мужа многие годы управляла его родовым делом, в кулаке держа всех своих родичей и отпрысков. Суровая и властная женщина, которая на удивление кротка в своём общении с Богом, посылающем постоянно воздаяние за её грехи. Для Гликль чистота перед Богом многое значит - ничуть не менее, чем чистота перед еврейской общиной. В то же время она пытается понять, каков окружающий её мир, она старается осознать своё место в нём, место вечных изгоев евреев и первопричину их бед.
Или Мари Гюйиар дель Энкарнасьон, монахиня ордена урсулинок. В раннем возрасте она оставила ребёнка ради любви к Богу, и перенаправила свою материнскую любовь на служение Ему. Она сорвалась с места, благостного Тура, в далёкую Канаду, чтобы обратить в христианство индейцев Америки - чистых, по её мнению, словно дети. Но это было частью её Личности, пусть и наиболее важной, но не единственной. Всю жизнь она постигала себя, постоянно от себя отказываясь. Она занималась самоанализом, вскрывая тайны своих взаимоотношений с Богом, пытаясь понять природу своей любви к окружающему миру.
А вот, кстати, несколько иной вариант - Мария Сибилла Мэриан. Также верующая и любящая Бога, также познающая. Но она воплощает себя по другому - взгляд Марии прикован к тварному. Пытливый взор этой женщины стремлён на насекомых, тайна рождения и эволюции которых приводили её в восхищение. Эта дама, которой восхищался сам Карл Линней, оставила после себя множество гравюр и зарисовок, книг и статей о мире насекомых, которые представлялись ей Чудом Божьим.
К чему всё это? Это явно не типичные представительницы своего времени, не «среднечеловеки». Гимн феминизму? Да нет. Героини, конечно, женщины, но это не так уж и важно - в конфликт с миром они не вступают, не сетуют, что он «мужской» - они следуют общим правилам игры.
Всё дело в том, что глазами этих женщин мы видим эпоху - с обочины, а не середины дороги. Мы видим колючий кустарник на окраине, выбоины и колдобины, бескрайние просторы там, где кончается асфальт. Видим нормальных, живых людей их глазами, пытаемся понять их вместе с авторами автобиографий.
И в тоже время мы видим Личностей. Сильных, неординарных, думающих. Которые оставили частичку себя в своих мемуарах. Разве это не наслаждение - коснутся жизни человека, который также, как ты, ходил по земле, дышал и размышлял о её природе - также как ты? Понимание - вот зачем написана эта книга, главное - это понимание, чужой культуры, чужого языка, чужого пола, чужой личности.
Кому стоит читать эту книгу? В принципе, всем. Это книга о жизни неординарных людей. О культуре их времени. Об осознании своего места в непростом и довольно жестоком мире. Жизни трёх дам очень поучительны. - всегда нужно стремится понять себя. И понять Другого.